По М. Аткинсон, результатом такого процесса является то, что люди часто создают "большую, более полную картину". И буквально начинают видеть отношения главного обекта своего внимания с другой точки зрения. Между элементами человеческого опыта возникает как бы больше баланса и все его составляющие выстраиваются в перспективу.
Я почти всегда начинаю с этой или аналогичной техники в0 всех случаях, когда мне кажется, что клиент как-то неполно или искаженно воспринимает свою проблему (а если это действительно проблема, он обязательно воспринимает ее неполно и искаженно). Прошу пациента вспомнить и увидеть свою проблемуне важно как. Определить, что именно он увидел отдельную картину, несколько картин ("фотороман") или фильм.
И показать мне размеры этих самых изображений отдельной картины, серии картин или же "экрана", на котором он видит этот "фильм" своей проблемы.
А дальше, прежде всего в тех случаях, когда размеры эти небольшие и достаточно четко очерчены, приступаю к вышеописанной технике. Предлагаю клиенту вытянуть руки и, глядя прямо перед собой, начать их разводить до тех пор, пока он еще может их видеть. И сохраняя такой вот странный характер своего взгляда, когда экран восприятия в результате осуществления действа стал не просто широким, но панорамным, снова вспомнить "картинки" или "фильм" проблемы и заново их рассмотреть или просмотреть входя в это "изображение" и выходя из него.
После этого остается только поинтересоваться тем, что произошло. Кое у кого картинка или фильм просто исчезают, а на место проблемы приходит решение. У других происходит видоизменение образа проблемной ситуации, и они начинают видеть то, что раньше было "скрыто за кадром".
И все без исключения обретают возможность исследовать свою проблему более широко, трезво и беспристрастно...
Система быстрого разрушения навязчивости. Если ВЬ1 осуществили все вышеописанное (включая обязательную работу по расширению восприятия) извлекли урок из давнишней ситуации, но тем не менее так от нее (этой самой ситуации, а точнее, от связанных с нею неприят-Иьгх воспоминаний и некой "принудительности" этих
воспоминаний) и не избавились, пришла пора заняться более систематическим уничтожением всего этого неприятного и принудительного (преимущественно в визуальной модальности).
Лучше всего это сделать, используя то, что можно назвать системой техник быстрого разрушения, рекомендованных блестящими и очень "плодовитыми" энэлпера-
ми К. и С. Андреас в книге "Измените свое мышление
и воспользуйтесь результатами". Однако сначала на всякий случай проведите тщательную экологическую проверку. Как справедливо указывают эти авторы, разрушение создает амнезию, а ваши мысленные картины (фильм) могут быть каким-либо образом полезны для вас (например, содержать информацию о том, чего не стоит делать в будущем). Если это так, то будет лучше если вы сначала выделите полезную информацию и поместите ее в какую-нибудь новую картину (вернитесь-ка к технике расширения восприятия!).
Или просто воспользуйтесь каким-либо иным, не создающим амнезии, вмешательством.
А теперь о том, что можно сделать в этой самой системе техник быстрого разрушения проблемных состояний и навязчивости (в вышеупомянутой книге они называются просто "Разрушение").
Во-первых, примените растрескивание. Это то, что происходит с закаленным стеклом (например, с лобовым стеклом машины), когда оно разбивается. Так что представьте, что тревожащий вас зрительный образ как бы нарисован на лобовом стекле, "врежьте" по нему (стукните как следует молотком или кирпичем) и с удовольствием посмотрите, как оно разбивается и распадается.
Если надо, повторите это несколько раз, дабы "растрескать" неприятное воспоминание полностью и навсегда.
Во-вторых, просмотрите свои картинки "шиворот-навыворот". Как и Андреас, я не знаю, что при этом про исходит. Но всякий раз когда я предлагал сделать это своим пациентам, они обязательно получали что-то полезное.
Обычно фильм или картинка как бы выворачивались, и все находящееся в центре, внезапно перемещалось (автоматически, а не осознанно!) наружу, а все, что было по краям, "сплющивалось" в центре. Бывало и так, что внезапно, само собой, "картинки" переворачивались кверху ногами, а фильм начинал идти "задом-наперед". Однако чтобы не происходило, терапевтический эффект был налицо: навязчивость уменьшалась или просто исчезала.
А после для каждой из них делаю отделение поведения от контекста, разрывая ассоциативную связь выпивания с ситуациями презентаций, посещения саун, визитов к девочкам и т.д.
Кстати, если вы попадаете в плохое состояние с помощью своих дурных мыслей, вы можете использовать также, созданную Андреасами (и описанную в книге "Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами"), процедуру технику разрушения причинно-следственных связей между вашими мыслями и состояниями (не очень умными мыслями и соответствующими им негативными состояниями).
Используйте любые субмодальности, чтобы создать различие между вашим мышлением и вашим внутренним состоянием. Затем прокрутите фильм вперед со своими внутренними состояниями на удвоенной скорости и своими связанными с ними глупыми мыслями на половинной. Потом прокрутите фильм обратно с состояниями на половинной скорости, а мыслями на удвоенной.
Сделайте это как в ассоциированном, так и в диссоциированном состоянии, дабы выяснить, что для вас наиболее эффективно...