d9e5a92d

Наука дозированного переживания


И не потому, что "реклама - двигатель прогресса". И не только потому, что она дает своевременную информацию о всех новинках сферы услуг. И даже не за просветительскую деятельность. Мне она нравится за обилие рефреймингов и других красивых методов воздействия.

Мне доставляет удовольствие анализировать кухню того или иного рекламного ролика. Помните классическое: "Реклама должна говорить правду, только правду, ничего кроме правды. И никогда - всю правду"? Это о рефрейминге смысла.

Искусстве ставить нужные рамки восприятия. Всегда приятнее воспринимать рекламу бритвы на фоне нежного женского прикосновения, нежели на фоне боли от порезов и жгучего одеколона…
В общем, рефрейминг - это способ найти "свежее решение", даже когда рядом нет широко разрекламированной мятной таблетки…
Памятка на память.

  • Мы создаем свой собственный реальный мир. В каждый момент времени, с каждым полученным сообщением. Каждой выданной нами реакцией. Только от нас зависит, каким смыслом наполнить полученное сообщение. События настолько многогранны, что из каждого можно извлечь свою выгоду.
  • Отношение к чему-либо определяется рамкой, в которую его поместить. Смена рамки вызывает смену отношения к происходящему. Провоцирует появление новых точек зрения и новых оценок. Такое "переобрамление" в НЛП называется рефреймингом.
  • Рефрейминг можно делать буквально: выделяя и помещая в различные рамки необходимую информацию. Этот эффект часто используется в рекламе. Да и везде, где требуется заранее задать отношение к подаваемой информации или просто привлечь внимание.
  • Можно сфокусировать внимание на другой аспект ситуации, и это будет называться рефреймингом смысла. Как говорил домовенок Кузя из детского мультика: "Я не жадный - я домовитый!" Или бессмертное: "Стакан наполовину выпит или наполовину недопит?"
  • Когда мы рассматриваем нечто на фоне других обстоятельств, это называется рефреймингом контекста. Он позволяет найти случаи, когда заявленный недостаток мог бы оказаться преимуществом.
  • Рефрейминг реализует принцип словесной подстройки и ведения. При этом, рефрейминг контекста - это прямое присоединение, а смысла - перекрестная подстройка.
  • Рефрейминг контекста уместен при сверхобобщениях, когда проблема заявляется в виде: "Я слишком…" или "Я недостаточно…" Рефрейминг содержания полезен при оценках: "Это означает, что…" Соответственно, для работы с контекстом изменяются обстоятельства: "Зато…", а для работы со смыслом - ищется новое значение.
  • Основная задача рефрейминга - выйти за рамки обычного восприятия проблемы. Показать другую сторону того же события. Когда-то, более привлекательную, когда-то - более шокирующую. Кому что полезнее. Рефрейминг может помочь изменить отношение на более благоприятное, когда нужно просто успокоиться. А может - подстегнуть к решительным действиям.

Наука дозированного переживания.
Ассоциация - погруженность в переживание, при воспроизведении которого человек видит события своими собственными глазами, воспринимая его всеми органами чувств.
Диссоциация - выход из переживания в состояние наблюдателя за самим собой, рассматривающего и слышащего ситуацию со стороны. При этом отсутствует непосредственное кинестетическое восприятие.

Пьяный падает с третьего этажа. К нему подходит милиционер и спрашивает:
- Что произошло?
- Откуда я знаю? - отвечает тот, отряхиваясь. - Я сам только что сюда попал.
Мы прекрасно умеем регулировать степень своей включенности в переживание. Бывает, мы с головой погружаемся в него, а порой - отстраняемся, словно это происходит не с нами. Мы можем буквально ассоциироваться со своими чувствами, а можем - диссоциироваться, отсоединиться от них. Иногда события буквально захватывают нас и мы несемся в бурном потоке жизни.

В других случаях, мы остаемся безучастными наблюдателями на ее берегу.
Представьте, что вы видите себя со стороны стоящим под душем. Вы отсюда видите, как он там находится под прозрачными струями воды. Вы можете даже слышать звуки, которые доносятся из душа.

Тот человек стоит и моется. Неожиданно на него полился поток холодной воды, т.к. горячую воду отключили…


Теперь немного по-другому. Вы стоите под горячим душем. Упругие струи воды приятно массажируют ваше тело и мягко стекают по нему вниз.

Вы слышите шум бегущей воды и, может быть, собственное довольное мурлыканье… Неожиданно на вас полился поток холодной воды, т.к. горячую воду отключили.
Ощущения разные?
Возможно, вы уже и сами догадались, за счет чего появляется такая мощная разница. В первом случае вы были диссоциированы от своего тела. Вы буквально смотрели на него со стороны. Поэтому вы оказались оторваны от его переживаний и легко пережили даже очень резкое изменение ситуации.

Максимум, что вы могли испытать - это ощущения по поводу происшедшего.
Сумасшедший пишет письмо себе.
- И что же ты там себе пишешь?
- Откуда я знаю! Я же его еще не получил!
Во втором случае вы ассоциировались с самим собой. Вы были в собственном теле, смотрели своими глазами, слушали своими ушами, чувствовали то, что происходит вокруг. И оказались связанными с собственными переживаниями.

Не исключено, что вы пережили при этом легкий бодрящий стресс, не прерывая чтения.
Соответственно, вы получили представление об ассоциированных и диссоциированных состояниях. Набравшись некоторого опыта, можно достаточно легко обнаружить, ассоциирован или нет человек в свои переживания.
Так, для ассоциации характерны более интенсивное дыхание, покраснение кожи и легкий наклон корпуса вперед. Особенно показательно наличие микромоторики - мельчайших (и очень даже явных) движений телом, как в переживаемой ситуации. Это могут быть подрагивания пальцев, движения губ, смещения корпуса в ту или иную сторону.

Иногда рассказчик может буквально "рисовать" обстановку вокруг себя.
Диссоциированный человек, как правило, легко читается по отклоненному назад корпусу. Он буквально отстраняется от ситуации в позицию наблюдателя. Его дыхание более поверхностное, кожа - намного бледнее.

Он тоже может "рисовать" вам что-то, но он это делает, как на экране.
Пьяный мужчина ночью приводит друга к себе домой. Все спят. Он показывает квартиру:
- Это моя гостиная, это - спальня, это - наша кровать. Вот спит моя жена, а это рядом с ней - я…
Особенно бросается в глаза момент перехода между этими состояниями. Вот он сидел, включенный в переживания, а в следующий момент - подается назад и буквально за минуту меняет цвет лица до более бледного. Лицо становится гораздо менее подвижным, словно кто-то переключил невидимый тумблер.
Перемены действительно разительны, поскольку переход между ассоциацией и диссоциацией дискретный - разрывный по своей природе. Можно или смотреть на мир своими глазами, или видеть себя со стороны. Промежуточного состояния конструктор мира не предусмотрел.
Зато можно регулировать степень диссоциации от переживаний. Главный способ - это изменение расстояния до собственного тела. Помните привычное: "Мне это совсем не близко", "Это далеко не так важно!", "Я бы хотел отодвинуться от своих проблем". Все эти фразы выражают буквальные процессы, происходящие в наших переживаниях.

Мы действительно отодвигаем картинку с воспоминаниями на большее расстояние. И мы буквально можем войти в них, ассоциировавшись с собственным телом.
Кладовая памяти.
Полагаю, у вас уже вовсю заработала фантазия, как это можно использовать. Мне остается только описать те способы применения этого чудесного инструмента, которые уже давно применяются всеми НЛПерами. Первое - это работа с воспоминаниями.

Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе. И то, как он там закодирован, может существенно повлиять на наше настоящее и даже будущее поведение. А может и не повлиять - береженого Бог бережет.
Возле травматологической больницы стоят перебинтованные муж и жена. Садятся в такси и просят шофера:
- Только, пожалуйста, не гоните! А то вчера нам достался такой лихач, что мы попали в аварию. Чтоб ему пусто было!
Таксист радостно оборачивается:
- Ой, это были вы! А я вас не узнал.
Можно, например, поработать с приятными и неприятными воспоминаниями. В жизни всякое бывает, и все это - наш жизненный опыт. Ценнейший, потому что пережитый. Это те уроки, которые щедро раздает наша жизнь. И из этих уроков можно многому научиться.

Но что делать с теми событиями, одни воспоминания о которых причиняют нам боль? Не воспитывать же у себя мазохизм!
Ответ на поверхности - диссоциироваться от них. События были связаны с неприятностями - разорвите эту связь. Просто выйдите из своего тела.

В воспоминаниях, естественно. Пусть все те события происходят с ним - более молодым. А вы будете на них учиться.

Оставаясь на поверхности и не погружаясь лишний раз во всякие гадости.
Прорвало канализацию. Молодой и старый сантехники открывают люк, оттуда выплывают испражнения. Старший ныряет в люк, и через минуту показывается его голова и говорит напарнику:
- Ключ на двенадцать!
Взял ключ - снова нырнул. Через минуту:
- Ключ на семнадцать!



Содержание раздела