d9e5a92d

Формализованные методы определения и преодоления


Почему?
Как это так?
Ты можешь это обяснить?
На каком принципе или правиле это основано?
Возможно, что некоторое время будут появляться и проявляться вполне логично выглядящие ответы, но если вы будете продолжать спрашивать уже об этих самых логических обоснованиях, то через некоторое время дойдете до основной нелогичности.
Как немного ехидно утверждает Ф. Фанч в вышеупомянутой книге: "На самом деле мы не ищем логичных причин и обяснений. Мы поощряем человека раскрыть очень нелогичную причину. Для этого нам 1гужно как бы обхитрить его, загнать в угол и вывести на чистую воду. У него не должно быть времени, чтобы построить разумные обяснения.

Лучше, если он необдуманно выложит что-то. Поэтому задавайте вопросы очень быстро. С помощью последовательности быстро повторяющихся вопросов и ответов вы скорее всего обнаружите фиксированную идею.
...Играйте с ним (опять-таки с человеком или собственным разумом С.К.) в игру. Он старается найти логичные причины, а вы поймать его на использовании основной нелогичности, не просто какой-то ошибки мышления, а конкретной фиксированной идеи, которая является основой его способа мышления и действий в жизни".
Обнаружив фиксированную идею, можно приступить к ее расфиксированию. Для этого рекомендуется
определить то, как и в чем фиксированная идея помогает человеку,
исследовать последствия использования и неиспользования идеи,
поместить идею в конкретную ситуацию. Определить, как конкретная фиксированная идея
служит вам или другому довольно легко, если вы воспользуетесь нижеприведенными вопросами.
Чегопомогла тебе достичь?
Чтопомогла тебе предотвратить?
Что позволяет тебе делать?
Что позволяет тебе иметь?
Кем позволяет тебе быть?
Что правильно в?
Какие преимущества?
Как можно использоватьпротив других?
Ставит лидругих в невыгодное положение?
К чемутебя привела?
Из чеготебя вывела?
Решением чего была?
Чторешила?
Далее, по Ф. Фанчу, надо исследовать последствия использования фиксированной идеи. Это крайне важно, дабы впоследствии превратить ее в гибкий принцип особенно для тех идей, согласно которым человек ДОЛЖЕН или НЕ МОЖЕТ делать чего-то. Ведь чаще всего он просто не удосужился исследовать (или просто не изучил) окончательные последствия реализации или выполнения того, о чем говорит. Поэтому резонно спросить, что бы произошло, если бы он сделал это (или если бы идея была истинной), и что бы произошло, если бы он не сделал этого (или если бы идея была ложной).

А также о том, чего бы не произошло при противоположных обстоятельствах (этот способ очень своеобразного разблокирования убеждений по Ф. Фанчу с помощью так называемого логического квадрата я более подробно опишу далее).
Что случится, если ты сделаешь?
Что случится, если ты не сделаешь?
Чего не случится, если ты сделаешь?
Чего не случится, если ты не сделаешь?
Теперь осталось только поместить идею в конкретную ситуацию. Дабы вы (или кто-то другой, если вы работаете с этим другим) смогли наконец-то обдумать эту идею, сопоставив ее с другими идеями и с
разными ситуациями. Что вполне возможно, если воспользоваться следующими вопросами.
В чем ценность?
В чем важность?
Когдаможет быть подходящей идеей?
Когдаможет быть неподходящей идеей?
С чем МОЭ1СПО сравнить?
Кудаподходит?
Работа с фиксированной идеей может считаться завершенной не тогда, когда вы ее "уничтожили", а когда вы можете совершенно спокойно либо принять ее, либо также спокойно отбросить. То есть тогда, когда эта идея превратилась из фиксированной неопределенности в некий гибкий принцип.
Расфиксирование идеи с помощью логического квадрата. С фиксированными идеями Федора Николаевича мне пришлось работать с самого начала еще до того, как мы приступили к формулированию результата. Точнее, с одной его идеей.

Дело в том, что сразу после того, как я закончил обязательное и вводное для любого нового клиента обяснение сути и принципов нейролингвистического программирования, между прочим упомянув его (НЛП) краткосрочность, Федор Николаевич сердито засопел и сообщил, что, по его мнению, быстрое лечение это обязательно плохое лечение. И я понял, что имею дело с фиксированной идеей.


Конечно, можно было оставить все как есть и настроиться на ну очень долгое лечение (короткому, как вы поняли, не дала бы осуществиться фиксированная идея клиента). Но мне вовсе не улыбалось полтора-два десятка сеансов заниматься тем, что вполне можно сделать за два-три. И потому я приступил к расфиксиро-ванию. Для начала я, конечно же, проверил фиксированную идею "на вшивость" (в надежде, что с нею можно будет справиться более простыми методами),
поинтересовавшись: "Как вы об этом узнали что быстрое лечение есть обязательно плохое лечение?"
"Всегда знал!" раздраженно буркнул Федор Николаевич, и я решил отказаться от вопросов мета-модели, дабы раньше времени не потерять клиента (мета-модель это один из разделов искусства речи НЛП, который я не описывал в этой книге, хотя это прекрасный, но и немного опасный способ прояснения проблем клиента; опасный, ибо вопросы мета-модели запросто могут довести человека до белого каления).
Поскольку фиксированная идея была налицо, первый этап работы по расфиксированию поиск идей можно было опустить. И я сразу же перешел к ее раскрепощению, прежде всего поинтересовавшись, в чем преимущества данной идеи. Оказалось, что в том, что "все происходит наверняка и под контролем".

Тогда я спросил, кто еще использует эту идею.
"Все", ответствовал Федор Николаевич, но после серии наводящих вопросов оказался вынужденным признать, что немногие. Установив таким неявным образом, что это именно идея, а не истина в последней инстанции, я расчертил лист бумаги на четыре квадрата, написал в каждом из них по вопросу и предложил Федору Николаевичу ответить на них.

Что случится, если эта идея верна?
Что не случится, если эта идея верна?
Что случится, если эта идея не верна?
Что не случится, если эта идея не верна?

На то, чтобы несомненно заполнить этот лист (разумеется с моей помощью), у Федора Николаевича ушло минут десять. Но еще целых пять минут он, слегка огоро-шенно, разглядывал, перебегая глазами из квадрата в квадрат, списки, полученные в результате нашего анализа, уделяя основное внимание сравнению двух квадратов: "Что не случится, если эта идея верна?" и "Что случится, если эта идея не верна?" (учтите, что слово "случится" целиком и полностью относилось не к философской категории бытия, а к вполне конкретной жизни и, естественно, здоровью Федора Николаевича). А после поднял на меня глаза и огорченно, делая длинные паузы, промолвил:
"Я и не знал, что это так глупо... Такие последствия... И я в это верил?..

Это, наверное, после того случая... Но нельзя же так обобщать... Не все же врачи такие..."
Я даже не стал выяснять, после встречи с каким именно таким врачом у Федора Николаевича возникла его фиксированная идея. А просто потратил еще несколько минут на то, чтобы выяснить, когда идея о том, что быстрое лечение является плохим лечением, может быть подходящей, а когда нет. Т.е. поместил идею в ситуацию, превратив ее из фиксированной неопределенности в гибкий принцип.
Вообще-то для расфиксирования идеи вполне (и достаточно) подходит последовательное и быстрое задавание вопросов: "Почему это так?" и "Что должно быть верно для того, чтобы это было правильно?" Ноя давно уже обратил внимание на то, что "раскрутка" идеи по четырем сторонам логического квадрата (типа вышеприведенной для Федора Николаевича) позволяет быстро и безболезненно, а главное силами самого клиента "развалить" и "раздробить" "всплывшую глыбу" его (клиента) застывшей логики...
Упражнение 84.
Используя список своих ограничивающих убеждений в части бо-
лезни, здоровья и излечения, потренируйтесь в использовании базовой техники изменения убеждений.
Упражнение 85.
Определите, есть ли у вас конфликтующие убеждения, конфликт которых мешает вам излечиться, и если таковые обнаружатся (а они обязательно обнаружатся), осуществите интеграцию этих убеждений на линии времени.
Упражнение 86.
Взяв за основу присущий вам уровень ваших убеждений в безнадежности, беспомощности и незаслуженности, расфиксируйте их по Ф. Фан-чу. Не забудьте для облегчения рас-фиксирования воспользоваться схемой "логического квадрата".
3.3. Формализованные методы
определения и преодоления
ограничивающих убеждений
Негативные установки по А. Эллису. Я надеюсь, что вы уже поняли, что, помимо трех базовых "вредоносных" убеждений (в безнадежности, беспомощности и незаслуженности), каждый из нас имеет еще целую кучу фиксированных идей (о мире, жизни и себе), которые создают нам трудности в нашей жизни, отягощая ее неприятностями и стрессами теми самыми, которые методично уничтожают наше здоровье. Нахождение этих



Содержание раздела