d9e5a92d

Личное творчество


Личное творчество

  • Что такое творчество и новаторство?
  • Помехи новаторству и творчеству
  • Типы проблем в организациях
  • Зрительное воображение
  • Ваше естественное состояние творчества
  • Как снять свои блоки
  • Развитие творчества

Привычные процессы мышления / Действия “во-времени” / Убеждения и ценности / Речь / Сужающиеся проблемы / Разветвляющиеся проблемы / Эмоции / Питание / Связь физического и умственного
Воображение-это не талант избранных, а здоровье каждого.
Ральф Уолдо Эмерсон
(1803-82)
Американский писатель, поэт и философ
 
Д
ве главы этого раздела посвящены применению многих описанных в предыдущих главах техник для стимулирования создания новых идей. Возможно, вы уже понимаете, пройдя этот материал, что вся суть НЛП в творчестве и инновации-как использовать разные способы мышления, чтобы достигать разных результатов. Информация в этой книге была представлена вам в контексте управления собой и ресурсами своей организации.

Этот раздел знакомит вас с такими сочетаниями техник, которые особенно эффективны при создании новаторских идей для решения распространенных проблем организаций.
Что такое творчество и инновация? Творить означает создавать, а “инновация” означает нововведения.
“Лучший способ получить хорошую идею-это получить много идей.”
Творить означает создавать, а “инновация” означает нововведения. Так что по этим определениям возможно создание многих далеко не новаторских вещей. Создание тысячи похожих идей не приведет вашу организацию или отдел на новый уровень, тогда как одно нововведение может, а правильное нововведение сделает это.

Лауреат Нобелевской премии Линус Полинг сказал: “лучший способ получить хорошую идею-это получить много идей.” Так что заниматься творчеством-это путь к тому, чтобы заниматься инновацией.
Абсолютно новые идеи для инновации встречаются редко, но есть много существующих идей, которые можно взять из одного контекста и приспособить для другого. Например, рассмотрим привилегию на продажу товара со скидкой. Самая первая такая привилегия была новшеством в способе развития и управления бизнесом, но эта идея уже использовалась некоторое время в другом контексте, как привилегия юридической неприкосновенности или освобождения от налогов.

Прежде чем знакомиться с техниками, стоит затратить время на то, чтобы выявить препятствия.
Препятствия творчеству и инновации Сейчас я расскажу вам о четырех основных препятствиях, которые, по моему опыту, являются основными ограничениями для творческого мышления и выработки новаторских идей.
Привычные процессы мышления Я заметил, что там, где сама природа работы требует быстрого мышления, и где результативность измеряется во времени, которое требуется для перемещения от проблемы к решению, иногда есть тенденция слишком быстро переходить от проблемы к решению. Это особенно остро выражено, если слышишь, что проблемы описываются в виде решений.
Пример этого-ограничение способности повысить производство из-за того, что оборудование максимально загружено. Сказать “нам нужно затратить средства на дополнительную производственное оборудование” означает определить решение, и тем самым блокировать выработку любых других решений. Полезнее сказать: “мы работаем, полностью загружая оборудование”, и открыть возможности для создания более широкого выбора решений, например: заключить контракты на дополнительную работу вне предприятия, использовать сезонные колебания спроса, сократить количество доработок, и так далее.
Вы можете расширить свой взгляд на проблему, разными способами ее себе представляя.
Привычные процессы мышления ограничивают перспективу (см. рисунок 1.1). Вы можете расширить взгляд на проблему, разными способами ее себе представляя, и техники этой главы предназначены именно для этого.
Рисунок 11.1
Перспектива
 
Проблема
Узкая перспектива привычного мышления
Широкая перспектива гибкого мышления
Решение Решение Решение Решение Решение
Действия “во-времени” Вы когда-нибудь наблюдали за группой одиннадцатилетних мальчиков, играющих в футбол? Они настолько увлекаются игрой, что все вместе бегут за мячом, где бы он ни оказался. Нет никакого плана, кроме того, чтобы получить мяч, ударить по нему в общем направлении цели, и бежать за ним.



Когда они взрослеют, они открывают для себя тактику и стратегию.
Некоторые люди работают таким образом. Они полностью поглощены тем, что они делают, и почти не тратят время на рефлексивное * обдумывание. Они находятся “во-времени” (см. главу 2, рисунок 2.4), и их стиль мышления зависит от того, что происходит. Вы можете заметить тех, кто мыслит действиями, в тот момент, когда они изучают новую компьютерную программу. Они предпочитают поиграться с ней, а не читать руководство.

На протяжении рабочего дня они почти автоматически взаимодействуют с событиями, почти без никаких рефлексивных мыслей во время каждого вида работы.
Находиться “во-времени” может быть очень занятно, и это может прекрасно побуждать к действиям, но чтобы расширить свои взгляды на проблему, нужно переключаться между “во-времени” и “через-время”. Состояние “во-времени” может иметь свои преимущества в решении проблем. Одно из них-склонность высказывать импровизированные мгновенные замечания, которые полезны при мозговом штурме в группах.
Убеждения и ценности У каждого есть способность создавать и вносить новое.
Вопреки мнениям некоторых людей, люди, занимающиеся маркетингом, не имеют монополии на творчество и инновацию. Не имеют ее и художники, поэты, ученые и режиссеры. У каждого есть способность создавать и вносить новое, и начать усовершенствования нужно с того, что исследовать свои убеждения.

Если вы считаете, что вы не творческий человек, или что у ваших творческих способностей есть ограничения, то именно так вы скорее всего и живете.
Ограничивающее убеждение может мешать вам развивать свои способы творческого мышления-так что поменяйте их на убеждения, которые будут поддерживать и поощрять вас расширять свои взгляды на проблемы. Вдобавок стоит проверить свою идентичность и ценности. Если для вас не ценно быть творческим, вы вряд ли направите энергию на развитие своих творческих способностей.

Аналогично, если вы не связываете себя с инновацией как частью своей идентичности, это может серьезно мешать творческим способностям.
Речь Какой язык предпочитают люди в вашей организации?
Для творчества и инновации нужно любопытство, для которого есть язык-язык вопросов. В организациях есть еще один язык-язык действий. Во время вашего следующего дня на работе замечайте, что люди говорят, и как часто используется каждый язык.

Можно провести связь двух этих языков с метафорой из первой главы, в которой язык действий используется людьми, реагирующими “поражением”, “простейшей реакцией” и “словесными ухищрениями”, а язык вопросов используется людьми, реагирующими с “любопытством”. Какой язык предпочитают люди в вашей организации?
Язык действий заключается в диалоге, тема которого-делать, достигать, анализировать, оценивать, полезность и необходимость. Язык любопытства менее конкретен, и больше связан с созерцанием, воображением, и возможностями. Есть место и время для обоих этих языков, но в некоторых организациях вознаграждаются только действия, так что люди затрачивают все свое время на действия, и совсем мало времени на обдумывание и любопытство.

Я продолжу тему важности речи, говоря о стилях мышления и разных типах проблем в организациях.
Типы проблем в организациях Я хотел бы выделить только две категории проблем-сужающиеся и разветвляющиеся.
Сужающиеся проблемы К этой категории относятся многие из повседневных рабочих проблем, которые на первый взгляд могут казаться сложными и неоднозначными, но на самом деле для их решения нужен только логический процесс мышления. Эти проблемы находятся в относительно небольшой части общей системы организации, и их можно аккуратно направить к конкретному решению. Для сужающихся проблем легко разработать методики. Можно разработать формулу для решения будущих случаев сужающихся проблем. На рисунке 11.21 показана сужающаяся проблема.

Заметьте свой стиль мышления при ее решении.
Рисунок 11.2
Проблема сужающегося типа
Найдите недостающий квадрат
А Б В Г Д Е Ж З
Какой процесс мышления вы использовали для решения этой проблемы? Многие начинают с того, что сравнивают квадраты. Для решения этой проблемы нужна формула или процедура, основанная на отношениях.

И проблема, и решение содержатся в представленной рамке информации. Нужная вам формула: слева направо, начиная с верхнего левого квадрата X (первый квадрат) + Y (второй квадрат) = Z (третий квадрат), и пятнистый круг поместить на второй план. Правильный ответ-квадрат В.
Вы можете себе представить, как трудно было бы это решить, если каждый квадрат был бы частью набора из десяти квадратов с немного отличающимися рисунками, и были бы еще девять людей, которые просили бы вас помочь решить похожую проблему? Вот здесь обретает смысл идея разветвления.



Содержание раздела