d9e5a92d

Учет и анализ расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Отнесение к расходам стандартных налоговых вычетов (ст. 218 главы 23 НК РФ), социальных налоговых вычетов (ст. 219) и имущественных налоговых вычетов (ст. 220), которые участвуют в расчете подоходного налога, при расчете единого социального налога законом запрещено (п.

3 ст. 237 главы 24 НК_РФ). Новым является еще и то, что с введением в действие главы 24 НК РФ налоговая база расширяется на сумму дополнительной материальной выгоды, к которой, в частности относятся:
дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;
дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодате-
ля товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);
материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 212 НКРФ;
материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 9 п. 1 ст. 238 НК РФ), в случае если страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.
Особо хочется отметить, что до введения единого социального налога его противники говорили, что социальный налог может всех оставить без пособий по государственному социальному страхованию, что у ФСС есть сейчас право расходования начисленных страховых взносов 'на выплату пособий по временной нетрудоспособности и других пособий непосредственно на предприятии, а в ФСС перечислять только разницу. Не будет ли означать введение социального налога отмену такого права, не придется ли потом работающим на предприятии идти еще в какие-то учреждения, стоять в очереди за получением своих денег?
Так вот, в главе 24 части второй НК РФ сохранен остаточный принцип определения налоговой базы по ФСС, а именно: сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 2 ст.

243).
Суммы, не подлежащие налогообложению (ст. 238)
В НК РФ предусмотрены меры как ужесточающе-го характера, так и предоставления дополнительных льгот по уплате социального налога в отношении сумм, не подлежащих налогообложению, по сравнению с перечнями выплат, на которые не начисляются страховые взносы.
Более ограничены виды материальной помощи, оказываемой работникам (п. 3 ст.

238), которые не облагаются социальным налогом.
В отличие от ранее действовавших законодательных актов отмечается более широкая социальная направленность Федерального закона 117-ФЗ.
Так, главой 24 (подпунктами 4, 5 п. 1 ст. 238 НК РФ) предусмотрены нормы, в соответствии с которыми в состав доходов, подлежащих налогообложению, не включаются суммы, выплаченные работодателями за счет средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, а именно:
суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических путевок), выплачиваемые работодателями своим работникам и (или) членам их семей;
сумны, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей, при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения как в случае безналичной оплаты работодателями медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание работников (членов их семей), так и при выдаче денежных средств, предназначенных на эти цели непосредственно работнику (членам его семьи), или зачислении средств, предназначенных на эти цели, на счета работников (членов их семей) в учреждениях банков.
На материальную помощь, оказываемую бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в состав доходов не включаются суммы, не превышающие в год 2000 рублей.
Удовлетворены долгожданные просьбы и ожидания садоводов в части освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.


Теперь в соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 238 части второй НК РФ в налогооблагаемую базу не включаются суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческими, садово-огородными, гаражно-строительными и жилищно-строительными кооперативами (товариществами) лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги) для указанных организаций.
Что касается доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, то в состав доходов, подлежащих налогообложению, не включаются доходы, которые получены в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.
Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой, как члены другого подобного хозяйства (подпункт 7 п. 1 ст. 238).
Кроме того, подпунктом 8 п. 1 ст. 238 введена норма, в соответствии с которой в состав доходов, подлежащих налогообложению, не включаются доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, в случае если данные общины зарегистрированы в установленном порядке, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.
В настоящее время страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды на вышеперечисленные доходы начисляются.
Налоговые льготы (ст. 239)
В отличие от ранее действовавшего порядка главой 24 введены ограничения по льготам, предоставляемым в виде освобождения от уплаты налога.
Так, организации любых организационно-правовых форм освобождены от уплаты налога с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами 1, II и III групп.
Для других льготных категорий работодателей введен также критерий до 100 000 рублей, но с некоторыми особенностями его исчисления, а именно: таковые освобождены от уплаты налога с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника, независимо от того, является он инвалидом или нет. Данный критерий установлен для:
общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и их структурных подразделений;
организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %;
учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов (данная категория работодателей ранее от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды не освобождалась).
Аналогичное ограничение установлено для индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, являющихся инвалидами 1, II и III групп, а именно: таковые освобождены от уплаты единого социального налога в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 239 НК РФ введена новая льгота, касающаяся освобождения от уплаты единого социального налога в части сумм налога, зачисляемых в ФСС, индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов.

Следует отметить, что ранее в отношении индивидуальных предпринимателей действовал принцип добровольности, то есть индивидуальные предприниматели пользовались пособиями по государственному социальному страхованию только в случае уплаты страховых взносов в ФСС. Теперь введенная норма скорее всего не лишает права на обеспечение пособиями по государственному социальному страхованию, так как данная категория отнесена к плательщикам единого социального налога, но при этом ей предоставлена льгота при уплате части налога, подлежащего зачислению в ФСС.
Новым является и то, что НК РФ (п. 2 ст.

239) определены правоотношения с иностранными гражданами, а именно: если иностранные граждане и лица без гражданства не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств ПФР, ФСС, ФОМС в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем, то доходы таких иностранных граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями, или выплаты в пользу работника (иностранного гражданина) облагаются единым социальным налогом.
Налоговый период (ст. 240).

Порядок исчисления и уплаты налога (ст. 243)
Налоговым периодом единого социального налога признан календарный год.
НК РФ определяет, что налогоплательщики-работодатели должны представлять налоговую декларацию один раз в год, а в течение года производить уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.
Кроме того, банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога.
В свою очередь, налогоплательщики, не являющиеся работодателями, будут обязаны производить уплату авансовых платежей на основании налоговых уведомлений:
1) за январь июнь не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль сентябрь не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь декабрь не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате налогоплательщиками, не являющимися работодателями, за исключением адвокатов, будет производиться налоговым органом в порядке, определенном главой 24.
Следует особо отметить, что несмотря на то, что налогоплательщики должны теперь представлять отчетность по единому социальному налогу налоговым органам, в НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой за ними (налогоплательщиками) также закреплена обязанность представлять сведения в:
ПФР в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования;
ФСС о суммах, использованных на выплаты по государственному социальному страхованию.
Необходимость представления данных сведений в ФСС продиктована тем, что по ФСС в законодательстве заложен остаточный принцип зачисления части суммы социального налога, подлежащей зачислению в данный фонд, о котором говорилось ранее (раздел Налоговая база).
Ставки налога (ст. 241)
С введением единого социального налога на налогоплательщика-работодателя ложится обязанность по исчислению данного налога в расчете на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года по регрессивной шкале по ставкам, установленным ст. 241 главы 24 для различных категорий плательщиков.
При исчислении суммы социального налога ме' пользуется величина налоговой базы в среднем Н1 одного работника, а затем производится расчм сук' мы налога в зависимости от того, в какой уро^ регрессивной шкалы попала налогооблагаемая база, то есть: до 100 000 рублей; от 100 001 рубля до 300 000 рублей; от 300 001 рубля до 600 000 рублей; свыше 600 000 рублей. Следует отметить, что НК РФ предусмотрены следующие необходимые условия для использования регрессивной шкалы налогоплательщиками-работодателями, а именно:
в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника должно превышать 50 000 тыс. рублей.
Если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть умножена на четыре.
Кроме того, при расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не должны учитываться 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы;
на момент уплаты налога за истекший месяц накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть больше суммы, ровной 4200 рублям, умноженным но количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде.
В случае невыполнения вышеназванных условий расчет социального налога производится по ставкам, установленным для величины налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 рублей (в данном Федеральном законе они являются максимальными), независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
При введении регрессивной шкалы преследуется цель выведения из тени части заработной платы, так как с увеличением начислений в пользу работника снижается размер отчислений единого социального налога, а введение определенных условий ее применения направлено на то, чтобы высокая заработная плата (выплаты в пользу работника) на предприятии выплачивались всем работникам, а не определенной группе лиц либо только руководящему составу.
Необходимо отметить, что с введением в действие главы 24 возникает множество вопросов, связанных с введением единого социального налога, которые должны найти отражение в дополнительных нормативных актах. Должны также быть решены вопросы взаимодействия налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов, а также налогоплательщиков с данными органами.
В заключение следует отметить, что отдельные положения главы 24 требуют существенной доработки, и в настоящее время проводится работа по внесению в нее дополнений и изменений.

2 Учет и анализ расчетов по социальному страхованию и обеспечению


2.1 Порядок расчета и учета отчислений в фонды социального страхования и обеспечения
С сумм начисленной оплаты труда предприятия (до 1.01.2001) производили отчисления в Фонд социального страхования РФ (5,4%), в Государственный фонд занятости населения РФ (1,5%), в фонды обязательного медицинского страхования (3,6%) и в Пенсионный фонд РФ - в размере 28% от сумм оплаты труда.
На предприятие ОАО СУ-829 до 2001 года учет велся в соответствии с методическими рекомендациями по проведению налоговыми органами документальных проверок полноты и правильности исчисления страховых взносов указанными в письме ГНС РФ от 24.11.98 ШС-6-07/851 О Методических рекомендациях по проведению документальных проверок организаций по полноте и правильности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в письме ГНС РФ от 18.09.98 ШС-6-07/630.
С 4 января 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.01.99 1-ФЗ О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год (далее - Закон), вносящий кардинальные изменения в определение базы для исчисления страховых платежей в отдельные фонды и содержащий ряд других принципиально новых норм.
Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению производится на счете 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
К счету 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению могут быть открыты субсчета:
69-1 Расчеты по социальному страхованию,
69-2 Расчеты по пенсионному обеспечению,
69-3 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию,
69-4 Расчеты по Фонду занятости(до 1.01.2001)
На субсчете 69-1 Расчеты по социальному страхованию учитываются расходы по социальному страхованию работников организации.
На субсчете 69-2 Расчеты по пенсионному обеспечению учитываются расходы по пенсионному обеспечению работников организации.
На субсчете 69-3 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.
На субсчете 69-4 Расчеты по Фонду занятости учитываются расчеты предприятия с фондом занятости (до 1.01.2001).
При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению могут открываться дополнительные субсчета.
Кроме того, по кредиту счета 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению в корреспонденции с со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям отражается сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.
При формировании облагаемой базы предприятие опираться на положение Закона и ранее принятые законы (от 08.01.98 9-ФЗ О тарифах страховых взносов... на 1998 год, от 05.02.97 26-ФЗ О тарифах страховых взносов... на 1997 год) от 21.12.95 207-ФЗ О тарифах страховых взносов... на 1996 год.
При осуществлении выплат в пользу граждан, не являющихся работниками организации (не выполняющих для организации работы, услуги), не возникает объекта начисления страховых взносов. При осуществлении выплат гражданам, не являющимся работниками организации в момент выплаты (пенсионерам, ранее работавшим в этой организации; членам некоммерческой организации; нуждающимся в социальной поддержке посторонним гражданам; членам семьи умершего работника и т. п.), страховые платежи не начисляются.
Не начисляются на предприятие страховые взносы на вылиты пенсионерам бывшим работникам организации, на выплаты членам профсоюзной организации, на средства, переданные вдове умершего работника для изготовления памятника, на суммы выплат наследникам автора за использование ранее созданного им произведения, на дивиденды, начисляемые акционерам.
На предприятие для исчисления страховых взносов в отдельные государственные социальные внебюджетные фонды используются разные базы.
С 01.01.99 в соответствии со ст. 1, 2, 3 и 4 Закона все выплаты в пользу работников в денежной и (или) натуральной форме считаются базой для исчисления страховых платежей в четыре социальных внебюджетных фонда (ПФР, ФСС РФ, ГФЗН РФ, фонды ОМС), а начисленная оплата труда - объектом для исчисления страховых взносов только в фонды ОМС.
Очень важно, чтобы социальные льготы работникам не были признаны соответствующими внебюджетными фондами при проверках за определенные временные периоды завуалированной оплатой труда, на которую следовало начислять страховые взносы. Обязанностью предприятия в этих условиях является создание надлежащей доказательной базы, обосновывающей социальную направленность произведенных выплат при отсутствии их связи с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Помимо выплат в пользу работников, принятых по трудовым договорам, объектом начисления страховых взносов в отдельные социальные внебюджетные фонды на предприятие являются также выплаты гражданам по иным видам договоров, содержащим элементы выполнения работ (оказания услуг) собственным трудом гражданина.
С 01.01.99 в соответствии со ст. 1 и 3 Закона при заключении любого гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, следует начислять взносы в три социальных внебюджетных фонда: ПФР, ГФЗН РФ и фонды ОМС.
Выплаты по авторским договорам являются объектом начисления страховых взносов в ПФР и фонды ОМС. Взносы в ФСС РФ начисляются исключительно на выплаты по трудовым договорам.
Таким образом, при оформлении договорных отношений с гражданами на предприятие учитываются отличительные признаки отдельных видов договоров.
Предприятие производит выплаты гражданам по договорам гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг) при этом страховые взносы исчисляются только с суммы вознаграждения за труд, исключая из общей суммы по договору фактически произведенные расходы подрядчика (исполнителя), при соблюдении следующих условий:
- сумма вознаграждения за труд должна быть указана в самом договоре в разделе (пункте договора) о его цене или выделена отдельной строкой в смете расходов, калькуляции стоимости выполняемых работ, прилагаемой к договору;
- выплаты гражданину в возмещение фактически произведенных расходов (расход материалов, транспортные и другие расходы) должны осуществляться на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов, остающихся в организации.
При осуществлении предприятием облагаемых выплат в пользу работников страховые взносы начисляют независимо от источника финансирования таких выплат.
Согласно нормам действующего законодательства объектом начисления страховых взносов являются выплаты в пользу работников по всем основаниям (как в денежной, так и в натуральной форме).
Следовательно, при получении предприятием денежных и материальных средств от спонсоров (дарителей, грантодателей), из бюджета, из всевозможных фондов и от иных сторонних лиц для осуществления целевых выплат в пользу работников начисляются страховые взносы. Однако предварительно определяется, не входят ли данные платежи в перечни выплат, на которые не начисляются страховые взносы.
Материальная помощь, выплаченная организацией своим работникам за счет средств, выделенных спонсорами (дарителями), также учитывается в составе объекта налогообложения при исчислении страховых платежей, если невозможно подобрать подходящую позицию из перечней выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ГФЗН РФ и фонды ОМС.
Если предприятие осуществляет расходы, не носящие адресного характера (когда невозможно персонифицировать произведенные выплаты и установить, в пользу каких именно работников они произведены), страховые взносы не начисляются.
Если предприятие заключило договор с другими юридическими лицами (на лечение сотрудников, питание, предоставление сотрудникам физкультурно-оздоровительных, культурных и иных услуг, являющихся в обычных условиях платными), то суммы оплаты по таким договорам учитываются в составе объекта начисления взносов в ПФР, ФСС РФ, ГФЗН РФ и фонды ОМС.
При указанных обстоятельствах организация предоставляет конкретным работникам социальные льготы за счет собственных средств. Расходы по таким договорам, даже если они осуществлены путем безналичных платежей в адрес другого юридического лица, учитываются при исчислении страховых взносов.
Если расчеты между юридическими лицами не носят адресного характера, то страховые взносы не начисляются.
На предприятие с 01.01.99 исключается из облагаемой базы при исчисление платежей в социальные внебюджетные фонды выплаты в пользу граждан, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ.



Содержание раздела