d9e5a92d

Васильев С. - Информационная открытость решает всё

Для российского рынка ценных бумаг, и прежде всего рынка ак- лом, а также усложняет жизнь проводящим сделки с акциями ций, характерна значительная проблема дефицит информа- участникам рынка. В данном материале мы сделали попытку ции о деятельности компаний, выпустивших ценные бумаги. охарактеризовать основные источники информации об эмитен-В результате интерес инвесторов сфокусирован лишь на узком тах, которой вы можете воспользоваться, работая на рынке перечне акций, что препятствует развитию всего рынка
Как известно, основных игроков на рынке акций можно условно разделить на две группы спекулянтов и так называемых стратегических инвесторов. Первые рассчитывают получить прибыль за счет проведения на фондовом рынке определенного количества операций по покупке-продаже акций.

В данном случае предметом интереса инвесторов могут стать как наиболее ликвидные ценные бумаги например, акции РАО ЕЭС России, ЛУКОЙЛа, Сургутнефтегаза, Газпрома и пр., так и менее ликвидные, которых на российском рынке подавляющее большинство. Вторые же нацелены не столько на получение сиюминутного дохода, сколько на участие в управлении предприятием путем приобретения значительного пакета его акций, как правило, контрольного или блокирующего.

Что есть коммерческая тайна?

И тем и другим для того, чтобы принять решение об инвестировании средств в ценные бумаги того или иного эмитента, необходима информация, причем самого широкого плана от величины уставного капитала компании до структуры ее капитала, производственных показателей и последнего финансового отчета. И если с первым проблем в большинстве случаев не возникает, то последующую информацию получить очень тяжело. Как известно, доходность осуществления операций на рынке корпоративных ценных бумаг определяется ценами покупки и продажи ценных бумаг, а также величиной выплаченных за период владения ими дивидендов.

Для прогнозирования продажной цены акции и размера дивидендных выплат финансовая отчетность предприятия за предыдущие периоды его функционирования необ-дима.
Финансовая информация, так или иначе, опирается на сведения отчетности компании, подаваемой в государственные органы, отраслевые объединения или, например, на биржи, где торгуются ценные бумаги этой компании. Некоторые из перечисленных мест публикации позволяют получить переданную компанией информацию бесплатно таковы объединения, нацеленные на поддержку рынка ценных бумаг, сайты бирж.
Однако сама компания в принципе не заинтересована в информации о подводных камнях своего бизнеса. Хотя именно эта информация интересует инвестора.

Государственные органы в данном вопросе занимают уклончивую позицию.
Согласно постановлению Правительства РФ от 05.12.1991 N35 О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, к таковой не относятся, в частности:
- учредительные документы;
- документы, касающиеся права заниматься предпринимательской деятельностью;
- сведения обязательной отчетности, в том числе финансовые результаты хозяйственной деятельности;
- численность и состав работающих. Такой порядок подтвержден рядом отраслевых инструкций: так, органы статистики обязуются предоставить баланс любого предприятия РФ по расценкам, утвержденным Госкомстатом.

Тем не менее, как ни парадоксально, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (статья 102 Налогового Кодекса России).

Конфликт интересов неизбежен

Нетрудно заметить, что для российских акционерных обществ нехарактерен выход на фондовый рынок с целью привлечения капитала. Особняком держатся лишь банки, наращивающие собственный капитал путем проведения дополнительных эмиссий акций и облигаций, а также компании, размещающие свои депозитарные расписки (ADR) на западных торговых площадках.
Среди причин, обусловивших такое положение вещей, можно выделить две основные. Первая заключается, как мыуже отмечали, в общей неразвитости отечественного фондового рынка. Действительно, в ситуации, когда на рынке активно обращается лишь небольшая группа акций, а сделки с ценными бумагами 95 % акционерных обществ на организованном рынке носят единичный характер, одна из функций фондового рынка способствовать увеличению рыночной капитализации эмитентов не работает.

Если же акции на рынке не обращаются и, как следствие, имеют относительно невысокую стоимость, дополнительная эмиссия акций в большинстве случаев для предприятия малоэффективна.
Вторую причину невыхода российских предприятий на фондовый рынок можно отнести к разряду управленческих. Традиционно руководители отечественных предприятий привыкли работать с другими деньгами (бюджетные средства, заемное финансирование, наращивание кредиторской задолженности и т. д.). Кроме того, для целого ряда российских предприятий, как крупных, так и мелких, характерна борьба за собственность то и дело на рынок поступает информация о конфликтах акционеров, менеджеров и рабочих коллективов предприятий. Возникающие противоречия между акционерами и менеджментом компании (по сути дела, соответственно, ее владельцами и наемными работниками, призванными осуществлять управление) носят название агентских конфликтов.



В России же зачастую лица, непосредственно управляющие компанией, являются и крупными держателями ее акций. Таким образом, выход предприятия на фондовый рынок (допэмиссия с целью привлечения ресурсов) может быть невыгоден непосредственно руководству, так как в результате произойдет уменьшение его доли в уставном капитале, а может быть, и потеря контроля над предприятием.
Для большинства крупных российских акционерных обществ можно выделить следующие группы участников отношений, которые Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг называет корпоративным управлением менеджмент, крупные акционеры (владельцы контрольного пакета акций компании), миноритарные акционеры (владельцы небольших пакетов акций), кредиторы компании, а также органы государственной власти. Как нетрудно понять, интересы каждой из этих групп
очень часто противоречат друг другу. Менеджеры заинтересованы в стабильности своего положения, акционеры в прибыльности деятельности предприятия, дивидендах, росте курсовой стоимости акций, органы государственной власти в росте налоговых поступлений, выполнении предприятием социальных функций и т. д. Таким образом, менеджменту предприятия зачастую выгодно сокрытие той или иной информации, которая может поколебать их позиции.

Сама Федеральная комиссия признает, что с целью сокрытия от акционеров истинного содержания финансово-хозяйственной деятельности эмитента создаются системы оффшорных компаний и аффилированных лиц, контролируемых менеджерами или отдельными акционерами.
В настоящее время ФКЦБ участвует в разработке Кодекса корпоративного управления, работу над которым планируется завершить до конца 2001 года. Текст проекта Кодекса, как ожидается, будет подготовлен к сентябрю 2001 года, а затем будет вынесен на публичное обсуждение. В течение 2001 года и до января 2002 года Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг по мере готовности глав Кодекса планирует внести изменения в нормативные документы, касающиеся этой проблемы.

В течение этого же времени в Государственную думу РФ будут вноситься проекты законов для изменения законодательства о корпоративном управлении в России.
В первую очередь, ФКЦБ предлагает сделать обязательным для предприятий-эмитентов, чьи ценные бумаги обращаются на фондовом рынке, опубликование так называемого корпоративного календаря, где будут отражены планируемые корпоративные события предприятий. Кроме того, Федеральная комиссия предлагает включить раздел о корпоративном управлении в годовой отчет эмитентов. Среди более значимых планов ФКЦБ добиться того, чтобы на организованном рынке обращались лишь акции тех эмитентов, которые соблюдают принципы корпоративного управления.

Федеральная комиссия предлагает биржам также выявлять инсайдерские сделки, а также случаи манипулирования ценами.
Биржи также должны заниматься вопросами раскрытия информации об эмитентах, акции которых обращаются на них.

Проекты

В 1999 году с целью отображения информации о деятельности российских акционерных обществ Национальной ассоциацией фондового рынка (НАУФОР) была создана система комплексного раскрытия информации об эмитентах СКРИН Эмитент (). В настоящее время в системе содержится информация о 1500 российских предприятий.

При этом в системе проведена разбивка предприятий по группам в зависимости от объема и полноты предоставленной информации.
К группам A+ и A отнесены акционерные общества, раскрывающие максимальный объем информации о своей деятельности. Как сообщает НАУФОР, эмитентам этих категорий устанавливается система удаленного доступа, предоставляется программное обеспечение, позволяющее самостоятельно раскрывать информацию их деятельности в системе СКРИН Эмитент.

Соответственно, в самые низкие категории С и С- отнесены эмитенты, по которым в системе содержится лишь минимальная и выборочная информация.
Часть информации, предлагаемой СКРИН Эмитент, находится в свободном доступе, часть в платном. В общем случае структура представленной в системе информации имеет следующий вид:
- общая информация (координатыпредприятия, органы управления, основные акционеры, список аффилированных лиц и т. д.);
- финансово-хозяйственная деятельность;
- выпуски ценных бумаг, дивидендная история;
- данные о реестродержателе, депозитарии;
- коэффициенты инвестиционной привлекательности;
- баланс, отчет о прибылях и убытках;
- новости предприятия.
Данную систему можно воспринимать в настоящее время как единственную, предоставляющую данные о деятельности предприятий комплексно. Однако панацеей для решения проблем получения информации о деятельности эмитентов она не стала.

Это связано с тем, что подавляющая доля предприятий, представленных в СКРИН Эмитент, отнесены к низшим категориям, то есть по ним имеется лишь небольшой объем информации. В группу A+ вошли лишь десять российских акционерных обществ: Аэрофлот, Башинформсвязь, Электросвязь Ростовской области, Хантыман-сийскокртелеком, Уралсвязьинформ,
Справка
- получение информации о контрагентах и условиях заключения сделок;
- обмен сообщениями с участниками системы;
- доступ к ленте новостей СКРИН Эмитент за текущий день;
- возможность вносить в систему информацию о заключенных сделках, которая может использоваться для контроля их прохождения.
НАУФОР позиционирует НКС как инструмент для работы, в первую очередь с акциями 2-го и 3-го эшелонов, то есть низколиквидных ценных бумаг. Согласно правилам включения ценных бумаг в Национальную котировальную систему, заявитель (профучастник рынка либо сам эмитент) должны обеспечить наличие определенной информации о предприятии: копии Устава, свидетельства о государственной регистрации, ежеквартального отчета за последний квартал, бухгалтерской отчетности за последний завершенный финансовый год и за текущий год поквартально, перечня аффилированных лиц, сведений о нарушени-
Состав и стоимость Справки о компании на примере компании IGK.
Сроки предоставления: 24/48 часов (блиц-справка), до 5 дней (экспресс-справка), до 2 недель (норма).
Стоимость бизнес-справки колеблется от $5 до $200. В нее может входить бухгалтерская отчетность за несколько последних периодов, сведения об учредителях и руководителях компании (включая семейное положение и пр.).
Связь республики Коми, Магнитогорский металлургический комбинат, Свердловэнерго, Нижнекамскнефтехим и ПЕТМОЛ. В категорию A попали порядка 60 эмитентов.

Среди петербургских компаний Петербургская телефонная сеть, Ленэнерго, Лентеле-фонстрой и Ижорские заводы.
В сентябре 2000 года НАУФОР (www. naufor.ru) представила операторам рынка свой новый информационный продукт Национальную котировальную систему (НКС). Система дает возможность членам НАУФОР выставлять индикативные котировки акций российских эмитентов, а также содержит информацию как о самих эмитентах, так и о профессиональных участниках рынка. НКС предоставляет следующие возможности:
- самостоятельное внесение и редактирование информации о котировках в системе в режиме on-line и использование для передачи данных в Интернете;
- создание списков избранных инструментов для постоянного мониторинга индикативных котировок;
ях законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов за последние три года, данных об итогах эмиссий ценных бумаг и дивидендах. Таким образом, НКС становится еще одним источником получения информации о предприятии-эмитенте.
Уже 5 декабря Национальной ассоциацией участников фондового рынка была запущена новая версия НКС. По последним данным НАУФОР, в настоящее время в НКС выставлено около 600 активных котировок по более чем 300 ценным бумагам, котировки выставляют около 200 компаний профессиональных участников рынка. До появления НКС основным информационным продуктом для работы с неликвидными ценными бумагами была информационная база AKM Лист.

Судя по всему, развитие НКС отодвинет этот информационный продукт на второй план.
На торговых площадках, таких как Российская торговая система, ММВБ, СПВБ и пр. существуют свои требования к предоставлению информации эмитентами. В качестве примера рассмотрим Санкт-Петербургскую валютную биржу (), с 1999 года реализующую проект по выводу на биржу российских высокотехнологичных компаний (Рынок Роста Санкт-Петербург). В числе документов, предоставляемых эмитентом при допуске ценных бумаг к размещению и обращению на бирже, копия Устава, документы об эмиссии, бухгалтерская отчетность за последний финансовый год (причем в стандартах Минфина РФ и US GAAP или IAS), аудиторское заключение о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности и последний ежеквартальный отчет эмитента. Кроме того, периодически эмитент должен предоставлять обновленные данные о своей деятельности, а также аналитические отчеты специалиста рынка компании, поддерживающей торговые параметры данного эмитента.

Специалист должен осуществлять и предоставлять бирже анализ деятельности предприятия за отчетный период.

Посредники

Тем не менее государственные органы и объединения профессиональных участников фондового рынка, прежде всего НАУФОР, не единственные игроки на информационном рынке. Как выражаются участники рынка, часто и много покупающие информацию у органов статистики, налоговых и регистрационных органов, они могут открывать информацию, но не обязаны это делать. Крупные потребители информации типа DanBradstreet заключают договоры с госорганами, но получить информацию в частном порядке, например, из органов статистики практически нереально.

А между тем государственные органы издают коммерческие справочники, основываясь на получаемой информации.
В результате между клиентом, находящимся в поиске информации, и местом ее условно-открытой публикации возникают посредники. Эти организации, профессионально занимающиеся сбором, анализом и предоставлением информации, получают лучшие условия за счет больших объемов, лучших подходов и лучшего знания законов.

Например, в США более 10 000 сайтов посвящено различным аспектам инвестирования и предоставляет финансовые данные о компаниях.
В России работают как международные организации такого рода (DanBradstreet, LexisNexis и др.), так и местные компании например, часто предоставляют подробные справки торгово-промышленные палаты.
Большой массив информации о деятельности анализируемого предприятия рано или поздно приводит к попыткам категоризации событий и привязке их к финансовому состоянию компаний, в газете или информационном агентстве возникает аналитический отдел или даже отдельная компания. Так, признанными поставщиками валидной информации являются Financial Times, NewYork Times, российские информационные агентства.

Интерфакс, в частности, имеет специальное подразделение для справочного бизнеса.
Официально компании заявляют, что не пользуются неофициальными сведениями и источниками, то есть не покупают по 200-500 рублей на рынках базы данных предприятий с полной информацией из отчетов госорганам. Однако в частных беседах одни из них намекают на то, что иногда не прочь воспользоваться такими базами, другие говорят о выгодности таких методов работы для абстрактных ограниченных в средствах покупателей.
При грамотной обработке информации и необходимости подтверждения ее источника, то есть в крупных исследовательских
организациях, в таких базах обычно нет надобности. Поэтому у западных компаний нет необходимости обращаться к альтернативным источникам информации.

Более того, в качестве результата они получают не огромный массив информации, а практическую рекомендацию например, в виде присвоенного копании рейтинга. Причем в последнее время, как отмечают специализированные информационные агентства, растет количество запросов о западных компаниях со стороны их российских партнеров.
Поиск добросовестных и состоятельных с экономической точки зрения партнеров становится главной задачей бизнеса. По оценкам консалтинговой компании Gomez Advisors, к 2001 году в мире будет открыто 18 млн инвестиционных счетов (в 1996 их было только 1,5 млн, в начале 1999 5,1 млн).

Приход на рынок денег частных инвесторов и глобализация рынков требуют новых информационных источников о жизни компаний, доступных в Интернете и действующих в режиме реального времени, или соответствующей перестройки бизнеса традиционных грандов информационного рынка.
В России же решение проблемы информационной открытости эмитента остается одним из главнейших шагов, необходимых для развития рынка ценных бумаг, инвестор еще до приобретения пакета акций предприятия хочет знать, что представляет собой объект его инвестиций. Пока же, несмотря на то, что российским законодательством установлен ряд требований по раскрытию информации, во многих случаях они исполняются плохо.

В ближайшие два года, по расчетам ФКЦБ, благодаря созданию Кодекса корпоративного управления в системе комплексного раскрытия информации предприятиями-эмитентами произойдут определенные позитивные изменения, что обеспечит более благоприятные условия для осуществления торговли на рынке ценных бумаг.



Содержание раздела