d9e5a92d

Принцип избыточности и принцип разумной достаточности

Эмоциональная окраска может служить достижению основной цели материала побуждению к тем или иным действиям 3. Но что можно сказать о таком материале как источнике информации? Во-первых, из сказанного выше следует, что в качестве источника в информационной работе такой материал использован быть не может.

В лучшем случае он может служить указанием на наличие проблемы. Во-вторых, есть веские основания для того, чтобы в таком материале присутствовала хотя бы одна ссылка указание на то, где и как можно получить более подробную информацию по проблеме, выяснить, на чем основаны приводимые оценки.

Более подробно эти вопросы рассматриваются ниже, в разделе о распространении информации. Весьма вероятно, что не будучи знакомы с проблематикой источника в целом, вы сможете оценить качество одной из частей или отдельного фрагмента.

Резонно предположить, что качество целого адекватно отражается частью. Здесь можно вспомнить пример с учебником экологической химии, описанный выше.

Принцип избыточности и принцип разумной достаточности


С рассмотренными проблемами качества информации тесно связано следующее правило, справедливое для любого исследования и для работы с информацией вообще. Если вы используете только один метод, один источник для получения информации, сведения, полученные вами, могут оказаться односторонними, неполными или попросту недостоверными.

Во всяком случае, вы оказываетесь в полной зависимости от источника, не имея возможности проверить его полноту и достоверность. В качестве примера, иллюстрирующего это положение, можно привести соображения о статистической отчетности предприятия-загрязнителя, изложенные в главе 5.
Это положение справедливо не только при информационной работе, организованной по типу исследования, но и при создании информационных ресурсов. Так, при формировании, например, базы данных по экологическим информационным центрам, впервые встретив сведения о ранее неизвестном центре в каком-либо материале, целесообразно проверить, уточнить их по другим источникам или путем непосредственного обращения в такой центр.
Любой естествоиспытатель знает, что для получения объективной и достоверной информации требуется независимое воспроизведение эксперимента или применение независимых методов. Хотя независимая проверка информации полезна всегда, на практике может оказаться невозможным продублировать канал получения информации в полном объеме.

Отметим, однако, что в некоторых случаях проверка при помощи независимых методов или источников особенно важна. Это, в частности, ситуации, в которых вы:

  • располагаете сведениями, которые с трудом вписываются в общую картину, или фактами, противоречащими друг другу;
  • работаете в малознакомой предметной области;
  • работаете в ситуации острого конфликта.

Особенно важна проверка в случае получения "сенсационных" результатов совершенно неожиданных сведений, из которых вытекают далеко идущие следствия практического или юридического характера. Обнародование таких результатов без надлежащей проверки способно поставить под угрозу авторитет и репутацию организации.
Необходимость использования нескольких источников при получении одной и той же информации можно рассматривать, как проявление своеобразного "принципа избыточности". Еще одно проявление этого принципа можно кратко сформулировать следующим образом: нужно знать больше, чем вы собираетесь сказать.
Разумеется, речь здесь не идет о том, что нужно утаивать часть информации от аудитории. Смысл этого положения состоит в том, что информацию следует собирать и анализировать с некоторым запасом, с превышением того объема, который непосредственно нужен вам для сообщения аудитории или для ответа на конкретные вопросы, интересующие вас. Такой поход предоставит вам необходимую свободу при дальнейшей работе с информацией, позволит быть готовым к неожиданным поворотам дискуссии, адекватно отреагировать на внезапно возникающие предложения оппонентов или партнеров.

Мера такого превышения определяется конкретной ситуацией. Во многих случаях полезно довести понимание проблемы до более или менее связного представления о ней, целостной картины, не останавливаясь на готовых ответах, найденных в литературе.

Это послужит хорошим основанием для ответов на множество вопросов, предвидеть которые заранее затруднительно или невозможно.
В реальной ситуации, однако, свои усилия по сбору информации приходится ограничивать "в ширину" с точки зрения круга источников или методов, и "в глубину" с точки зрения степени детализации, глубины проработки вопроса. Иначе информационный поиск, будучи увлекательным занятием, способен затянуться навечно. Естественным ограничителем здесь должен служить принцип разумной достаточности достаточности с точки зрения поставленной цели.



Успех всей информационной работы существенным образом зависит от нахождения правильного баланса между принципами избыточности и разумной достаточности.

Некоторые примеры


Для того, чтобы проиллюстрировать описанные подходы к сбору информации, мы рассмотрим некоторые модельные примеры, основанные на реальных ситуациях.
Учителя одной из школ города М. заинтересовались сведениями о степени загрязненности воздуха в их микрорайоне. Целью их поиска был выбор места для проведения уроков физкультуры, принятие решения о возможности организации занятий на воздухе.

Для решения этой задачи можно было детально изучить большие массивы цифр, накопленных в городских природоохранных органах, а возможно и провести самостоятельные измерения. Однако учителя сочли действительно необходимыми (и на первом этапе достаточными!) следующие шаги:

  • обращение к литературным источникам, посвященным вопросам загрязнения окружающей среды в крупных городах (эти источники учителя обнаружили в общественной экологической библиотеке);
  • посещение спортплощадок и скверов, визуальная оценка состояния снежного покрова и/или растительности;
  • наблюдение плотности потоков автотранспорта в часы занятий;
  • обращение в М-ский центр по гидрометеорологии с просьбой предоставить справку обобщающего характера о состоянии воздушной среды в этой части города (справка, отражающая загрязнение воздуха в месте расположения ближайшего поста Росгидромета, была предоставлена за небольшую плату).

Приведенный пример может показаться упрощенным. Тем не менее он ясно иллюстрирует правило разумной достаточности. Он содержит все признаки целенаправленного поиска экологической информации, получения сведений из различных источников, необходимых для достижения поставленной цели изменения поведения природопользователей (в данном случае, учителей и школьников). Отметим, что для получения необходимых сведений было использовано обращение к организациям источникам информации, вначале к общественной организации, располагающей библиотекой, а затем к Центру по гидрометеорологии и мониторингу состояния окружающей среды.

В библиотеке найдена вполне доступная литература учебники Б. Небела [70] и Т. Миллера [71], из которых можно получить общую информацию о загрязнении воздуха в крупных городах, сведения о возможных источниках воздействия и приоритетных загрязняющих веществах. Проведены наблюдения за состоянием среды (вспомним о снежном покрове и растительности) и за источниками воздействия (в данном случае за транспортными потоками, что вполне справедливо для крупного города М., где более 80% выбросов в атмосферу поступают от автотранспорта). Так, сильная загрязненность снега или поражение листвы (например, бурая кайма на листьях липы) могут свидетельствовать о невозможности проведения занятий в данном месте. Результаты наблюдений за потоками транспорта вблизи различных площадок и скверов, изменением их интенсивности в зависимости от времени можно использовать при выборе места и времени для занятий.

В Центре по гидрометеорологии получены официальные сведения по вопросам загрязнения воздуха. Наконец, консультации специалистов (родителей учеников) помогли принять окончательное решение на основе всей собранной информации.
Дальнейшее расширение или углубление поиска вполне возможно. Тем более, что учителя химии и биологии могут заинтересоваться использованием материалов о состоянии воздушной среды в программах занятий.

Но это уже следующая цель. Первая получение информации для принятия решения в отношении проведения уроков физкультуры на воздухе уже достигнута.
Отметим еще раз, что о достаточности информации имеет смысл говорить только в связи с определенной целью. Если бы учителя собирались добиться от администрации города ограничения движения транспорта по переулку возле школы, этих сведений оказалось бы недостаточно.

Понадобилось бы большее количество официальной информации о качестве воздуха в конкретном месте или собственные измерения с использованием официально признанных методик и оборудования. Полезно было бы привлечь и сведения об особенностях воздействия выбросов автотранспорта на детский организм.
Рассмотрим еще один пример. Очень часто в центре внимания общественности оказывается деятельность промышленного предприятия. При этом общественность воспринимается предприятием, а иногда и государственными органами как сторона агрессивная и некомпетентная, с которой бессмысленно вступать в диалог. Сама же общественность, не имея практически никакой информации о деятельности предприятия, не может занять какую-либо позицию, кроме жесткого неприятия.

Таким образом, вся ситуация в целом не способствует установлению информационного обмена, не говоря уже об атмосфере открытости. Попробуем рассмотреть, какая на самом деле необходима информация для того, чтобы, не направляя запросов на предприятие или в государственные органы, оценить характер воздействия хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека. Такая оценка позволит затем, обращаясь с запросами, сделать их более точными и направленными.

Общественность с самого начала сможет выступить как информированная сторона, обладающая определенным пониманием проблемы, и, следовательно, более авторитетная для остальных сторон.
Итак, общественная организация считает завод основным источником загрязнения воздуха в городе. Организация, однако, решает сначала установить, какие факторы воздействия характерны для рассматриваемого завода и как может сказываться его деятельность на состоянии окружающей среды.
В главе 5 мы уже рассматривали источники информации, которые могут использоваться для этой цели. Еще раз заметим, что среди реализованных технологических процессов практически нет таких, которые не были бы описаны в соответствующей технической литературе.

Вузы и техникумы бывшего СССР ежегодно выпускали десятки тысяч технологов энергетиков, химиков, металлургов, стекловаров, текстильщиков, нефтяников... Все студенты изучали основные закономерности функционирования производств по солидным учебникам и вузовским методическим пособиям, за редким исключением открытым.

Даже если речь идет о боевых отравляющих веществах, первичный материал (сырье, закономерности синтеза, проявление токсического действия) отражен в химических словарях и справочниках. Например, в последнем издании Химической энциклопедии [43] есть как общая статья об отравляющих веществах, так и разделы, посвященные зарину, зоману, ви-газам, хлорацетофенону, дибензоксазепину и т.п., а в списке литературы перечислены доступные учебные пособия и статьи 19681990 годов. Работа с открытой литературой позволяет сделать обоснованные предположения о факторах воздействия производства, а также оценить порядок потерь (сырья, энергии, полупродуктов, продукции), характерный для технологических процессов.

Справочник "Вредные вещества" [44] содержит детальные разъяснения по поводу острого и хронического воздействия разнообразных вредных веществ на организм человека.
Иллюстрацией действенности описанного подхода может служить опыт подготовки обзора экотоксикологических свойств ртути и промышленно-экологических проблем производства хлора и щелочей [72]. Обзор был подготовлен общественной организацией в связи с деятельностью крупного предприятия-загрязнителя исключительно с использованием открытых литературных источников, доступных в публичных библиотеках. Авторам удалось оценить ежегодную величину потерь ртути в производстве и вклад атмосферного переноса в общую картину рассеяния соединений этого токсичного металла.

Кроме того, обзор содержал описание особенностей миграции соединений ртути в окружающей среде и их воздействия на организм человека. В результате подготовки обзора удалось перевести взаимоотношения общественности с предприятием из русла взаимных обвинений к обсуждению конкретных аспектов производства и связанных с ним загрязнений, и далее к выработке мер по уменьшению воздействия.
Итак, цель предварительного этапа, поставленная общественной группой, достигнута: установлены основные факторы воздействия предприятия на окружающую среду и их вероятное проявление. Подчеркнем еще раз, что в описанной ситуации для достижения цели не понадобилось обращаться с запросами в официальные организации, к администрации предприятия.

Дальнейшие действия зависят от того, какую цель поставит общественность на следующем этапе, каковы сложившаяся социальная обстановка, роль предприятия в местной экономике.
Теперь на основе собранной информации можно принимать решения о дальнейших действиях. Возможно, она подскажет, что следует не выступать с требованием закрытия всего предприятия, а добиваться модернизации технологического процесса в одном из цехов. Весьма вероятно, вам придется получать дополнительную информацию о состоянии среды и об источниках воздействия в вашем городе, поселке, районе.

Возможно, целесообразным будет обратиться с запросом к руководству предприятия или государственным органам, но теперь это можно сделать уже не вслепую, а продемонстрировав понимание производственного процесса и его влияния на окружающую среду. Это может существенно облегчить получение нужных сведений. В некоторых случаях вам придется провести собственные измерения, получив новую информацию. Тогда предварительные данные помогут решить, что, где и каким методом следует измерять.

Не исключено, что вы соберетесь за круглым столом с представителями предприятия, чтобы обсудить собранную вами информацию и наметить совместные шаги по контролю воздействия. В нынешней ситуации многие промышленные объекты перепрофилируются, возникает необходимость оценить воздействие вновь проектируемых производств на окружающую среду. Это одно из наиболее информационно емких направлений деятельности, и в нем есть место и для общественных организаций. Впрочем, здесь мы несколько забежали вперед.

Необходимой предпосылкой всех этих решений является не только сбор, но и интерпретация информации, речь о которой пойдет в одном из следующих разделов.

Обработка и систематизация


Следующим этапом информационной работы является обработка и систематизация собранных сведений. Некоторые типы информации требуют специальных процедур ее обработки. Наиболее характерный пример статистическая обработка количественных данных. Мы отделяем этап обработки информации 4 от интерпретации, которая является процессом гораздо более неформальным, часто имеет дело с разнородными сведениями из различных источников.

Данные, которые возникают в результате обработки, являются исходными для интерпретации. Результатом интерпретации, в свою очередь, являются выводы содержательного характера.

Подходы к обработке специфичны для конкретных типов информации, и здесь мы не будем подробно останавливаться на этих вопросах. Отметим лишь, что применяемые методы обработки могут предъявлять определенные требования к предыдущему этапу сбору информации.

Например, для применения статистических методов может оказаться необходимым определенное количество исходных данных. Обработка может также выявить ошибки, допущенные при сборе информации.
Содержанием этого этапа, общим практически для всех типов информации, является ее тщательное документирование и (или) систематизация. Систематизация результатов важный элемент информационной работы. Он предполагает организацию вашей информации в виде, удобном для работы, хранения и последующего обращения к ней. Это может быть компьютерная база данных, систематически организованная подборка литературы или просто таблица, содержащая результаты вашего собственного исследования.

Именно на этом этапе, например, переносится из полевого журнала в таблицы результаты измерений, выполненных непосредственно в поле. В результате этого этапа информация должна быть организована таким образом, чтобы обратиться к ней можно было через некоторое, возможно, весьма продолжительное время.
Этим этапом многие общественные организации пренебрегают, в некоторых случаях из-за недопонимания важности корректной организации материала, чаще из-за перегруженности работой самого разного рода. В ежедневной суете всегда трудно найти время для рутинной работы, которая может подождать до завтра... В результате позднее требуются гигантские усилия, чтобы привести к структурированному, единообразному виду массивы разрозненных сведений, с трудом поддающихся анализу.

Смысл важных пометок в полевом журнале, очевидный на следующий день после измерений, может полностью изгладиться из памяти через месяц. Особенно досадно то, что на определенном этапе ваши усилия могут оказаться уже запоздалыми: при систематизации данных можно обнаружить пробелы или ошибки, допущенные при сборе информации, исправить которые на поздней стадии информационного исследования уже нелегко.

Поэтому там, где это возможно, систематизация должна начинаться параллельно со сбором информации.
Эффективная систематизация информации особенно важна в случае создания информационных ресурсов открытого доступа, которые будут использоваться широкой аудиторией в разнообразных целях. Продуманная классификация предметных областей при создании библиотеки, схема описания направлений деятельности в базе данных по организациям способны значительно облегчить поиск нужной информации. Более того, подобные схемы необходимы и для создателей ресурса как при его формировании, так и при дальнейшем поддержании, корректировке, обновлении и т.п. Так, например, если схема описания направлений деятельности организаций, в основном, выработана еще до начала сбора информации, это значительно облегчает формирование информационного ресурса, использование стандартных анкет при сборе информации и т.п.

Отметим, что разработка качественной классификации нередко представляет собой сложную, трудоемкую задачу. Поэтому прежде, чем приступать к созданию собственной системы, полезно изучить классификации, уже существующие в данной области и, возможно, использовать одну из них.

Это не только сэкономит ваши усилия, но и облегчит в дальнейшем обмен информацией с теми, кто применяет эту классификацию.

Интерпретация


Итак, необходимые цифры или факты добросовестно собраны, результаты измерений аккуратно обработаны и сведены в таблицы. Собраны и упорядочены выписки из литературных источников, копии статей. Следующий этап работы интерпретация собранной информации.

Интерпретация представляет собой заключительную стадию собственно информационного исследования. Далее следует уже практическое использование полученной информации подготовка конкретных материалов, их распространение, организация конкретных действий.
Практическая применимость "голых фактов" существенно ограничена, даже если они абсолютно достоверны и квалифицированно обработаны. В.Плэтт, специалист американской разведки, посвятивший информационной работе много лет, начинает одну из глав своего труда "Информационная работа стратегической разведки" с парадоксального заявления: "Факты ничего не значат".

И поясняет чуть ниже: "Факт как таковой содержит в себе удивительно мало смысла, если его не рассматривать в сочетании с некоторыми другими фактами или не указать на его значение" [73].
Установить смысл, значение собранной информации фактов, цифр, документов в этом и состоит задача интерпретации. Без этого информация не может служить основой для принятия решений, практических действий.

Любой отдельный факт лишь фрагмент общей картины, а осмысленные решения, как правило, могут приниматься на основании картины в целом. Именно на этапе интерпретации ранее собранные фрагменты должны сложиться воедино.

Для этого необходимо правильно соотнести собранные сведения и, возможно, понять, какой еще информации не хватает.
Содержанием интерпретации может быть, в частности, обобщение 5 информации установление закономерностей 6 на основе собранных фактов, выявление причинно-следственных связей между явлениями.
Эта стадия информационной работы наиболее трудно поддается формализации. Именно здесь требуется, вероятно, наибольшее напряжение творческой энергии, привлечение знаний и опыта, накопленных в ходе предшествующей работы.

И именно на этой стадии часто допускаются существенные ошибки, которые могут свести на нет все ваши усилия. Не давая универсальных рецептов, мы лишь поясним содержание этого этапа и приведем несколько примеров.
Общественная организация, проведя измерения, установила, что содержание загрязняющего вещества в воде на городском пляже, находящемся ниже предприятия по течению, составляет 5 ПДК 7. Достаточно ли этого факта, чтобы построить на нем дальнейшую работу? Безусловно, любое превышение ПДК стандартов качества окружающей среды дает основание сообщать о неблагополучии, бить тревогу, требовать принятия мер. Тем не менее, неясно, насколько прислушаются к такой тревоге органы власти или руководство предприятия. С точки зрения информационной работы такая "цифра в себе" крайне бедна содержанием.

Один из вопросов, которые необходимо прояснить в первую очередь: что означает данная концентрация с точки зрения здоровья населения. Само значение, выраженное в ПДК, об этом ничего не говорит. Токсичные вещества имеют различный механизм действия, ПДК устанавливается исходя из разных лимитирующих факторов.

Нет и не может быть единой шкалы для всех веществ, соотносящей концентрацию, выраженную в ПДК, и опасность для здоровья, например: "5 ПДК опасно, 20 ПДК чрезвычайно опасно, 100 ПДК смертельно". Для того, чтобы установить, насколько опасно для здоровья конкретное содержание конкретного вещества, потребуется обращение к справочникам по токсикологии, иногда к научным статьям. Очень важно "привязать" загрязнение к конкретному предприятию, и первый шаг к этому соотнести концентрацию в воде выше и ниже предприятия.

Кроме того, полезно собрать информацию о производственном цикле предприятия (об этом подробнее рассказано в разделе о сборе информации). Используя эти сведения, можно определить, может ли обсуждаемое вещество в принципе сбрасываться данным предприятием, понять, результатом влияния какого технологического процесса оно является. Следует также рассмотреть соображения в пользу того, что за загрязнение могут быть ответственны другие источники. В зависимости от конкретной ситуации может понадобиться рассмотрение воздействия предприятия на экосистему, вторичных воздействий и т.п.

Такой подход сделает позицию организации гораздо более убедительной, предоставит ей гибкость и свободу действий, основанную на понимании ситуации.
В большинстве случаев в ходе интерпретации требуется сопоставлять разнородную информацию, например, научную (химическую, биологическую, медицинскую, технологическую), социальную информацию, относящуюся к исследуемой проблеме, нормативные документы и материалы отчетности предприятий.
Процесс интерпретации, являясь центральным, узловым моментом информационной работы, нередко заставляет возвращаться к этапам сбора и обработки информации, чтобы добавить недостающие фрагменты картины. Это возвращение может иметь форму короткого обращения к справочнику, но может и потребовать большой дополнительной работы.

Например, собрав воедино доступную информацию о качестве воды в реке из государственных источников, вы можете обнаружить в ходе интерпретации, что ее недостаточно для ответа на интересующие вас вопросы.



Содержание раздела