d9e5a92d

Наказывая, подумай


Не дать на кино, на мороженое?.. Отменить покупку велосипеда?..

Не разрешить смотреть "Клуб кинопутешествий"?..
Сочувствуем, подтверждаем: да, пока мы живем во Взаимонепонимандии, властелину по имени Наказание скучать не приходится. Соответствующие Выводы, Необходимые Меры...
И только единственная просьба:
НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ:
!? ЗАЧЕМ?!
Не "за что", а зачем.
...На этом месте мы с Д. С. надолго остановились.
Из полученных писем.
"...и ВЫ, именующий себя врачом-психотерапевтом, проповедуете телесное наказание! Советуете, как лучше избивать детей - сковородками или батонами, авоськами или штанами! Нет слов для возмущения!"
"...зачем же Вы, доктор, внушаете читателям розо-венький оптимизм, утверждая, будто в воспитании
детей можно обойтись без мер физического воздействия и даже вообще без наказаний? Зачем, мягко говоря, лицемерите? Посмотрите подшивки судебных дел, взгляните в свои истории болезни! Вот же они, перед Вами - исчадия так называемого гуманизма, плоды безнаказанности и вседозволенности, юные хамы и наглецы, тунеядцы, преступники, наркоманы!.. Не напомнить ли Вам старое наблюдение: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает".

Или, может быть, Вы не в курсе, что и сам доктор Спок раскаялся в своих рекомендациях? Что поколение, выросшее по его гуманнейшим рецептам, оказалось самым жестоким и распущенным из всех, которые знала Америка?.."
"...Ваши советики, как поощрять детей, просто смешны. Да кто же это запомнит, когда и по какому поводу говорить "молодец", а когда "умница"! Кому придет в голову вспоминать Ваши наставления, когда жизнь ежесекундно ставит нас перед головоломками неожиданностей? Как можете призывать размышлять, дарить ли подарки? Подарки делаются от души!..

И кто в момент возмущения сообразит, в какой он там роли, как надо и как не надо ругать? А Вы сами соображаете? Хотелось бы посмотреть!"
"...неужели Вы не замечаете, как сами себе противоречите? На одной странице призываете перед каждым наказанием думать, взвешивать все "за" и "против" и всеми силами удерживать гнев, а на другой утверждаете, что хладнокровное наказание - наихудшая бесчеловечность, палаческая экзекуция. Стало быть, надо разъяриться и все-таки выпороть, так или нет?.."
- Ну что, влипли? - Д. С. отложил в сторону еще несколько писем, адресованных лично ему.
- Не могу припомнить, чтобы мы советовали кого-нибудь бить батоном.
- Наоборот, советовали не бить сковородкой. А как бить штанами, не объяснили.
- Ради бога, оставьте ваш черный юмор.
- А если устроить показательный самокритический разбор прежнего текста?
"Кто бросит камень в родителя, который за грубую провинность или вызывающее непослушание шлепнет
чадо по классическому мягкому месту? Но и здесь множество ограничений".
- Где "здесь"?
- Вот именно. Некоторая неясность. Или вот еще: "Советская педагогика, как известно, не признает
телесного наказания. Однако давайте говорить практически ".
- Что вы этим хотели сказать?
- Я имел в виду, что:
"Как бы ни протестовал наш просвещенный разум против рукоприкладства, жизнь гнет свое. Сыночка, которого мы ни разу не тронули пальцем, все равно будут бить во дворе или в классе или он будет делать это сам. Еще вопрос, что он предпочтет: получить раз-другой в месяц пару шлепков или каждый божий день слушать бесконечный крик..."
- Что из этого следует? Рекомендация шлепков вместо крика?
- Ни в коей мере. Лишь утверждение, что психическое наказание может быть тяжелее физического.
- Итак, засучив рукава...
Семь правил для всех
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ, не так ли?

Никто не спорит. Однако наказывающий ЗАБЫВАЕТ ПОДУМАТЬ...
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны.

Никакой "профилактики", никаких наказаний "на всякий случай"!
3. За один раз - одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый.



Салат из наказаний - блюдо не для детской души!
НАКАЗАНИЕ - НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ.

НИКОГДА не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было - НИКОГДА!
Можно отменять только наказания. Даже если набе-
зобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого... НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ РАЗНЫМ.
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
Оставить, простить.
Есть риск внушить маленькому негодяю мысль о возможной безнаказанности? Конечно.

Но этот риск не так страшен, как риск задержки душевного развития. Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим.
5. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан.

Страница перевернута. Как ни в чем ни бывало.

О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.

Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
7. Ребенок не должен бояться наказания.
Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения...
- Стоп! А вот это уже просто неверно. "Ребенок должен бояться нашего огорчения"?..

Разве это долженст-вуемо?
- А как лучше?
- Не знаю. Если имеются в виду отношения дружбы и любви, то никто ничего не должен. "Ребенок должен бояться меня огорчить" - звучит устрашающе. Это ведь эгоистическая манипуляция чувствами.

И принуждение ко лжи, в скором будущем... Жуткое наказание - непрерывно знать, что причиняешь боль!

Разве не так?..
- Ну а как?..
- Да просто принять как реальность, что ребенок, не будучи совершенством, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение.

Защищается от этого страха.
Психология Герострата
Вот еще почему иногда провоцируется наказание: ребенку нужно доказательство, что он уже прощен, что грех ему отпущен. Совершившееся наказание и есть это доказательство.

Некоторые дети ищут поводов быть наказанными, ведут себя откровенно вызывающе - к этому толкает их чувство вины. Когда-то, может быть, сгоряча пожелал нашей смерти, обманул или подсмотрел запретное, стыдное, ревновал...
Той же природы и искуснейшие провокации на наказания несправедливые и несоразмерные. Маленький психолог хорошо нас изучил, знает (хотя и редко может выразить словами), за какой нерв задеть побольнее.

Перейдя меру гнева, даем ему аванс внутренней правоты, который он может потратить самым неожиданным образом.
Злит и злится, делает все назло, а в то же время - вы замечаете? - иногда такая неудержимая нежность, такая потребность в ласке...
"Ты меня любишь?.. А почему не играешь со мной?.." Иной больше поверит данному сгоряча шлепку, чем поцелую.
Только равнодушие не дает никаких шансов. Только из скуки нет дороги к любви.

И вот почему столь многие, и дети и взрослые, безотчетно пользуются методом Герострата: "Ты ко мне равнодушен, я тебе не интересен, я тебе скучен? Добро же, я заставлю тебя хотя бы ненавидеть меня!"
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любвь.
Наряды вне очереди.
Стояние в спецуглу, отсидка в спецкресле?.. Совершение какого-либо ритуала - скажем, троекратное проле-зание на четвереньках под столом, заодно и полезное упражнение?..

Но только не уроки, не чтение! Не работа!
Ни подмести, ни вынести ведро, ни вымыть туалет в наказание - ни в коем случае!
Эти "наряды вне очереди" способны лишь привить отвращение к труду, а в больших дозах - и к жизни.
Тяжкое наказание, кстати говоря,- вынужденное безделье.
Чрезвычайные случаи.
Садистская жестокость: зверски избил слабого, издевается над беспомощным.
Шаг до преступления...
Вековечная народная практика знает для подобных случаев только один рецепт: как можно раньше и как можно больнее. Отвадить.

Суровая и бесхитростная патриархальная мудрость.
Рецепт этот всегда действовал довольно надежно... В некотором проценте.

Кто подпадает под этот процент, потом с горькой благодарностью вспоминает ту давнюю острастку, повернувшую с края пропасти.
Кто не подпадает...



Содержание раздела