d9e5a92d

Информационный отчет

Поэтому вам придется самостоятельно организовывать программу наблюдений. Отметим, что полнота, о которой мы говорили как о желательной применительно к отдельному источнику информации, является необходимым требованием к тому набору сведений, который является исходным для интерпретации. В конечном счете, характер выводов определяется не только тем, как приходят к этим выводам, но и составом этого исходного набора.

Упустив из виду важные факты, можно прийти к ошибочным выводам в результате добросовестной интерпретации. Поэтому собранный массив сведений должен отражать все факты, существенные для данной проблемы.
Если предметом исследования служит загрязнение окружающей среды, развернутая программа интерпретации может подразумевать ответы на следующие вопросы:

  • Каковы причины наблюдаемых фактов? Признаком чего они могут являться?
  • Какова значимость этой ситуации, например, с точки зрения состояния экосистем, с точки зрения здоровья и т.п. (Под "ситуацией" здесь понимаются наблюдаемые факты, а также их причины и другие следствия этих причин).
  • Каковы возможные последствия наблюдаемой ситуации, направления ее развития?

Для того, чтобы раскрыть смысл полученных величин, их полезно сопоставить с аналогами разного рода с региональным фоном, с величинами, наблюдавшимися в аналогичных ситуациях (городах, природных комплексах и т.д.). Также следует соотнести реальные результаты с теми, получить которые вы ожидали, и попытаться объяснить расхождение, если таковое обнаружится. Полезно сопоставить результаты с аналогичными значениями для прошлых лет (при наличии соответствующих данных).

Это поможет увидеть тенденции изменения ситуации. Особое внимание следует уделить тем фактам или величинам, которые не находят объяснения в рамках построенной картины.

Такие факты могут указывать как на ошибки, допущенные при измерениях, так и на наличие "неучтенных" или "переоцененных" факторов воздействия.
Поскольку понятие экологической информации чрезвычайно широко, для иных случаев схема интерпретации может выглядеть совершенно по-другому. Так, если предметом информационной работы служит экологическое законодательство, интерпретация собранных нормативно-правовых актов должна ответить, например, на такой вопрос: что вытекает из правовых норм в данной конкретной ситуации, каковы права и обязанности ее участников?

Так или иначе, без этапа интерпретации информационная работа попросту бессмысленна.
Как и систематизацию, интерпретацию, по возможности, следует начинать параллельно со сбором информации. Как уже отмечалось, интерпретация может показать недостаточность собранных сведений, заставив вернуться к предыдущим этапам работы с информацией. Кроме того, для интерпретации может потребоваться знание каких-либо дополнительных обстоятельств или деталей, важность которых трудно предвидеть во время сбора информации. Поэтому, например, производя измерения на месте, следует не только записывать численные данные, но и делать заметки, описывая условия измерений и другие наблюдаемые явления, можно выполнять фотосъемку.

Такие детали, как цвет и мутность сточных вод или состояние растительности могут сыграть свою роль при интерпретации. В любом случае, интерпретация информации должна выполняться как можно ближе во времени к ее сбору, желательно при непосредственном участии тех, кто ее собирал.

В противном случае возможны серьезные ошибки. Некоторые примеры тому дает практика работы государственных органов, где сбором и интерпретацией данных занимаются разные подразделения, информационный обмен между которыми нередко ограничен движением численных данных без каких-либо комментариев.
В ежегодных сборниках Росгидромета отмечалось повышенное содержание железа в водах речки П. При этом в течение нескольких лет в качестве причины указывались сбросы электромеханического завода. Между тем, достаточно было побывать на местности, чтобы убедиться, что возможности попадания сбросов завода не было в принципе: завод попросту стоял слишком далеко от реки.

Что же касается железа, то его источником были заболоченные подзолистые почвы.

Информационный отчет


Как уже отмечалось, интерпретация является последним этапом собственно информационного исследования. Заканчивая такое исследование, полезно поставить логическую точку и представить результаты работы в целом в виде информационного отчета.

Такой отчет способствует четкой организации всех полученных материалов и фиксирует результаты прошедших этапов работы цель исследования, "первичную" информацию, собранную вами и представленную в систематическом виде, выводы, полученные в ходе интерпретации данных. На этот отчет вы можете опереться, готовя информационные материалы для различных целевых групп (или для аудитории разного типа). Если в ходе вашей работы вы получали собственную информацию, результаты вашей исследовательской работы тем более должны найти отражение в подготовленном отчете. Форма такого отчета, безусловно, зависит от характера и целей выполненного вами информационного исследования.



Однако обязательным требованием к отчету является высокий профессиональный уровень его исполнения. При этом следует иметь в виду, что перегруженность специальными терминами далеко не всегда является признаком профессионализма.

В любом случае такой документ обычно имеет аннотацию, доступную для восприятия непрофессионалов.
Разумеется, написание такого информационного отчета дело трудоемкое, требующее определенных ресурсов. Поэтому написание объемных отчетов по каждому выполненному информационному исследованию вряд ли возможно.

Однако ключевые темы, представляющие существенный интерес для организации на данном этапе ее развития, связанные с приоритетными направлениями ее деятельности, требуют серьезного подхода. Само наличие такого отчета в вашей организации, возможность продемонстрировать его партнерам и посетителям добавит ей авторитета и существенным образом повысит эффективность информационной работы.

Вы сможете готовить нужные вам информационные материалы самостоятельно, обращаясь только к отчету и не прибегая каждый раз к услугам всех нужных вам специалистов.

Представление и распространение информации


Этапы представления информации подготовки на ее основе конкретных материалов для определенной аудитории и распространения информации, как правило, следуют один за другим. Мы рассматриваем их совместно, поскольку решения, принимаемые на обоих этапах, определяются одними и теми же факторами.

Направление письма в государственные органы, написание статьи и публикация ее в газете, подготовка и расклейка листовок, рассылка по электронной почте или рассказ группе местных жителей все это примеры представления и распространения информации.

Целевые группы


В практике общественных организаций нередко возникает ситуация, когда один и тот же информационный материал используется как обращение в государственные органы, воззвание к коллегам-активистам, описание проблемы для широкой общественности. Это, как правило, не самый эффективный подход к представлению информации. Материал, подготовленный "для всех сразу", с точки зрения одних читателей оказывается слишком затянутым, с точки зрения других слишком коротким и недостаточно аргументированным.

Резкие оценки могут мобилизовать ваших единомышленников, но вызвать реакцию отторжения у широкой аудитории, которая впервые знакомится с проблемой по вашим материалам.
Одним из важнейших принципов представления и распространения информации является то, что разным людям одну и ту же информацию следует сообщать по-разному. Кроме того, для разных людей могут быть значимы или интересны разные аспекты одной и той же проблемы.

Поэтому в большинстве случаев оправдана подготовка нескольких информационных материалов, рассчитанных на различные типы аудитории. Это и составляет содержание этапа представления информации.
Чтобы сделать процесс подготовки и распространения различных материалов целенаправленным, разумно выделить внутри той аудитории, среди которой вы планируете распространять информацию, целевые группы 8. Следующие основные характеристики (точнее, блоки характеристик) значимы при выделении целевых групп получателей экологической информации и определяют различия между ними:

  1. Действия, которые могут быть предприняты на основе полученной информации. Здесь важно место группы в ситуации, сложившейся вокруг проблемы, например, население в зоне воздействия предприятия, администрация предприятия, специализированная организация, занимающаяся данной проблемой и т.п. Главное же возможности группы влиять на ситуацию. Очевидно, что эти возможности существенно различаются, например, для представителей органов власти и местного населения.
  2. Особенности восприятия информации. От этих особенностей, которые мы понимаем здесь довольно широко, зависит то, станут ли представители группы читать (слушать, смотреть) ваши материалы, смогут ли они понять сказанное в них, а также то, как они оценят содержание материалов. Среди этих факторов можно назвать, например, образовательный уровень, степень интереса к проблеме, степень исходной информированности, изначальное отношение к ситуации и вашей организации.
  3. Возможные каналы получения информации. Эти характеристики определяют то, каким образом, с использованием каких средств вы сможете донести информацию до целевых групп. Здесь важны средства массовой информации, которые читает (слушает, смотрит) та или иная группа, доступ к техническим средствам (Интернет, наличие компьютера, которое делает возможным получение информации на дискетах) и т.п.

Эти характеристики не обязательно независимы друг от друга. Так, место группы в сложившейся ситуации нередко определяет не только ее возможности предпринимать те или иные действия, но и исходное отношение к проблеме.

Выбор в качестве целевой группы аудитории какого-либо издания во многих случаях определяет объем материала, уровень его сложности и другие параметры, которые должны быть характерными для данного издания.
В связи с представлением и последующим распространением экологической информации названные различия могут определять такие параметры информационного материала, как:

  • характер практических рекомендаций, приводимых в материале;
  • характер аргументации (ценности, к которым следует апеллировать);
  • необходимость специального обоснования значимости проблемы;
  • место научно-технических подробностей в изложении;
  • стиль изложения материала, его объем, характер оформления;
  • методы распространения.

Целевые группы, выделяемые в связи с распространением конкретной информации, могут существовать, как реальные группы или коллективы формальные или неформальные объединения, трудовые коллективы, общественные организации. Иногда целевые группы существуют как совокупности людей, объединенные общими признаками: социальной, профессиональной, этнической общностью, политическими убеждениями, местом жительства, уровнем образования.

Наконец, возможны общие подходы к выделению целевых групп, когда они описываются, например, как "те, кто интересуется данной проблемой, но не обладает специальными знаниями в этой области".
"Сетка" целевых групп, наброшенная на общество, не есть нечто жестко и однозначно заданное даже в конкретный момент времени. Группы пересекаются, могут включать одна другую.

Поэтому конкретная схема целевых групп имеет смысл только в контексте распространения определенной информации с определенной целью.
Например, в проекте, связанном с предприятием-загрязнителем, могут быть выделены, в частности, такие целевые группы, как:

  • администрация предприятия, от которой зависит принятие конкретных решений по уменьшению воздействий;
  • сотрудники предприятия, которые, с одной стороны, хорошо знакомы с его работой, а, с другой стороны, заинтересованы в его благополучии, рассматривая предприятие как источник рабочих мест;
  • широкая общественность (возможно, будет выделена в отдельную группу та часть населения, которая проживает в зоне интенсивного воздействия предприятия);
  • органы власти или местного самоуправления.

В то же время, при проведении информационно-просветительской кампании, не связанной с этим предприятием, и посвященной проблеме бытовых отходов, все перечисленные категории кроме последней, скорее всего, будут рассматриваться как входящие в состав "широкой общественности".
Может оказаться, что не все перечисленные характеристики важны для выделения целевых групп в связи с конкретным проектом. Например, если создается ресурс открытого доступа справочная база данных по экологическим информационным центрам, информация, собранная в такой системе, имеет стандартную форму и не содержит непосредственных побуждений к действию (хотя и предполагается, что получатели используют ее в своей работе). Поэтому специальной задачи представления информации здесь не возникает. Единственный фактор, важный при разделении на целевые группы в такой ситуации, доступ пользователей к различным каналам получения информации.

Чтобы в рамках ограниченных ресурсов наиболее полно охватить целевую аудиторию, например общественные экологические организации, потребуется сочетание различных методов распространения информации, как в электронной, так и в "традиционной" форме. Отметим, однако, что в связи с созданием такой базы данных возникает задача информирования о ней потенциальных пользователей, и в связи с этой задачей может оказаться оправданной работа по представлению информации, подготовке различных материалов для разных групп и т.п.
Основные адресаты информации определяются практической целью работы с информацией. Их помогут определить ответы на следующие вопросы: каков баланс сил, сложившийся вокруг проблемы? Кто способен повлиять на ситуацию, чьи интересы связаны с ней?

Каковы основные стороны: ваши активные союзники, пассивные сторонники, оппоненты? Кто является вашими потенциальными сторонниками или союзниками?
Итак, отправной точкой для представления информации является определение той аудитории, для которой предполагается распространять информацию и основных целевых групп внутри нее. Весьма вероятно, что некоторое представление об этом уже сформировалось на самых ранних этапах информационного проекта, при постановке цели.
Отметим, однако, что в большинстве случаев имеет смысл включить в вашу аудиторию не только тех, от кого вы ожидаете конкретных действий. И пассивные сторонники, и просто общественность, информированная о вашей деятельности, создают своего рода "информационную среду" для практических действий.

Кроме того, любое распространение информации выходит за рамки конкретного проекта аудитория получит знания как о проблеме, так и о вашей организации, и это может сыграть свою роль в будущем.
Большинство общественных организаций рассматривает в качестве свей аудитории самый широкий круг лиц от лиц, принимающих решения, и специалистов в области охраны природы до самых широких слоев общественности. Тем важнее определить основные целевые группы внутри этой широкой аудитории.

Уровни представления информации


Чем детальнее определены целевые группы, чем точнее информационные материалы учитывают их специфику, тем более эффективной оказывается работа по доведению информации до аудитории. С другой стороны, подготовка отдельных материалов для каждой из групп может потребовать огромного количества времени и сил. Поэтому к проблеме материалов для целевых групп следует подходить с точки зрения разумной достаточности.

В некоторых случаях достаточно одного-двух небольших материалов. В случае широкого распространения информации, как правило, оправдана подготовка материалов трех-четырех типов, отличающихся уровнем сложности и детальности.
В качестве материала первого уровня может использоваться серьезный информационный отчет, речь о котором шла выше, в разделе, посвященном интерпретации. Стандарты качества для такого документа близки к стандартам качества для научного отчета или литературного обзора. Он должен содержать ссылки на все необходимые источники, описание методик или ссылки на такое описание.

Информационный отчет должен выдерживать серьезную содержательную критику специалистов. Наличие такого документа особенно важно, если ваши результаты будут активно оспаривать. Тем не менее, если проблема имеет не только научную, но и общественную значимость этого документа недостаточно. Его потенциальная аудитория существенно ограничена, большой объем затрудняет его широкое распространение.

Даже если отдельные разделы (например, аннотация) написаны в терминах, понятных широкой аудитории, объем и характер такого документа могут оттолкнуть ее.
Поэтому необходимы информационные материалы другого уровня. Это может быть короткий аннотационный отчет, не содержащий сложных выкладок, но отражающий все значимые результаты исследования и, в той или иной степени, их фактическое подкрепление (например, в виде ссылок, ограниченного цифрового и фактического материала и проч.).

Из него должны уйти детали и частности, технические и формальные подробности, но все ключевые моменты вашего исследования должны найти в нем отражение. Язык аннотационного отчета, не теряя научной строгости, должен сместиться от подробного изложения с большим количеством технических выкладок к более доступному, понятному неспециалистам.

В основу такого отчета может лечь аннотация информационного отчета, он может быть оформлен в виде буклета или брошюры. Такой отчет будет хорошим дополнением к информационным письмам, направленным в официальные органы, он будет востребован другими общественными организациями, занимающимися сходными проблемами, активистами, которым требуется серьезная информация на данную тему.

Наконец, им воспользуются те представители населения, которые сочтут публицистические материалы интересными, но недостаточными, содержащими лишь оценки без необходимых обоснований.
И, наконец, третий уровень подготовки материалов "публицистический". Здесь форма подачи материала существенно зависит от целей и задач вашего проекта, а также от того, какой аудитории адресован материал.

Вы можете подготовить, например, газетную статью, видеоматериал, листовку, информационный листок. Этот материал должен в яркой, сжатой, легкой для восприятия форме сообщить о наличии значимой проблемы, ее причинах.

Существенное место в таком материале должны занимать практические рекомендации, призывы к действию. Естественно, говорить о научной строгости здесь уже не приходится.

Вы должны быть готовы обосновать содержание такого материала с помощью документов других уровней. И о наличии таких документов следует упомянуть возможно, это будет единственной ссылкой в материале на "внешние" источники информации.
Готовясь к общественным слушаниям по проблеме ртутного загрязнения окружающей среды в результате деятельности предприятия-загрязнителя, активисты общественных организаций города В. подготовили следующие информационные материалы:
Брошюру-обзор, о содержании которой уже было сказано выше, в разделе о сборе информации. Этот обзор, подробно отражавший анализ проблемы представителями общественности и приглашенными экспертами, первоначально готовился для использования в рамках конкретного проекта.

Однако многие материалы, собранные в ходе проекта, представляли интерес и с более широкой точки зрения. Поэтому было решено распространить его в виде брошюры, предназначенной для использования другими общественными организациями, занимающимися проблемами ограничения промышленного воздействия на природные комплексы и на состояние здоровья населения, а также собственно вопросами загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами.
Краткое резюме (по типу пресс-релиза), содержавшее ограниченный цифровой материал, основные выводы, и также призванного привлечь внимание к проблеме студентов, старшеклассников, преподавателей, других граждан, обладающих некоторым образовательным уровнем.
Листовки-воззвания (с незначительной долей фактического материала), целью которых было привлечение интереса жителей района, в котором расположено предприятие, к участию в обсуждении проблемы.
Тот же подход может оказаться эффективным и при информировании общественности о результатах общественной экологической экспертизы. Заключение такой экспертизы, проведенной надлежащим образом, обширный документ, содержащий множество технических деталей, более или менее подробно отражающий анализ проектной документации и т.п.

Для более широкого распространения информации о результатах экспертизы целесообразно подготовить специальный материал, который корректно, без существенных упрощений излагал бы основные выводы экспертизы. Однако в этом документе могут быть существенно упрощены или сокращены обоснования этих выводов и анализ документации, составляющие большую часть заключения. Такой материал при некотором упрощении может составить и основу газетной статьи.

Наконец, короткие листовки или заметки могут лишь информировать о факте проведения экспертизы и общем характере ее выводов.
Описанная схема разделяет аудиторию на целевые группы только по принципу уровня подготовки и степени интереса к проблеме, сопоставляя этим характеристикам уровни сложности и детальности материалов. Как правило, рекомендации, обращенные к различным группам, аргументы, значимые для них, "мирно уживаются" в рамках одного и того же материала.

Например, соображения о возможности рекреационного использования природного комплекса, важные для местного населения, и о необходимости охраны того же комплекса как места обитания редких видов, важные для общественной организации, объединяющей ученых-биологов, во многих случаях не противоречат друг другу. Это позволяет адресовать один и тот же материал нескольким целевым группам.
Тем не менее, перечисленных материалов может оказаться недостаточно, и тогда потребуются дополнительные документы для некоторых целевых групп. В такой ситуации описанная нами схема может послужить каркасом, на основе которого создаются дополнительные материалы. Например, в большинстве случаев имеет смысл обратиться с информационным письмом в органы власти. Текст официального письма отдельный документ, имеющий собственную специфику.

При этом, как уже отмечалось, в качестве приложения к нему может быть использован документ второго уровня "аннотационный отчет". На третьем, "публицистическом" уровне может быть подготовлено неограниченное количество документов.

Их подготовкой и распространением могут заниматься многие организации, используя материалы предыдущих уровней как единую информационную основу.
Даже если вы не собираетесь готовить отдельные материалы для различных целевых групп, полезно проделать экспресс-анализ ситуации с этой точки зрения. С одной стороны, это поможет учесть особенности различных групп в рамках одного материала.

С другой, даже в ситуации, которая кажется очень простой, может неожиданно обнаружиться какая-либо значимая группа, информационные потребности которой имеют свою специфику. В дальнейшем такая группа может оказаться вашим союзником.
Общественная организация собирала информацию о качестве воды в небольшой реке. В процессе сбора данных активисты встретились с местными рыбаками-любителями. Рыбаки проявили живой интерес к проблемам качества воды, причем вопросы, задаваемые ими, существенно отличались от таковых, интересовавших остальное население.

Они сообщили активистам ряд сведений о поведении рыбы, которые оказалась полезными для интерпретации полученных результатов. Выяснилось также, что местные рыбаки объединены в действующую организацию местное отделение общества "Рыболов-спортсмен".

Это отделение стало союзником организации в дальнейших действиях.

Каналы распространения информации


За подготовкой материалов следует их распространение, и самый важный вопрос здесь каким методом донести до аудитории информацию, какие каналы распространения сведений использовать. Точный выбор этих каналов должен позволить донести информацию до адресата как можно более эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.
Выбор каналов распространения информации, так же как и форм ее представления, определяется, в первую очередь, тем, с какими целевыми группами вы намерены работать.



Содержание раздела