d9e5a92d

Великан с ложкой


Я, понятно, заинтересовался, занимается ли кто-либо ныне, когда прогресс набирает вторую космическую скорость, целенаправленным изучением скуки. В чем состоит прогресс скукологии?
По этому вопросу у нас с Д. С. и состоялся небольшой симпозиум у него дома.
- Я вас слушаю... Очень интересно...- вяло пробормотал Д. С, нашаривая что-то на продуктовой полке.
- Устраним прежде всего односторонность подхода,- начал я в мягко-парадоксальном стиле Бертрана Рассела.- "Все жанры хороши, кроме скучного" - никак не могу согласиться с этим демагогическим афоризмом. Кое-какие скучные жанры я, например, поддерживаю и категорически одобряю. Мало ли кому что покажется скучным по недостатку образования. Мне вот, скажем, представляются скучноватыми папуасские языки, а ведь на самом же деле интересно необычайно.

Далее, хорошо известно, что наряду с другими состояниями внутренней неудовлетворенности, такими, как, например, хандра,- о чем вы, коллега, в свое время упомянули,- скука является мощным стимулятором жизнедеятельности. Эйнштейн мечтал о должности смотрителя маяка...

Болдинская осень...
- А мой подход предельно прост. Вам скучно? Скука - диагност! - перебил Д. С, внезапно войдя в риф-мотранс- Безмыслие, мещанство, пьянь и всякая другая дрянь, безлюбие, бездарный секс и добродетельная ложь, тупая, как вот этот нож,- все, все эти мутные
речки, поштучно, вливаются в тупиковое "скучно"! Скука - боль Духа!
Выйдя из транса, Д. С. обратил внимание на юридический аспект. Скука, отметил он, не преследуется законом.

Есть вещи, которые запрещено отрицать, осуждать, хвалить, вспоминать, делать-не-делать, но нет таких, от которых запрещено скучать.
В то же время, продолжал он, скука есть самое изысканное наказание как для скукоиндуктора (источника скуки), так и для скукоперцепиента (объекта скуковоз-действия). Разумеется, не всегда можно показывать, что тебе скучно, не всегда это вежливо, но всегда можно показать скукиш в кармане. Скука - приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

У детей, во всяком случае, дело обстоит именно так. Это очень хорошо, что сейчас нам скучно,- добавил он, окончательно успокаиваясь.
И в самом деле, разговор стал скучнеть. Пришлось признать, что скука есть не что иное, как гипнотическое состояние. Очаровывает, парализует, риск не проснуться...

Я подчеркнул, что в основе лежат объективные условия.
- Вот-вот! - Д. С. вдруг очнулся.- Скука не имеет объективной основы. Скуки в природе нет! Скука - бред!

Нет оснований быть скучным человеком!
- А откуда же происходят скучные люди?
- Оттуда же, откуда и скука.
- Вы только что сказали, что скуки в природе нет.
- В природе нет, но есть в другом месте.
- ?..
- Скука сидит в животе у непонимания.
- В животе?!
(Продолжение следует.)
ВЕЛИКАН С ЛОЖКОЙ
Уважаемый В. Л.
Я прабабушка. У моего внука есть девочка Ирочка, 5 лет. Очень плохо кушает.

Мать ее переживает, плачет, а иногда сердится и поступает так: дает хлебушка в ручку девочке, берет ложку, набирает супу: "Кусай! Жуй!

Глотай!" Но Ирочка не жует и не глотает. Мама сует ложку с супом насильно в рот. У Ирочки раздутые
щечки, мама кричит, Ирочка смотрит на меня, взглядом просит защиты от мамы.
Я, прабабушка, говорю: "Не хочет - не надо, проголодается - попросит сама". Мама обижается: "Не суйтесь не в свое дело".

Ирочка плачет.
Я, прабабушка, говорю: "А мы, было время, плакали, что есть нечего. Получали хлеба по сто граммов на сутки, по крошке щипали, сосали, как конфету, черный, ржаной". Мама Ирочки говорит: "И что хорошего из вас получилось?"
Кто из нас прав? Или обе неправы?
Уважаемая редакция!
Мы прочитали отрыJок из книги т. В. Л. Леей "Нестандартный ребенок" и с большинством его рассуждений согласны, так как и ранее действовали в основном так же.
Но вот глава "Как не надо кормить ребенка" вызвала целый ряд споров и требует, на наш взгляд, дополнительных разъяснений. Отец нашего восьмилетнего внука требует от нас точного выполнения всех пунктов этой главы.

А мы (мать, бабушка и я - дедушка) во многом с ними не согласны.
Начну с пункта 1 - "Не принуждать".


Со времен нашего детства, во времена наших детей и по сегодняшний день мы повседневно слышим в, беседах с врачами и воспитателями по радио, читаем в литературе и твердо усвоили, что режим для ребенка - основная заповедь его воспитания, это самое главное для его здоровья. Во всех пионерских лагерях, во всех санаториях и других учреждениях требуют строго соблюдать режим питания и ни в коем случае не отклоняться от него. Наступило время завтрака, обеда, ужина - изволь идти, никто желания или нежелания ребенка не спрашивает. Из пункта же 1 следует, что не хочешь - не ешь, а когда захочешь - иди ешь.

Так понял этот пункт отец нашего ребенка.
Из своей практики мы знаем, что если ко времени принятия пищи ребенок занят интересной игрой, он не ощущает голода, а если и хочется ему кушать, то ведь в данный момент ему больше хочется играть...
(Значит, не так уж голоден? - В. Л.)
Как же быть? Пусть играет?

Но ведь так бывает почти каждый день. Значит, сегодня он будет обедать
в 14 часов, завтра - в 15, а то и в 16? А когда же ужинать?
Вот пришел ребенок из школы, вскоре должен быть обед (у него ведь распорядок дня), так чего же его спрашивать? Настало время - иди кушать.

Если же все обедают, а он занят другим, то кто же его кормить будет?
...Теперь в отношении меню. Мы считаем, что ребенок должен есть все, что приготовлено, а не капризничать: "Этого я не хочу, дайте то, что я хочу, или я вообще есть не буду".

Если пустить ребенка на самотек, то он скоро заболеет желудком.
С уважением семейство М.
Уважаемые бабушка, дедушка и мама!
Вы, конечно, вправе соглашаться или не соглашаться с какими угодно пунктами. Но хотелось бы, чтобы мы с вами согласились в одном: расписать жизнь и воспитание ребенка по пунктам легко на бумаге, но сложно в жизни.
Вы ничего не написали об индивидуальности вашего ребенка, кроме того, что почти каждый день ему больше хочется играть, чем обедать. А это, надо заметить, характерно для очень многих сытых детей.

И этому можно радоваться - это значит, что ребенок ваш упорно желает оставаться здоровым.
Очень хорошо, что вы стараетесь выполнять советы специалистов и следите за режимом ребенка. Хуже, что по этим вопросам у вас в семье "целый ряд споров".
Не получается ли, что ваше обожаемое дитя становится свидетелем ежедневного ломания копий по поводу его желудка? Не пустили ли вы ЭТО на самотек?

Гораздо опаснее, чем раз-другой в неделю недоесть обед или пропустить ужин.
Станете ли вы сами есть, не спрашивая себя о своем желании или нежелании, без аппетита, давясь от отвращения, только ради соблюдения распорядка?
Всегда ли будете преодолевать разыгравшийся аппетит только потому, что до обеда осталось, допустим, еще восемь минут?..
Мины в глотку. Твердо высказанное убеждение приходится повторять: НЕЛЬЗЯ ПРИНУЖДАТЬ К ЕДЕ.

Заставлять есть - противоестественно. Ни одно
живое существо в Природе не ест по принуждению и не принуждает к еде детенышей.
Но МОЖНО, а часто и НУЖНО принуждать НЕ есть. В том или ином случае - болезнь, аллергия, необходимость режима и дисциплины, иногда даже и в наказание - НЕ ЕСТЬ. (Сегодня, например, по случаю особо выдающихся успехов в поведении обойтись без мороженого.)
Принуждение в еде - только с частицей НЕ!
Что такое аппетит - чувство голода?
Не только сигнал ПОТРЕБНОСТИ организма в еде. Еще и сигнал ГОТОВНОСТИ принять пищу, переработать, усвоить.

Депеша желудка: "Готов выделить ферментные соки! Уже выделяю!.." Послание ото всех клеток тела: "Предыдущая пища усвоена, израсходована.

Готовы к принятию новой. Нуждаемся!.." Приказ мозга: "Всем-всем-всем и себе самому включительно! Настало время уделить внимание вопросам питания!"
А что такое еда без аппетита?
Насилие над организмом: наполнение его пищей, которую он НЕ ГОТОВ усвоить.
Принуждая ребенка есть против воли, тогда и то, что считаем необходимым МЫ, а не его организм, рискуем просто-напросто отравить его. Слишком сильно сказано?..

Острые отравления всем известны: проявляются бурно. А хронические могут иметь вид безотчетных недомоганий, непонятных простуд, головных болей, немотивированной конфликтности, капризности, возбудимости или вялости...
Войдем в положение человека, ежедневно много лет подряд принимающего пищу не потому, что это нужно ЕМУ, а потому, что это нужно кому-то другому. ("Ну, за маму... За папу...

За дедушку... За того мальчика...") Как он впоследствии сможет отличать истинные, СВОИ желания от чьих-то посторонних, навязанных - потребности от псевдопотребностей,- когда все сбивается и путается на корню?



Содержание раздела