4. Переключите режим работы вашего мозга. Именно сейчас он застрял в тревоге, беспокойстве или депрессии и это не тот режим вашего биокомпыоте-ра, при котором стоит что-либо решать или предпринимать. Используйте технику глазодвигательной десенсибилизации, займитесь базовым тренингом осознания ("здесь и теперь я осознаю" см.
Упражнение 13) или просто не менее трех минут изучайте собственный стол, телефон или любой другой предмет так, как будто вы его видите первый раз в жизни, а через пять минут вам нужно будет сдавать по нему экзамен (на знание этого предмета до мельчайших подробностей).
5. Расширьте и/или видоизмените свою "карту" ситуации. Можете не сомневаться, что, и без того узкая, она сейчас сузилась еще больше. Поэтому, напри-мер, воспользуйтесь техникой "периферийного зрения".
Добейтесь того, чтобы "картинка" ситуации расширилась до размера ваших разведенных рук.
6. Диссоциируйтесь от ситуации. Будучи в нее включенным, вы никогда не увидите полной картины. Посмотрите на нее со стороны, обязательно увидев себя в этой картине.
Используйте различные перспективы рассмотрения (близко-далеко; сверху-снизу-сбоку), добавьте субмодалыюсти цвета, яркости и резкости (фокусировки).
1. Деперсонифицируйте свою "карту" ситуации. Воспользовавшись в качестве якорей несколькими стульями или просто точками на полу, подумайте, как увидели бы эту кризисную ситуацию и что решили и предприняли бы
Супермен,
Микки Маус,
Терминатор,
Джин из сказки об Алладине,
сам Алладин,
Ред Батлер,
Скарлет О'Хара,
Морган (пират),
Морган (банкир)
и т. д. Не забудьте фиксировать наиболее интересные идеи, какими бы безумными они вам не казались.
8. Исследуйте кризисную ситуацию (ее новую видоизмененную веши картину). С помощью любой техники анализа проблем, например, воспользовавшись составлением схемы "карта проблемы", которая делается следующим образом:
выделите Главную проблему, выпишите ее в центре листа и обведите в кружок,
определите проблемы-следствия, выпишите их вокруг Главной проблемы, также обведите их в кружок и соедините с центральным кружком стрелками,
теперь, если каждая из проблем-следствий уже имеет решения, запишите эти решения, обведите их кружками и соедините стрелками с соответствующей
Йсиеление с помощью НЛП
проблемой-следствием. Если же нет, продолжайте свой анализ до тех пор, пока не наткнетесь на решение. То, что у вас получится, будет иметь примерно такой вид:
Выговоритесь "до донышка".
2. Придумайте или вспомните что-то, что является
большей проблемой,
меньшей проблемой и
проблемой такого лее масштаба,
как и кризисная ситуация. Фразы "это ничто по сравнению с мировой революцией" или "что угодно, лишь бы не было войны" придуманы достаточно умными людьми.
3. Переосмыслите кризисную ситуацию как нечто положительное. Воспользуйтесь не только рефрей-мингом, но и просто чувством юмора, дабы это положительное все-таки отыскать (между прочим, потеря денег в числе прочего означает, что вам теперь не надо беспокоиться об их использовании и сохранении).
Но некоторые из этих неудач достигают своеобразного "порогового" уровня. И оказываются столь болезненными, что превращаются в стойкий тормоз прогресса и развития. Ибо испытавший ее человек буквально убеждает сам себя (причем на уровне бессознательного), что "это вот" ("этим вот" вот может быть все от эффективных переговоров до успешного похудания) ему просто не по плечу (не дано, не возможно, все равно не получится и т.д.). Однако любой неудавшийся опыт есть прежде всего (и более всего) "информация к размышлению" о том, что вы сделали неправильно, дабы не повторить это неправильное в будущем.
Вот здесь-то без предлагаемой нами техники вам не обойтись. Помимо этого она очень хорошо "работает" при разбиении так называемых синестезических паттернов когда вам просто плохо, но это плохо никак не
поддается логическому анализу. Выявить истинные причины этой плохости и тут же "переписать" их именно этой цели также служит техника превращения неудачи в обратную связь Р. Дилтса.
Пример использования техники превращения неудачи в обратную связь. Надежду меня попросил принять ее лечащий врач мой хороший знакомый. Проблема заключалась в том, что его новый и весьма эффективный способ лечения почему-то никак не срабатывал у этой тридцатипятилетней женщины.
Самое логичное, что можно было бы здесь предположить, так это то, что дело не в методе, а в пациентке. В каких-то ее бессознательных механизмах, которые препятствуют излечению.
Из предварительной беседы я узнал, что лечение, которое предлагает Надежде мой знакомый, "юбилейная" десятая ее попытка излечиться, причем девять предшествующих закончились неудачей. Резонно предположил, что здесь может присутствовать убежденность Надежды в том, что и в этот десятый раз она снова потерпит неудачу. И после нескольких "раскруток" убедился в том, что это именно так.
"Я больше не верю, что мне что-то может помочь, сказала мне Надежда. Да и вы, наверное, тоже не верили бы, если бы лечились столько, сколько я..." В результате это ее убеждение в неизбежности неудачи а, скорее всего, оно возникло значительно раньше, где-то после третьей или четвертой попытки излечиться превратилось в самооправдывающееся пророчество и на уровне бессознательного создало механизм, блокирующий любое изменение к лучшему.