d9e5a92d

психологии наших болезней


А еще они рисовали ... всякую всячину ... все, что начинается на "М".
Почему на "М"?" спросила Алиса.
Почему бы и нет? ответил Мартовский Заяц. Алиса промолчала.
Л. Кэрролл
Изучение чего угодно нового это всегда как путешествие. Путешествие в незнакомую страну. Для того чтобы оно оказалось удачным, вышедшие в путь нуждаются если и не в путеводителе, то, по крайней мере, в элементарной карте.

Или хоть каком-то описании этой самой "страны пребывания" дабы узнать, куда они собственно идут.
К сожалению, страна НЛП, путешествие по которой вы начинаете, имеет столь сложное устройство, что достаточно полный путеводитель по ней оказался бы обемом во всю эту книгу. Поэтому все, что я хочу и могу
предложить вам в данной главе, будет сводиться только лишь к некоторым описаниям особенностей "местности", по которой вам придется пройти. К весьма ограниченному набору сведений о:
сущности и истории нейролингвистическо-го программирования,
причинах его эффективности, а также
различиях между "картой" и "территорией", и так называемых репрезентативных системах.
1.1. Что такое НЛП
Определение нейролингвистического программирования. Говорят, что наука начинается с определений желательно строгих и академичных. Если это так, то НЛП не наука. Ибо представители ее очень не любят определений и вообще теории, с некой (явно преувеличенной) скромностью утверждая, что все онисамые что ни на есть практикующие практики. Практики, которые занимаются тем, что (всего-навсего) создают модели.

Модели того, как в этой самой жизни добиться двух (не очень-то важных) вещей эффективности и счастья.
Тем не менее для любителей научной строгости я могу сообщить, что по первому, некогда встреченному мною в материалах к тренингу по НЛП, проводимого ИГИСП (автор и название его мне, к сожалению, не известны), определению, нейролингвистическое программирование это многомерная модель структуры и функции человеческого опыта. НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования, т.е. тех основных компонентов, которые создают субективный опыт. Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения, причем бихевиориальная (поведенческая)
технология является его побочным продуктом. Последняя включает набор фреймов (понятийных рамок), а также приемы и навыки развития системного познания, гибкости и компетенции. НЛП также представляет собой особое отношение (кмиру, жизни и к себе), в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов общения и изменений.
Ну и как вам это определение? Как говорится, красиво, но непонятно? Совершенно с вами согласен. И потому спешу обрадовать вас, сообщив, что в книге Дж.

О'Коннора и Дж. Сеймора "Введение в НЛП" приводится более простое (и немного мною дополненное) определение, согласно которому нейролингвистическое программирование это искусство и наука о личном мастерстве. Это практическое руководство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире.

Это описание того, что создает различия между выдающимся и обычным, выдающимися и обычными людьми. И это система приемов, техник и технологий, позволяющая использовать колоссальные возможности человеческого Разума.
Уже интереснее, хотя все еще не до конца понятно? А стоит ли все это понимать? Лично мне для того, чтобы раз и навсегда разобраться в том, что такое НЛП, хватило простой метафоры. Когда вы покупаете какую-нибудь сложную вещь телевизор, компьютер и т.п., вы в обязательном порядке требуете инструкцию по пользованию этой самой вещью.

Иначе вам просто не удастся воспользоваться всеми возможностями, которые заложены в любом сложном изделии. Так как же жаль, что Мать-Природа, снабдив нас такой прекрасной вещью, как мозг (дифирамбы в адрес этого потрясающего изделия см. дальше), то ли забыла, то ли не захотела приложить к этому изделию подробную инструкцию по пользованию. Так вот, нейролингвистическое программирование это паука


(все-таки наука!), которая как раз к разрабатывает инструкции по использованию возможностей человеческого мозга. Если хотите, инструкции по управлению мозгом своим и чужим.
Подход НЛП к возможностям человеческого мозга. С точки зрения НЛП (и многих других "продвинутых" психотехнологий), человеческий мозг можно уподобить (только уподобить!) уникальному биокомпьютеру совершенно фантастической мощности. Представьте, например, что вы стали счастливым обладателем компьютера "Pentium" с весьма мощным процессором. Предположим, что тактовая частота этого суперпроцессора 400 мегагерц, что соответствует быстродействию в четыреста миллионов операций в секунду.

А теперь вообразите, что вы на время решили отключить свой собственный мозг и подключить вместо него "Pentium-400". Знаете, что получится в результате? Да ничего хорошего.

Вы просто-напросто умрете. Ибо для решения любой задачи, с которой ваш мозг справляется за одну минуту, "Pentium-400" понадобится сто лет!
Однако весь этот супер-супер-супер-...-супер биокомпьютер работает вхолостую. Как тот же "Pentium" у начинающего пользователя, который применяет его исключительно для того, чтобы играть в DOOM и прочие компьютерные безобразия. Ученые сильно расходятся в вопросе о том, насколько именно мы используем колоссальные резервы своего мозга. Но даже самые оптимистичные из них утверждают, что не более чем на 10 %! Я лично считаю, что с десятипроцентным коэффициентом полезного действия работает только мозг гения.

Обычный же человек не использует и 3 % своих возможностей...
Самое любопытное, что, говоря о возможностях мозга, ученые вовсе не имеют в виду только лишь "скоростные" его характеристики, сиречь быстродействие. Речь идет еще и о колоссальном, дарованном каждому
из нас запасе информации, который мы практически не используем как ребенок, обладающий энциклопедией, но упорно и глупо старающийся все узнать самостоятельно. Совсем недавно в 1998 году британские неврологи обнаружили, что мозг человека у лее содержит весь обем сведений о Мироздании. Но это как бы негатив, который надо спроецировать на "фотобумагу" нашего сознания и должным образом проявить. К сожалению (я продолжу вышеприведенную аналогию), мы все представляем из себя бракованные фотографии. Кому-то не хватило выдержки в "засветке" позитива, кому-то во время проявления отпечатка.

А кто-то просто не удосужился как следует зафиксировать то, что уже начало проявляться...
Так что без всякой ложной скромности вслед за уже упоминавшимися Дж. О'Коннором и Дж. Сеймором можно утверждать, что НЛП это наука о человеческом совершенстве.

Ибо она изначально была ориентирована не на создание неких теорий, а на процесс обнаружения и выявления моделей и способов использования собственного мозга, каковые применяли и применяют выдающиеся личности в любой области человеческой деятельности для достижения выдающихся результатов. Процесс, с помощью которого извлекается эта "выдающестность", называется моделированием, и хотя сам по себе он достаточно сложен, полученные с его помощью модели весьма просты и легко переносимы. То есть могут использоваться всеми без исключения представителями вида Homo Sapiens.

И во всех без исключения областях человеческой деятельности.
История нейролингенетического программирования. Весьма любопытно, что такое вот ненасытное стремление к моделированию человеческого совершенства было заложено в нейролингвистическом программировании изначально с момента создания этой науки. История этого создания давно уже стала чем-то вроде предания, и потому я позволю себе изложить ее в соот-
ветствующем виде (т.е. не ручаясь за абсолютное соответствие истине).
Итак, однажды в Америке (в Калифорнии) и давным-давно (в начале семидесятых) жили-были два весьма шустрых молодых человекалингвист Джон Гриндер и психолог Ричард Бэндлер. Обоих сильно интересовала психотерапия, но попытки обучиться ей на всяческих курсах и семинарах произвели на этих парней удручающее впечатление (жаль, что обем этой книги не позволяет мне привести если не все, то хотя бы часть анекдотов, в которых Ричард и Джон ехидно, но очень аргументировано высмеивают мифы и благоглупости академических психологов, психиатров и психотерапевтов). И тогда они приняли гениальное по своей простоте решение: учиться надо не у идей, а у людей.

То есть для того, чтобы стать хорошим психотерапевтом, можно (а может быть нужно?) не усваивать некий набор теоретических сведений и представлений различных школ человековедения, а изучить практические способы и приемы эффективных исцеляющих действий, каковые применяют действительно успешные целители человеческих душ (чтобы научиться хорошо делать что-то, нужно учиться этому у того, кто делает это что-то хорошо не правда ли, гениальная идея?).



Содержание раздела