d9e5a92d

Последняя пустота


После окончания 8-го класса поступил в строительный техникум, так как понимал, что это единственный путь избавления от родительского контроля. Нам пришлось оставить его с бабушками-дедушками. Конечно, учебу не потянул, сразу стало трудно и поэтому неинтересно.

Начал пропускать занятия, появились какие-то сомнительные компании, интерес к "красивой жизни" и добыче денег легким путем. Принимал алкоголь и, вероятно, какие-то таблетки. Кажется, пробовал и колоться.

Не знаю, как часто это происходило, сведения не от него. Ни о каких своих делах не рассказывает, на любые вопросы отвечает грубостью, лжет или вообще не отвечает.

Заявил как-то, что целью своей жизни сделал борьбу с родителями...
Подробности о его личной жизни мне рассказывают некоторые из его друзей, перед которыми он хвалится
своими подвигами. Любит общаться с ребятами старше себя, среди сверстников ищет себе подобных, в среде которых может быть лидером.

Вообще-то парень неглупый, смелый, мужественный, но очень ленивый, в чем-то еще ребенок, а в чем-то уже взрослый, прагматичный, циничный мужик, иногда добрый и порядочный, а иногда злобный и лживый. К счастью, не лишен чувства юмора, на этой почве периодически удается контактировать. Увлекается современной музыкой, ярый поклонник "тяжелого рока" и еще чего-то в этом роде.

Других увлечений, увы, мы не сумели ему привить, а у него самого терпения ни на что не хватало.
Общается с дочкой наших приятелей, отношения чисто дружеские, даже братские, и делится с ней откровенно. Девочке 16 лет, умница, жалеет меня и хочет как-то помочь.

Сговор у нас тайный, он ни о чем не догадывается пока...
Очень хочется верить, что еще не все потеряно, очень хочу уберечь мальчика от большой беды... Сейчас, посоветовавшись с врачом, я сняла ему все лекарства, но я прекрасно понимаю, что работать над собой самостоятельно он не может, ему нужен постоянный педагогический и врачебный контроль.
Врачи диагностируют у него психопатию, "пограничное состояние" и, конечно же, педагогическую запущенность. О болезни сам он говорить не любит, но понял, что этим можно спекулировать: "Я ведь дурак и псих, какой с меня спрос".
Случай у нас трудный, мы в панике: как теперь на него влиять, как воздействовать, как за него бороться? Как добиться дружбы или хотя бы устойчивого контакта?
0)
Вы сможете сделать многое, если вдвоем с мужем преодолеете свою одностороннюю установку на "борьбу". Многое поняли, но все-таки еще не решаетесь ПРИНЯТЬ сына.

И... раздуваете пламя, которое хотите погасить.
Наркомания?.. Опасность есть, но тем паче без паники. Выслеживаниями, уличениями, насильственными мерами добьемся только худшего. Все трезво иметь в виду, но не держать на унизительном положении подозреваемого. Не требовать откровенности.

Располагать к ней.
Для этого важнее всего знать и внушать СЕБЕ, что ему, несмотря ни на что, ХОЧЕТСЯ быть с Вами искренним. Поверьте в эту тайную, скрытую от него и от Вас главную правду ваших отношений.

Поверьте пламенно - вспыхнет в нем...
Откажитесь, пока не поздно, от несбыточных идей "воздействия" - ничего, кроме углубления отчуждения, не добиться этим.
Не воздействовать, а вживаться в доверие. Постепенное, терпеливое сближение - АВАНСОМ уважения, одобрения.

Приходится рисковать, да. Но наградой этих усилий может стать дружба.

Только нельзя ее добиваться.
Понимаете?..
ПОСЛЕДНЯЯ ПУСТОТА
Шевелюра цвета дорожной пыли в нескольких местах как бы поедена молью.
Глаза потухшие, с искусственным блеском, нежно-румяные щеки, бледные изнутри. Лживость при откровенности, удивление при нелюбопытстве...
Как случилось, что в свои двадцать н оказался в компании наркоманов?
Долго шел по разряду удобных - послушный, ласковый, в меру веселый, в меру спортивный, учился прилично. Родители были достаточно бдительными, достаточно убедительными; ответственные должности, соответственная обеспеченность.

И эта дистанция, эта грань, за которую не переходила взаимная осведомленность, казалась такой естественной.
Они, например, не знали, что в спецшколе - и школа что надо! - у него некоторое время было прозвище странное: Полторы. Обычная возня на перемене - и продрались штаны на довольно заметном месте.



На уроке вызвали отвечать - общий смех.
Учительница:
- Лапочкин, что это такое? Целых две дыры на брюках продрал!
- Где?.. Не две...
- А сколько же, по-твоему?
- Полторы.
- Полторы дыры не бывает, Лапочкин!
"У меня с тех пор в голове они навсегда остались, эти полторы дыры. Все забыли, а я не мог. Друга в школе ни одного не было - приятелей-то полно, а вот друга..."
Есть такие натуры: хворост - вспыхивает легко, горит ярко, но не оставляет углей.
Заводной, общительный, отличный рассказчик, почти всегда улыбающийся, считался всеми "своим", был популярен как гитарист; несколько девочек признались ему в любви; с одной началось нечто серьезное, но потускнело, как только...
"Когда понял, что всем им нужен не я, а что-то от меня, самолюбие кончилось".
Еще в четырнадцать ему стало неинтересно жить. Сопротивлялся как моп читал, собирал диски, усиленно общался, занимался гитарой, по лыжам шел на разряд.

Но все это не заполняло...
ПОСЛЕДНЯЯ ПУСТОТА - от нее уходишь, к ней и приходишь.
Последняя - стережет под кожей..
В 16 сошелся с двумя типчиками постарше, уже познавшими.
Так почти моментально появились долги и зависимость от безразличных людей и небезразличных веществ.
Жизнь, и без того давно разделенная на жизнь для родителей и жизнь для себя, раскололась на неопределенное множество эпизодов, кусков, лоскутов - от кайфа до кайфа.
Хворост выгорал все быстрее... Вскоре осталась одна тупиковая забота - любым способом снимать жуть безнаркотического состояния.

Бытие стало бегством в небытие.
При всем том как-то механически поступил в институт.
Родители сперва обратили внимание только на расширенные зрачки и несколько невнятную речь - устает, переутомляется... Отправили в горнолыжный лагерь - вернулся через неделю, возбужденный и злой, исчез на три дня "на дачу к приятелю".

Мать нашла в кармане таблетки...
НH что опереться? Душа собирается не за сеанс, не за курс лечения.
Мы дали ребенку жизнь, но не дали ему пробиться к постижению смысла жизни. Не знали, как это делается.
Теперь постаревший ребенок далек от нас, как антигалактика; теперь, даже подчиняясь и подыгрывая заученными словами, он не ждет от нас ничего, кроме тех же заученных, манекенных слов. Когда слова произносятся искренне, он их не слышит, у него аллергия к словам.

Надежда лишь на поступки.
Он сорвался в последнюю пустоту, потому что при всей чрезмерности нашей опеки мы были к нему болезненно невнимательны, преступно нелюбопытны;
потому что испугались начать свою жизнь из его жизни, из океана всечувствия. Вместо этого старались впихнуть в его душу кашицу своего полуопыта, своих полуценностей, и вот получаем все это обратно. Надеялись, что он оценит тайное благородство наших компромиссов, а он швыряет их нам в лицо. Построили для него дом, пустили, как зверя в клетку, и не пришли, когда звал.

А теперь не пускает.
Найти смысл жизни никто ни за кого не может, как никто ни за кого не может дышать.
А мы пытались держать его на искусственном дыхании, притом без должной квалификации. Пытались подменить жизнь подготовкой к жизни.

На вопросы его, в чем же смысл, вопросы без слов, но тем более отчаянные, отвечали своей жизнью...
ЛОТЕРЕЯ, СУДЬБА, ДУША...
Здравствуйте, доктор.
Пишу Вам, потому что больше не могу терпеть, из отчаяния пишу, не знаю, как дальше жить.
Сегодня снова я не пошла в школу (и это уже не в первый раз). Сижу, а на душе так плохо, все равно через день или два придется идти, а там одноклассники, учителя. (Учусь я в 9-м классе.) "Почему же ты не идешь в школу,- спросите,- что случилось?"
А ничего. Даже писать стыдно. Не знаю, поймете ли Вы меня, ведь все это с виду пустяки, но для меня не так...

Я плохо учусь, хоть и стараюсь, даже учителя жалеют, ставят тройки За четверть, хотя у меня одни двойки, и это из года в год. Сколько лет ни
старайся, ничего не получается, переводят из класса в класс за старательность, а сколько огорчений...
Как все-таки жизнь несправедлива! Есть у нас в классе одна девочка. Красивая, стройная, учится хорошо, дома все в порядке, у матери и отца под крылышком. И такая беспечность!

Учеба дается от природной способности, никакого труда. А я должна, как раб божий, сиLеть за книгами день и ночь, потому что до меня не дойдет ничего сразу, да еще вдобавок за это все равно двойку получаешь. Ведь она не лучше меня, все делает для себя, только для себя.

За что же одним людям живется на свете легче, чем другим? У одних есть все, а у тебя ничего: ни способности к учебе, ни человеческого вида (я сама себе противна), ни жизни порядочной (в семье у нас пьет отчим). Живем мы на частной квартире всей семьей, скоро приедут хозяева, и нам надо уходить.

Моим родителям уже по 36 лет (мне 16), а над головой нет крыши своей, дома нет ничего, даже телевизора, а в школе все только и говорят о кино. Кушать не хватает, мать не может вести хозяйство экономно.

Одеваться тоже не на что, а ведь я в 9-м классе, да притом некрасивая, ношу очки и еще много, много других недостатков, о волосах и говорить не хочется...



Содержание раздела