d9e5a92d

Принцип идеодинамики


Тактические действия могут быть, на первый взгляд, абсолютно несвязанными и даже противоречащими стратегической цели. И всё же, именно разнообразие тактических подходов становится залогом успешности гипнотизёра. Можно сказать так: тактическое доброжелательное коварство в совокупности с готовностью к дерзким экспериментам делают работу гипнотизёра увлекательнейшим занятием, наполненным духом творчества и импровизации. Гипнотическая практика не любит штампов, если только речь не идее о формальных экспериментах. Каждый случай по-своему уникален.

Стратегические задачи могут быть типовыми, но тактические действия – импровизацией.
 
Примеры:
 
1. Очень многие мужчины, знакомясь с девушками, не говорят прямо о своих целях (стратегических задачах) и потому начинают знакомство с тактических хитростей.
2. Любой бизнесмен, начиная собственное дело, по опыту знает, что усилия и эмоциональные переживания необходимо направлять на решение тактических, ситуативных задач. Успешное прохождение таких ключевых точек позволит кирпичик за кирпичиком сложить большое дело. Психологически ошибочно фиксировать львиную долю внутреннего внимания на главной стратегической задаче.

Без удовольствия от маленьких побед общий энергетический потенциал начинает истощаться и человек, бывает, склонен избегать решения мелких задач, терпя одно за другим тактические поражения.
3. Многие целители в каждом клиенте обязательно что-то узрят, как следует напугают, а потом за хорошую плату решат проблему. Увы, целительство в таком случае является не стратегической целью, а средством заработка. Иначе, зачем пугать или создавать настрой к исцелению на основе негативных переживаний?
 
Задание:
 
Приведите примеры тактических действий из собственного опыта, когда к решению стратегической задачи вы шли обходными путями.




 
Упражнение:
 
Убедите сидящего напротив вас человека в необходимости абсурдного действия, например, в том, что надо забраться на растущее за окном дерево и громко прокричать какую-нибудь фразу. Упражнение будет считаться выполненным тогда, когда клиент искренне согласится с вами, что данное действие было бы в действительности для него очень полезным (при этом лезть на дерево и кричать ему необязательно).
Ради убедительности нужно применять тактические хитрости. Для этого рекомендуется связать абсурдное действие с различными реальными интересами из жизни клиента. Упражнение следует повторить с не менее чем десятью вариантами абсурдных действий и таким же количеством клиентов.
 
6. Принцип идеодинамики.
 
 
По принципу идеодинамики любая идея переживается динамически и соответственно, любое динамическое проявление осознанно или бессознательно сопровождается идеей. Другими словами, любое проявление человека проживается полностью всем психофизическим аппаратом человека. Чтобы осознать то, что вы сейчас читаете вам необходимо еле заметно проговаривать напечатанные слова про себя, т.е. задействовать не только части тела, ответственные за речь, но и подключать весь ассоциативный ряд, связанный со смыслом слов.

Так возникает внутреннее понимание.
 
Технически слово – это определённый набор звуков. Сам по себе набор звуков не несёт какого-то особого смысла. Смысл слова заключается в ассоциациях, связанных с конкретным набором звуков. Идея, смысл слова не существует вне динамики физиологических процессов.

Если угодно, слово – это ассоциативный рефлекторно закреплённый аналог объекта. Прочитайте слово мама и вспомните, что мгновение назад, когда вы читали слово, у вас подспудно возникли какие-либо образы, ассоциативно связанные с этим словом. Этот принцип проявляет себя абсолютно во всем, например, со словом бегать связано, повышение активности мышц, отвечающих за бег.
 
Отсюда следует вывести чрезвычайно важный для практики гипноза закон:
 
Идея, слово понимается и воспринимается только тогда, когда проживается полностью всем организмом в соответствии с существующим в памяти тела опытом ассоциаивно и рефлекторно связанным с данной идеей или словом.


 
Благодаря пониманию принципа идеодинамики, практикующий гипнотизёр направляет воздействие в область субъективного опыта. Делать ставку на формальное объективное понимание значения слов – безграмотно. Сказанное гипнотизёром слово, несёт в себе потенциал влияния на психические процессы субъекта сугубо в русле личного опыта субъекта, т.е. субъективного понимания значения слова. Личный словарь каждого человека, по сути, является кодом к динамике его психофизических процессов.

Гипнотизёру необходимо отслеживать личную реакцию субъекта на слово, а не вкладывать в это же слово какой-то свой смысл. Можно сказать так, слова гипнотизёра адресуются не разуму субъекта (клиента), но направлены в сердце, душу конкретного человека с особым личным опытом. Критерием оценки удачности использованного слова или фразы является желаемая реакция субъекта. Речь гипнотизёра только по форме похожа на речь обычного человека.

Гипнотизёр, формально при помощи слов, говорит с внутренним миром человека на языке именно этого человека.
 
 
Ответ М. Эриксона коллеге на вопрос о том, что такое гипноз:
 
Гипноз – это полная жизни связь, возникающая в одном человеке при горячей поддержке другого.
 
Примеры:
1. Спящий человек, видя сновидение и не желая просыпаться, внешние шумы и ощущения тела воспринимает в образах сновидения, как бы вводит в него новые обстоятельства.
2. Во время просмотра какого-нибудь блокбастера даже самый ленивый зритель, отождествляясь с главным героем (который по сюжету агрессивно решает чрезвычайно сложную задачу), начинает ощущать прилив активности.
3. На этом принципе, в том числе, основан эффект внушения. Частым использованием определённых слов накачивается соответствующая динамическая установка, т.е. готовность к определённым действиям.
 
Задание:
 
Приведите примеры феномена идеодинамики из личного опыта (для ответа на вопрос можно использовать специальную справочную литературу).




 
Упражнение:
 
1. Постарайтесь занять удобное положение тела, сидя в кресле или на стуле. Тихим голосом самому себе несколько десятков раз наговорите какую-нибудь фразу, побуждающую к желаемому действию. Так можно убедить себя помыть посуду, что-то починить, сходить в магазин или сделать какое-либо другое полезное дело.
2. Перед началом занятия по гипнозу уделите несколько минут самовнушению. Несколько десятков раз (до чувства специфического внутреннего удовлетворения) повторяйте следующую фразу: Мои сознательные и бессознательные ресурсы и таланты максимально активизируются, я максимально эффективно усваиваю и закрепляю новые знания и умения. Такая самонакачка реально резко повысит результативность занятий.
 
7. Ассоциации и рефлексы.
 
 
Ассоциация (от лат. association – соединение) – связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.).
 
Рефлексы (от лат. reflex us – повёрнутый назад, отражённый) – реакции организма на раздражение рецепторов. Возникшее возбуждение передаётся в центральную нервную систему, которая отвечает на него также возбуждением; последнее по эфферентным (двигательным, секреторным и др.) нервам передаётся к различным органам (мышцам, органам и др.). И.М.Сеченов ещё в 1863 году высказал мысль, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы.

И.П.Павлов врождённые рефлексы назвал безусловными, а вырабатываемые в течение жизни – условными.



Содержание раздела