d9e5a92d

Ворота души


Стереоскопия Входящего: тот-то и тот-то, шизоид-циклоид, маньяк-холерик, неврастеник-истерик, пикник-чйник, регбист-мазохист, закомплексованный^-засекреченный. Сын родителей, места, времени и культуры,- крепостной, если бы в прошлом веке, жрец, если бы в Древнем Египте... Вся эта бытность вариа-
цией на известную тему не мешает ему быть духом, животным, ни на кого не похожим, никогда не бывавшим посланцем далекой звезды, сыном Вечности...
...Кандидат в самоубийцы, за один год потерял сына, жену, работу. Глубоко заморожен, вялые автоматизмы.

Д. С. тоже будто только что вынут из холодильника - медленно шепчет что-то невразумительное, опять замолкает, опять пытается пошептать... копошение... Пациента (я это чувствую по своим капиллярам) начинает обволакивать какое-то призрачное тепло, что-то оттаивает...

Д. С. вживается в восхитительное наклонение, искусство скрытнейшей похвалы. Раскованная импровизация, развивать надо вдохновенно и точно, огня хватит ли?..

Жесты увереннее, в голосе нарастает мажор, дыхание мужской правоты, нечто львиное, говорит то отрывисто, то почти нараспев...
Стоп!.. Я почувствовал это секундой позднее, я чувствовал, что он сам уже чувствует..."
Пережим! - Занесло! Фальшь! - Внушение не срабатывает! - Пациент снова стремительно замерзает, проваливается, связь вот-вот оборвется...

Назад!? - Но назад нельзя!..
Все убил преждевременный выпад, поспешность. Пришлось сдаться на милость химии, положить в больницу.
Безмерно различны люди. Причудливые своекров-ные существа...

Иногда кажется, что Природа лишь пошутила, придав нам более или менее одинаковую оболочку.
Вчера приходил человек-черепаха, с панцирем на душе. В тишине, под лучами ласки маленькая головка на морщинистой шее высовывается, размякает, но при малейшей незнакомой вибрации втягивается обратно. Беззлобие и безлюбие.

Спячка-депрессия семь месяцев в году...
Потом женщина-одуванчик, с облетевшими парашю-тиками любви - дунул ветер... До следующей весны.
...Если все мы такие единственные, такие особые, то для каждого и единственный Врач, единственный Друг, Возлюбленная, Возлюбленный?..
Ну конечно, а как иначе. Но где?..
Океан Невидимых Снов - и земля, злая, грязная.
Здесь мы работаем.
Кот в мешке
Почему дети получаются не такими, как хочется

Знаешь, что думал мальчик, которого ты вчера спрашивал,
почему он грустный? Он подумал: "Да отстань ты от меня"
"Добрый вечер, В. Л, позвольте напомнить, что в четверг, 18 ноября, в 18.00 состоится очередная игра цикла "Взрослые дети". Согласно договоренности рассчитываю на Ваше участие в качестве Бабушки.
Заодно хотелось бы кое-что уточнить по незаконченному разговору. Нет, В. Л., я вовсе не детоцент-р и к, как Вы изволили выразиться.

Плачевнее всего обстоят дела как раз там, где детьми "занимаются" и где вместо живого общения появляются "системы", "концепции", "формирование" и тому подобные чудовища...
Легион детоцентринеских мам, пап, бабушек и иже с ними: "Позвольте, но как же?.. Ведь трудный ребенок, больной ребенок делается проблемой волей-неволей. И разве не в детях, в конце концов, наше счастье и смысл нашей жизни?.."
Легион эгоцентрических детей: "А вот и не надо. Не надо делать из нас смысл вашей жизни, это мешает нам искать смысл нашей.

Не надо делать из нас свое счастье - это невыносимо, счастье прямой наводкой".
Тайна воспитания есть тайна поэзии, неужели и с этим будете спорить?..
Самые гармоничные и духовно здоровые дети, при прочих равных условиях, вырастают в семьях, занятых от велика до мала общим жизненным делом, определяющим дух семьи, делом, дающим старшим естественный авторитет и привлекающим младших радостями, опасностями, ответственностью... Я теперь убежден, что цель "хорошо воспитать ребенка" нельзя ставить.

Но цель эта достижима, если входит в Сверхцель...
До четверга! Добрых снов. Ваш Д. Кет."
"Доброе утро, Д. С, спасибо, постараюсь не подвести. Задаю Вам вопрос из роли, в которую Вы меня загнали: позвольте узнать, какой бабушке Вы докажете, что нельзя делать внука смыслом своей жизни или хотя бы что ему нельзя этого показывать?.. Нет, уж кто-кто, а бабушки и дедушки должны обожать своих внучат, да-да, обожать.



Больше такого случая не представится!..
Общее семейное дело - не утопия ли?.. В подавляющем большинстве семейств главная проблема - друг другу по возможности не мешать. Общие дела возникают только от случая к случаю (перестановка мебели,
выяснение отношений), и даже самые идиллические объединяющие занятия (созерцание телевизора, совместный поход на лоно природы, возделывание огорода) не гарантируют, увы, мира и радости. Помните семейство М-х?

Три года подряд выезжали в деревню для укрепления уз. В результате даже собака взбесилась.
Не знаю, как Вы, а я в детстве очень хотел быть смыслом жизни и счастьем своих родителей и очень расстраивался, когда мне казалось, что это не так. Мои родители ставили себе целью хорошо меня воспитать, а если из этого мало что вышло, то что поделаешь, все мы коты в мешке..."
ВОРОТА ДУШИ (Из бесед Доктора)
Если бы все люди с детства могли постигать тайну внушаемости, то они, кажется мне, стали бы совершенными существами... Может быть, более чем людьми.
Когда вы плакали, еще не помня себя, и вас брали на руки, успокаивали, укачивали, убаюкивали - это было внушение;
когда пугались чьего-то громкого голоса или сердитого лица; когда останавливались в ответ на оклик; когда смеялись от того, что кругом было весело и вас развлекали, - это было внушение;
когда подражали кому и чему попало, не замечая этого или нарочно стараясь, потому что вам нравилось,- это было внушение;
когда узнали свое имя и простодушно поверили, что оно и вы - это одно и то же; когда поняли, что нужно ходить в туалет, что нельзя многое делать, многое трогать; когда начали понимать слова и верить словам; когда начали слушаться взрослых...
когда играли со сверстниками...
когда слушали музыку, когда смотрели кино...
когда начали пить и курить, когда следовали за модой...
когда влюбились...
Космос человеческих отношений, всепроникающий, вездесущий.
Внушаемость - ворота души: открытость Другому, способность верить.
Столь очевидная и беспредельная, детская внушаемость сохраняется и у взрослого, но претерпевает сложные изменения, переходит на новые уровни. И врачебное внушение, и гипноз возможны лишь потому, что в каждом всю жизнь продолжает жить, страдать и надеяться внушаемое дитя.
Внушаемость связывает и согласует новоприбывшее существо с окружающими, делает ребенка человеком своего места и своего времени. Всем, что нами усвоено, мы обязаны ей.
Но внушаемостью человек лишь начинается.
В нас заложено и изначальное ее отрицание - самость, природная самобытность. Развиваясь вместе с нами, внушаемость делается все более избирательной, начинает сама себя сдерживать, опровергать, начинает осознаваться и - если только развитие не останавливается - переходит в управляемую САМО-внушае-мость.

Только так возникает существо мыслящее и способное к самоусовершенствованию - существо творческое - человек духовный.
Упрямство и обострения. Каждый день, если не каждую минуту, мы видим, как ребенок сопротивляется нашим внушениям.

Хорошо это или плохо?..
Отличим сопротивление от невосприятия. Маленький ребенок может просто не понимать обращенную к нему речь или, заигравшись, не услышать сердитый голос - у него может не хватить внимания, чтобы дослушать вас, может быть слишком хорошее настроение, чтобы понять по выражению глаз, как вы серьезны...
Все это невосприятие: ворота не заперты, вы в них пXосто не попадаете.
Сопротивление - нечто иное. Ворота запираются изнутри.
Защита от внушений (антивнушаемость) начинает развиваться одновременно с внушаемостью, но с некоторым запозданием и неравномерно - полосами, периодами. Каждый ребенок проходит через несколько "возрастов упрямства" - они же и так называемые переходные.
Первый - обычно где-то между 2,5-3,5 годами. (Иногда, впрочем, что-то подобное заметно уже и у годовалых, но быстро сходит.) Очаровательный покладистый малыш вдруг или постепенно превращается в злостного капризулю. Отвергается любое предложение, приказ или просьба; на любой вопрос почти автоматически отвечает "нет", "не хочу", "не дам"...

Может вдруг совсем перестать говорить, начать снова делать в штанишки, отказывается от горшка или сидит по часу. Все, что запрещают, стремится делать как бы назло или желая проверить, действительно ли запрещается.

Шлепки и окрики действуют слабо, терпения не хватает, кажется, этому не будет уже конца.
В это время неуверенные или слишком уверенные в себе воспитатели, не понимая, что происходит, могут натворить бед. Начинают спозаранку "переламывать", серьезно наказывать.
ОСТОРОЖНО! ВЫ РИСКУЕТЕ СЛОМАТЬ ЛИЧНОСТЬ - в самом начале!..



Содержание раздела