d9e5a92d

Эмоционально-коррективное переживание


вы можете выразить (и получить) стольпедостающие вам извинения, чувства поддержки и сожаления о случившемся.
Более всего исцеляющие письма эффективны во всех тех случаях, когда человек, нанесший оскорбление, находится вне физической досягаемости по любым причинам (например, из-за его смерти). В этом случае письма как бы завершают внешний и внутренний конфликт с тем, кто отказался или не успел взять на себя ответственность за оскорбление.
Эмоционально-коррективное переживание. Сходную с вышеописанной, но более простую технику эмоционально-коррективного переживания предлагает в своей книге "Это в ваших силах" Дж. Рейнуотер.
Запишите тревожащий или оскорбивший вас эпизод в виде небольшого рассказа, написанного в настоящем времени и от первого лица. Как молено более точно восстановите все события (если, конечно, они не стали для вас серьезной психотравмой). Восстановите все диалоги и опишите свои чувства.
Теперь перепишите историю так, как вы бы хотели, чтобы она произошла. Дайте пощечину обидчику, пойдите навстречу преследователю и победите его. Хоть как-то, но отомстите мучителю.

Или полюбите человека, которого вы ненавидите.
Делайте все, что хотите. Создавайте новые диалоги. Описывайте иные ваши чувства.

И придумайте свои собственные финал и развязку.
Создание "амулета правды". Бывают, однако, очень сложные случаи оскорблений, о содержании которых вам придется рассказывать другим. Например, своим родным и близким, от которых не удалось (или не хочется) скрыть что-то очень-очень неприятное.

Или в суде, давая свидетельские показания в качестве потерпевшего или потерпевшей (упаси вас боже от всего этого!). В подобных случаях даже не столько для прощения,
сколько для собственной психологической поддержки вы можете воспользоваться техникой ношения письма и ому-лета правды, которую я описываю опять-таки по материалам семинара "Техники высшего уровня в работе с семьей и ребенком" М. Аткинсон (ЦПП "Катарсис"). В сути своей это своеобразная форма якорения самоподдержки.
На небольшом листе бумаги напишите то, что вы считаете самым важным в произошедшем, особо отметив тот факт, что это не было вашей виной и вы не несете ответственности за случившееся. Носите эту записку в кармане с тем, чтобы, например, рассказывая об оскорблении членам семьи, могли просто сунуть руку в карман и зажать записку в руке. Делайте тоже самое и в случае, когда вам необходимо давать свидетельские показания в суде или встречаться с человеком, который нанес вам оскорбление. Эта маленькая записка поможет вам во всех подобных случаях ощущать связь со своими внутренними ресурсами.

Чтобы еще более усилить данную связь, вы можете носить в кармане символы (амулеты), которые будут являться якорем и ассоциативным ключом к чувству комфорта и безопасности.
Что бы вам было ясно, что нужно писать в "записках правды", приведу несколько примеров. Как отмечает М. Аткинсон, среди записок, которые ее клиенты клали в карман при необходимости рассказать об оскорблении, выступить в суде или встретиться лицом к лицу с оскорбившим их человеком, были, например, такие:
"Я в этом не виновата",
"Я делаю это для маленькой девочки, которой я была",
"Я делаю это, чтобы маленькая девочка внутри меня ощущала защиту",
"Это тот, кто причинил мне зло",
"Я должна сделать это, чтобы он больше никому не смог причинить боль",
"Когда я сделаю это, я буду чувствовать себя намного лучше".
Упражнение 90.
- Создайте список всех людей, воспоминание о которых вызывает у вас тяжелые чувства, и осуществите прощение
по К. и С. Саймонтонам (а точнее по Э. Фоксу),
по Ш. Гавэйн.
Упражнение 91.
По результатам первого упражнения выделите тех людей, которых вы не смогли простить, и
напишите каждому из них (для каждого из них) исцеляющие письма,
перепишите ситуацию по технике "эмоционально-коррективного переживания".
Упражнение 92.
Создайте письма и амулеты правды для всех тяжело оскорбивших вас людей, с которыми вам приходится постоянно встречаться.
4.2. Прояснение и переработка устойчивых негативных эмоций
Определение шаблонов чувств. В принципе, все вышеописанные техники касались вполне конкретных единичных случаев давних негативных чувств и прощения людей, которые их вызвали. Но так как чувства эти у вас


404С. Ковал
достаточно устойчиво возникали в прошлом, то нет никакой уверенности, что они снова не возникнут у вас в будущем. Из-за присущих вам шаблонов этих самых чувств
некоторых стабильных паттернов эмоционального реагирования, определенный набор которых есть у каждого человека. Например, представьте, что ехавшая впереди вас машина затормозила и вы врезались ей в багажник. Что вы чувствуете прямо сейчас или почувствовали бы по поводу этой ситуации? Неполноценность?

Беспомощность? Депрессию? Страх? Вину?

Тревогу? Гнев? Обиду?

Те несколько эмоциональных реакций, которые проявились у вас при представлении этой гипотетической ситуации, и есть шаблоны ваших чувств. Для того чтобы их прояснить и проработать, в современной психотерапии существует целый ряд психотехнологий. Разберем некоторые из них.
Прояснение огорчений. Прежде всего попробуйте прояснить для себя ваши столь часто возникающие огорчения по поводу значимых и незначимых других людей, которые влияют на вас, как бы нажимая на некие кнопки. Уже известный вам Ф. Фанч в книге "Пути преобразования.

Общие модули процессинга" утверждает, что обычно негативные чувства по поводу других людей возникают, когда этот другой действовал не так, как ожидалось, или не так, как "должен" был действовать. То есть, по сути, у вас была какая-то умственная "карта" того, что ожидалось. И, по идее (вашей), другой человек "должен был знать" об этом.

Но он либо не знал, либо просто пренебрег вашей "картой".
Если называть случившееся огорчение именно так что другой человек "должен был знать, но не знал", то можно прекратить обвинять другого за то, что он "плохой". И сосредоточиться на различии в субективных реальностях, его и ваших "картах" ситуации.
Вы можете использовать данную технику прояснения огорчений, просто задав себе вопросы:
"Что я должен был знать?" и
"Что он должен был знать?"
или, для того чтобы диссоциировать себя от ситуации:
"Что ты должен был знать?" и
"Что долэ/спо было быть известно нам обоим?"
Помимо этого Ф. Фанч рекомендует вспомнить, что наши негативные чувства (их возникновение) обычно связаны с тем, что бьшо сделано, или с тем, что сделано не бьшо (чего кто-то не сделал). И если конкретно уточнить, что именно бьшо или не бьшо сделано (и кем), то чувство, связанное с этим человеком, просто высвобождается. Делать это высвобождение лучше всего с разных сторон и с разных точек зрения. Поэтому ответьте себе на следующие четыре вопроса:
1. "Что другой сделал не так?"
2. "Чего другой не сделал?"
3. "В том, что касается другого, что я сделал не так?"
4. "В том, что касается другого, чего я не сделал?" Теперь если это, конечно, все еще нужно, можно приступить к уже знакомой вам разгрузке в данном случае ваших негативных чувств. Ключи, которые вы можете здесь использовать, могут быть любыми. Например, Ф. Фанч рекомендует следующие.
"Может, что-то было..."
неправильно понято
подавлено
осуждено
опровергнуто
уменьшено до минимума
ограничено
проигнорировано
защищено
"Может,.."
чему-то помешали
в чем-то было отказано.
После всего этого стоит проанализировать нарущен.
ные ожидания. Дело в том, что негативные чувстваэто
в основном реакция на разрыв или нарушение чего-то которая может проявляться самыми разными способами Но, по сути, сначала вы считаете, что между вами и другим (или вами и миром) существует какое-то соглашение а затем происходит что-то, так или иначе опровергающее это ваше убеждение. Точнее, как бы разрывается связь с вашими убеждениями и представлениями. Например, до 17 августа 1998 года многие из нас считали, что они вполне обеспеченные люди.

Но произошел кризис, все эти наши представления обрушились, и возникло то, что Ф. Фанч называет "нарушенной обеспеченностью".
Общим во всех подобных случаях является то, что человек ждет чего-то, что должно быть (экономическая стабильность в вышеописанном примере), а этого чего-то не оказывается. И если вы сможете установить, какие именно ваши ожидания были нарушены, "огорчитель-ность" происходящего проясняется, а огорчение оказывается уже не чем-то глобальным и недоступным для решений и исправлений, но вполне конкретным случаем. Специально для этого Ф. Фанч составил список чаще всего встречающихся ожиданий и способов ожидания, которые могут быть нарушены. Ибо во всех случаях огорчения не сбываются или разрушаются:
доверие



Содержание раздела