d9e5a92d

Секрет выхода из творческого кризиса


Ведь если вы постоянно питаетесь фастфудом, поглощаете много калорийной, сладкой, острой и жирной пищи, это непременно отразится на вашей внешности и здоровье в виде лишних килограммов, гастрита, сыпи или аллергического раздражения на коже. То же самое и с пищей интеллектуальной! Теперь вам стало ясно, откуда взялась по крайней мере часть тех проблем, препятствий и неприятностей, которые были когда-то или есть сегодня в вашей жизни. А сейчас самое время приступить к ликвидации преград на пути к вашей цели.
Когда я расспрашивала знакомых о том, что им мешает стать богатыми и знаменитыми, мне назвали следующие распространенные помехи.
 Лень ("Мда… хотела бы я танцевать и петь как Мадонна, но, честно говоря, лежать на диване, по-моему, приятнее, чем пахать в спортзале").
 Отсутствие вдохновения ("Я уже несколько лет мечтаю написать гениальную книгу, которая станет бестселлером. Но, как только сяду к компьютеру, на меня какой-то ступор находит, и я не могу выдавить из себя ни строчки. По-моему, у меня творческий кризис").
 Предрассудки, страхи, негативные установки ("Да, быть звездой круто, но все эти папарацци, желтая пресса, интернет-сплетни. Не хочу терпеливо улыбаться в то время, как меня поливают грязью" или "Я хотел бы прославиться, но для этого ведь обязательно придется с кем-то переспать".)
 Личные качества ("Я слишком гордая, чтобы терпеть чужую критику, а звезд всегда обсуждают и всегда критикуют".)
К счастью, со всеми вышеописанными сложностями можно справиться. Было бы желание! Итак, давайте начнем разбираться со всеми этими преградами поэтапно…
Секрет выхода из творческого кризиса
Наверно, не найдется в мире ни одного творческого человека, который хотя бы раз в своей жизни не столкнулся с самым страшным кризисом (гораздо страшнее, чем мировой экономический или кризис среднего возраста): творческим кризисом!
Разумеется, если ваша Муза взяла двухдневный отгул или даже недельный больничный,  это еще не трагедия. Но если вдохновение уехало в длительный неоплачиваемый отпуск, то это уже серьезная проблема. Времена, когда творцы могли работать над своими произведениями искусства годами и десятилетиями, давно прошли.
Сегодня большинство издателей, продюсеров и прочих шишек ждут наши шедевры в четко обозначенные сроки. А жалобы на отсутствие вдохновения воспринимаются как чистосердечное признание в профнепригодности.
Как же быстро и успешно выйти из творческого кризиса, если сроки поджимают?
Ошибка многих творческих людей заключается в том, что они невольно пытаются найти причину своего состояния. Наверняка вы не раз ломали голову над вопросами: "Почему у меня нет вдохновения?", "Что стало причиной моего творческого кризиса?" и т. д.
Однако такие размышления абсолютно бессмысленны (допустим, вы узнаете причину, вызвавшую ваше состояние, и что дальше?). Гораздо эффективнее спросить себя: "Как я это делаю? Как мне удается входить в такое состояние?" Ведь творческий кризис существует не вне вас, а внутри вас. Значит, вы сами породили такое состояние.

А если вы смогли его породить, то сможете сами от него и избавиться.
Спрашивайте себя: "Как я довел себя до такого состояния? О чем я думал? Что я делал, чтобы полностью перекрыть себе канал вдохновения?"
Вопрос "как?" позволяет нам в данном случае переместиться с уровня содержания проблемы на уровень процесса избавления от нее.
На самом деле наше состояние будь то состояние вдохновения, радости, уверенности или же бездарности, уныния и страха формируется по одной простой схеме.
Внутренняя репрезентация + Физиология = Состояние
Внутренние репрезентации это комбинации образов, звуков, тактильных ощущений, запахов и вкусов, которые мы храним в памяти.
Мы уже говорили о том, что мыслим картинками. Именно поэтому наш мозг не воспринимает частицу "не"! Ведь если сказать человеку: "не кури" или "не болей", то первый образ, который промелькнет у него в голове,  это образ курящего или больного человека.


Эти "картинки" имеют гораздо большее значение, чем вы думаете. Дело в том, что именно эти внутренние репрезентации и являются источником наших убеждений и ценностей, своего рода пусковым механизмом для формирования нашего состояния.
Поясню на наглядном примере. Задумайтесь и представьте, с какой картинкой-образом ассоциируется у вас слово "успех". На секунду погрузитесь в созерцание и смакование этой картинки. Добавьте к ней подходящие звуки, ощущения, запахи.

Сделайте внутреннюю картинку как можно более яркой, выразительной, ощутимой.
А теперь отметьте, как изменились ваши ощущения за то время, пока вы визуализировали данный образ? Распрямились ли плечи, забилось ли сердце быстрее, может быть, на ваших губах непроизвольно заиграла улыбка?
Проведите еще пару подобных экспериментов.
Например, представьте себе, с чем ассоциируются у вас слова "влюбленность" и "печаль". После того как вы по очереди прокрутите обе картинки (сначала в течение минуты первую, потом в течение минуты вторую), вы убедитесь, что каждый раз, когда вы визуализируете вот такую внутреннюю репрезентацию, ваше тело начинает на нее откликаться.
Именно так и складывается наше состояние: сначала в мозгу появляется внутренняя репрезентация, запускающая механизм, вслед за ней начинает проявляться физиология. В итоге возникает определенное состояние.
Обычно мы не особенно стремимся контролировать смену наших состояний. Как правило, в большинстве случаев вы позволяете своим состояниям управлять вами.
Например, вы приходите на прослушивание. Сидя в очереди и глядя на толпу других претендентов, вы испытываете безнадежность и отчаяние. Эти состояния вы, разумеется, ощущаете на уровне физиологии: у вас опускаются плечи, хмурятся брови, появляется неприятная тяжесть в груди.

При этом вы забываете, что это именно вы запустили данное состояние, а значит, можете его изменить.
Проблема в том, что, когда мы начинаем испытывать некое состояние, например безнадежность, мы ищем его причину вовне (то есть говорим себе: "Конечно, тут так много достойных претендентов, мне здесь ловить нечего. Шансы у меня нулевые!"). Хотя истинная причина нашего состояния находится внутри нас!
Ведь истинная причина состояния безнадежности вовсе не большое количество конкурентов, а некая внутренняя репрезентация, которая промелькнула у нас (скорее всего на уровне подсознания), запустив тем самым физиологический процесс, сформировавший нежелательное состояние.
Вместо того чтобы позволять негативному состоянию безнадежности управлять нами, мы можем изменить его. Для этого осознайте внутреннюю репрезентацию, вызвавшую у вас эти неприятные ощущения. Рассмотрите, как выглядит ваша "безнадежность".
После того как вы визуализировали репрезентацию, поэкспериментируйте с настройками картинки. Если вы видите ее цветной, сделайте ее более блеклой. Если она находится близко, удалите ее.

Если это фильм, превратите картинку в статичную фотографию. Если вы видите все происходящее четко, сделайте его более размытым и т. д. По мере того как вы будете видоизменять свою картинку, вы заметите, что ваши физические ощущения тоже меняются, и симптомы "безнадежности" постепенно покидают ваше тело.
Но этого мало: вы можете не просто избавиться от неприятного состояния, но и заменить его на позитивное. Для этого визуализируйте противоположную внутреннюю репрезентацию. Например, "успех".
Сделайте эту картинку очень яркой, близкой, отчетливой, объемной. Добавьте к изображению звуки успеха, тактильные ощущения успеха, запахи успеха, вкус успеха. А затем просто позвольте вашей физиологии следовать за этой репрезентацией.

Очень скоро вы почувствуете себя успешным, то есть войдете в состояние успешного человека.
Надо заметить, что, чем больше вы будете тренироваться управлять своими состояниями, тем лучше и быстрее это будет у вас получаться.
Практическое задание № 6
Попробуйте создать себе состояние "вдохновения". Для этого выберите время и место, когда никто вас не потревожит. Расслабьтесь.

Закройте глаза. Представьте себе репрезентацию, ассоциирующуюся у вас со словом "вдохновение".
Постарайтесь сделать возникшую в воображении картинку как можно более яркой и отчетливой. Дополните ее соответствующими аудиальными и кинестетическими образами. Добейтесь такой яркости восприятия, которая спровоцирует физиологические изменения.
Другими словами, позвольте картинке менять ваши физические ощущения до тех пор, пока не окажетесь в необходимом вам состоянии "вдохновения".
Повышение трудоспособности, или Как быть, если лень вперед нас родилась?
"Поздравь меня! Я наконец-то решился написать свою книгу! Дай мне координаты своего издателя!" такие заявления я слышу раз в месяц.

Будучи неисправимым оптимистом, я, разумеется, даю всем желающим адрес моих издателей, тем более что они находятся в перманентном поиске новых талантов. Однако за последние годы почему-то ни один шедевр моего знакомого так и не дошел до них.
Что же это за писательский бермудский треугольник? Куда деваются нетленные рукописи потенциальных авторов? Большинство из них так и остаются недописанными и надежно оседают в недрах моего рабочего стола после того, как их авторы приходят ко мне и с тяжелым вздохом говорят: "Вот написал уже десять/двадцать листов.



Содержание раздела