d9e5a92d

Эта часть тебе кажется ужасной?


Терапевт: Хорошо, как же сделать так, чтобы эти две части находили контакт друг с другом?
Инна: Надо, чтобы более официальная часть осознала, что есть еще и вторая часть.
Терапевт: Но ведь вторая часть  баламут, она хочет менять твой образ жизни, хочет в Сочи: а ты попробуй договорись об этом с правильной частью. Одна часть хочет все расшвырять в стороны, а вторая любит порядок, чтобы все лежало как надо. Они же друг друга и видеть не хотят, и слышать друг о друге не могут. У других людей бывает и целых четыре части  и все ничего себе, как-то общаются...

А какие есть доказательства тому, что эта вторая часть действительно существует?
Может быть, это выдумка? Понимаешь, потому что если перевести это на другой язык  на язык нашего аутоиммунного заболевания  это такое заболевание, которое само с собой борется. Состояние, которое само себя пожирает.
Мне кажется, ты тоже сама себя пожираешь. Что ты плачешь?
Мы сейчас устроим перерыв, а после него опять за тебя возьмемся. Не убежишь?
Когда я говорю ей “не убежишь?”, то показываю, что понимаю, как ей трудно. Я с ней солидарен, как бы даю ей понять: несмотря на то, что все вроде бы игра, это все-таки очень сложная работа.
Инна: Хочется убежать.
Терапевт: Какой части больше хочется?
Инна: Взбалмошной.
Терапевт: Так это, может быть, вообще хорошая часть? Или она неправильная?
Инна: Я не знаю, правильная она или неправильная.
Терапевт: Как не знаешь, она может кому-то завидовать, или кого-то ненавидеть  вообще это черт знает что за часть... Ты что, должна ее в узде держать, эту часть?
(Инна незнающе-неопределенно пожимает плечами.)
Терапевт: Эта часть тебе кажется ужасной?
Инна: Да нет, по-моему...
Терапевт: Так, а что же? Можешь, значит, с ней общаться?
С взбалмошной частью?
Инна: Могу, наверное.
Очень важный вопрос: “Какая твоя часть хочет сбежать?” Я напоминаю ей, что если ей хочется сбежать, это одна из ее частей хочет сбежать, а вообще-то ей хочется остаться. Эта игра с самого начала ведется для того, чтобы дать ей понимание, что она сложная натура.
И следует не искать простоты, а работать с этой самой сложностью.
(После перерыва.)
Терапевт (обращается к участникам семинара): Сегодня мы с Инной попробуем поработать и продемонстрировать новую разновидность транса. Он будет, скорее, неопределенным, и переживания могут быть восприняты человеком по-разному: он сможет достраивать свою картинку вокруг того, что происходит.
Инна любит, чтобы все было очень точным, а этот транс будет предельно неточным. К сказанному можно вовсе не прислушиваться, но тем не менее вы увидите, как могут работать образы и ритмический строй.
У меня сложилось чувство, что клиентка боится определенности. Когда я сказал, что транс будет неопределенным, она радостно закивала, успокоившись, что с ней ничего не сделают.
У нее существуют опасения, что на нее будут воздействовать, начнут придавать ей какую-то форму, отчеканивать, как монету, завершать. К этому она не готова.
Потому что до принятия окончательной формы существует возможность выбора, происходит метание, она хочет это пройти, прожить...
(Инна вертит колечко на пальце.)
Терапевт (обращается к Инне): Ну что, бросаем колечко в море?
(Инна улыбается.)
Терапевт: Хорошо. Давай закроем глаза и прислушаемся к какому-нибудь ритму... Может быть, ты услышишь или представишь себе, как птицы поют.

А может, услышишь какие-нибудь шевеления вокруг... Или ты можешь вспомнить, как в лесу под ветром качаются сосновые деревья...
А еще ты можешь прислушаться к ритму своих век... как они дрожат... Может быть, к своему дыханию. Легко-легко колышется кофточка...
Давай себе представим, как в детской сказке, что ты оказываешься в дремучем лесу, где поют птицы, и колышутся очень высокие, очень мощные сосны. И, может быть, тебе становится страшно... (Далее ритм очень замедляется.) Представь себе, что как в сказке, ты оказываешься около двух ручьев... И в них совершенно разная вода... В одном  мертвая, в другом  живая...

Тебе очень страшно оказаться рядом с этой холодной темной водой.


Если хоть капля попадет на тебя, ты можешь заснуть и почувствовать, как все тело... деревенеет и склеивается... А стоит брызнуть на тебя живой водой... и это склеенное тело... начинает шевелиться и дышать...
И страшно, что не окажется вокруг кого-то, кто сможет вовремя зачерпнуть воды...
Клиентка очень склонна к колебаниям... Как бы находится в протопатическом состоянии, когда основное, что с ней происходит, это неуверенность, колебания. Следующая стадия развития  принятие того или иного решения.
На этой стадии она краснеет, бледнеет, мечется, как бы даже не понимает, что возможен какой-то выбор. У нее пять возможных движений в разные стороны. И для нее возможность выбора между “или  или”  уже очень сильное облегчение, развитие, формирование. Я направляю ее в эту сторону.

Два ручья, и надо выбрать один из них, что вызывает колебание.
Здесь  полярность жизни и смерти. Ручьи куда-то текут. Это движение, поток мелких капель.
Таким образом, клиентка оказывается между чем-то, что-то ее омывает. С другой стороны, если брызнуть мертвой водой, она как бы склеивается, застывает, тело становится мертвым, она превращается в Спящую Царевну, приходят всякого рода детские ассоциации с замиранием.. А живая вода, наоборот, вызывает оживление  такой легкий переход от одного к другому.

Вода  это ужас колодца, заглядывание куда-то в глубину, вниз, тяжесть. “Если я разлагаюсь, то, кажется, я в воду попадаю, меня размывает”.
Вода как разбирающий образ, и вода как образ чистоты. Вода  это то, что смывает грязь и уносит ее.
Вода  это то, что обновляет. То, из чего выходишь, это выход из старой жизни к новой жизни.
Тебя почему-то тянет то к одной воде, то к другой. И ты чувствуешь очень ясно, что в одной воде есть притягательная прохлада... и какая-то особенная цельность и законченность... И кажется, что эта вода тяжелая... Стоит только брызнуть ею или пригубить... или даже посмотреть на нее... как она начинает тебя завораживать...

И эта тяжесть передается векам и рукам...
И кажется, что как в сказке, как в замке, опускается кисея... и все вокруг засыпает... перестает двигаться... успокаивается... И возникает полная тишина... Куда-то уходят знакомые звуки города, и шум деревьев, и пение птиц...
И ты как будто двигаешься в двух направлениях... Пытаешься ухватиться, запомнить и услышать... машины, птиц и какие-то звуки...
А с другой стороны, ты как будто бы двигаешься в полной тишине и покое... Пытаешься шевелить веками, но тебя тянет глубоко-глубоко заснуть... А другая вода, стоит только о ней подумать... журчит... И кажется, что в ней отражаются деревья...

Она немножко булькает...
И каждая ее капля кажется живой... активной... куда-то стремящейся... Она даже немножко разъедает... И хочется остановиться между двумя ручьями, где-то посередине... Тебя неудержимо тянет ко сну... хочется задремать...

И ты можешь представить себе, что, как в сказке с хорошим концом... ты купаешься, пьешь, кто-то окунает тебя... в эту мертвую воду...
Твое тело распадается на разные части... Каждая часть отдельно... засыпает...
И ты чувствуешь покой...
Распадание на части и собирание вместе  это общая идея, которая была прочувствована уже в беседе. Градус переживания, который собирает вместе. “Кого-то люблю, кого-то ненавижу, этого хочу, этого не хочу...”  одновременно право на притяжение и отталкивание.
Право на манипуляции и перемещение внутри самой себя. Сложность и гибкость, а не обязательность однозначности, возможность распасться, принять себя: разные лица, разные чувства, разное отношение к окружающим.
А потом кто-то погружает тебя в живую воду... И ты чувствуешь, как разные твои части... начинают соединяться вместе... сплавляться... Представь себе, что мальчишки что-то плавят в консервной банке...

Представь, что в очень сильном огне... разные вещества... разные металлы сплавляют вместе...
И в этой горящей, кипящей и в то же время прохладной живой воде... что-то особенное, происходящее в тебе... И кажется, что, как в сказке, по всем твоим жилам проходит... какая-то бодрящая... судорога... которая все соединяет... И опять заставляет биться сердце... шевелиться...
Как будто накатывают волны разных забытых чувств... То радости, то грусти...
Общий мотив: “Со мною что-то происходит, со мною происходит много разного, и мне это нравится. Мне нравится меняться, нравится стремиться неизвестно куда, мне нравится риск каждого следующего шага, я не знаю, что со мной происходит, но я этого не боюсь: мне нравится сам процесс изменений, я к нему готова”.
Ты начинаешь глотать, шевелиться... И тебе кажется... что придется еще долго-долго дремать... даже с открытыми глазами...
И ты можешь представить себе, что ты  маленький-маленький цыпленок... Сворачиваешься и лежишь в яйце...
И ты совсем потерялась... У тебя никого нет... И ты начинаешь заново рождаться... вращаясь... лежа...
Легко и спокойно...



Содержание раздела