d9e5a92d

Мы совершенно правы


А происходит вот что. Ребенок начинает пока еще неосознанно учиться утверждать свою волю и сознавагь свое "я". Бросает свой первый вызов судьбе, миру, себе самому!.. И естественно, что это самообучение производится с такими излишками, с избыточностью - как всякая тренировка.

Чтобы стать человеком, ОН ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СВОЕВОЛЬНЫМ.
Рискую дать такой совет: примерно в 1/3 случаев уступайте своему маленькому упрямцу, в 1/3 настаивайте на своем и в !/3 оставляйте вопрос открытым, т. е. отвлекайте и отвлекайтесь, пойте песни, пляшите, смейтесь... Через некоторое время, весьма вероятно, проявится "упрямство наоборот", захочется того, чего вы уже якобы не хотите. (Прием срабатывает не только с детьми.)
Я сказал "рискую", потому что в каждом случае это соотношение должно быть индивидуальным - есть ведь и дети, у которых "возраст упрямства" начинается с первого крика и не кончается никогда - негативисты, строптивые. Есть и их антиподы...
Но как правило, уже в четыре года перед нами снова милое создание, желающее быть послушным и искренне огорчающееся, когда это не получается. Безгранично верит каждому нашему слову.
Второе обострение - где-то между 6-7, иногда ближе к 8-9 годам. Все то же самое, но на другом уровне. "Мама, ты говоришь неправильно, дядя Саша знает лучше тебя!", "Папа, ты сам ничего не умеешь!.." Скандал из-за одежки: "Вот не буду надевать эту майку, не нравится она мне, никто не носит такие, и вообще слишком жарко!"
Плохое настроение, усталость, предвестие болезни?.. Вполне возможно. Надо, однако, знать, что всякое скверное состояние выводит наружу подавляемые побуждения. Ведь как раз ь это время начинает неотвратимо и стремительно нарастать объем требований со стороны Госпожи Необходимости - игрушки уступают место учебникам. И ребенку снова приходится доказывать себе, что он может быть если не полным распорядителем, то хотя бы совладельцем своего "я"; что, кроме "надо", бесконечного "надо", за ним остается и право на "хочется".

Если в это время пережать "надо", может не состояться ни настоящая учеба, ни настоящая личность; если недожать - то же самое.
Рецидивы упрямства и всеогрицания будут происходить теперь зсякий раз, когда ребенок будет чувствовать себя ущемленным в своих маленьких, но тем более драгоценных правах; когда самооценка его будет ставиться под угрозу; когда будут подавляться его активность и стремление к самостоятельности; когда будет скучно...
Теперь он следут не тому примеру, который перед ним ставят, а тому, который САМ ВЫБИРАЕТ. Кто интереснее, кто приятнее, кто проникновеннее, тот и проникнет...
Третье обострение - всем хорошо известный подростковый кризис, эта гормональная буря, которую и привыкли называть собственно переходным возрастом.
В этом возрасте максимальны и внушаемость, и антивнушаемость.
...Со мной происходит что-то небывалое, страшное, я бешено расту, у меня все меняется, и многое нежелательно, неприятно, стыдно... Я этого и не хочу, и хочу...

Я не понимаю, почему часто так странно себя чувствую, мне хочется то спрятаться и не жить, то лететь обнимать весь мир... Я так нуждаюсь в одино-
честве и так от него страдаю! Я не знаю, что подумаю через минуту, не мешайте мне, помогите!..
...Хватит принимать меня за дурачка, за ребенка, я уже взрослый! Прошу на равных, да, требую уважения!

Но тот малый остаток детства, который у меня еще есть, дайте дожить, доиграть, оставьте, это мое!..
...Я не хочу жить так, как живете вы, я не хочу быть на вас похожим! Если бы я создавал этот мир, я бы сделал все по-другому, и вас бы - ТАКИХ - не было!

Я бы не допустил! Я уже раскусил вас, я вами наелся, с меня хватит!..
...Отойдите, имейте совесть! У вас своя компания, а у нас своя, нам без вас свободнее, веселее, нам есть чем заняться... Вы нас кое-чему научили, спасибо, теперь мы учимся у себя самих, мы живем!

Вы уже это забыли, старики, отодвиньтесь, дайте пройти!..
..~Ах вот оно что. Оказывается, я ничего не знаю, ничего не умею и ни черта не смыслю ни в чем! Ни на что не годен, ничтожество полное!

И это все благодаря вам, дорогие взросленькие, благодаря вашим сказочкам, вашему воспитаньииу!..


...Я должен узнать мир и себя, я нуждаюсь в жизненных экспериментах. Я хочу примерить и ту роль и эту, хочу испытать невероятное, хочу проверить известное. Мне нужны трудности и ошибки.

Я хочу сам делать свою судьбу, я хочу жить как хочу, но сначала я должен узнать - ЧЕГО Я ХОЧУ?
...Я хочу верить, слышите? Я хочу во что-нибудь, в кого-нибудь верить! И поклоняться, и служить, и любить!

Бескорыстно, самозабвенно! Но не бессмысленно! Хочу знать, хочу понимать - ЗАЧЕМ, и на роль бездумного исполнителя не согласен!

Хочу, чтобы и мне верили, чтобы и мне поклонялись, чтобы меня любили!
(Из переводов с детского и не совсем)
Эффект дистанции запечатлен в старой пословице "Нет пророка в своем отечестве". Неизбежно нарастающая с годами защита от внушающих влияний
ближайшего окружения и не в последнюю очередь от твоих, родитель.
Ты в отчаянии стоишь перед наглухо запертыми воротами, а его душа ищет, кому открыться. Всегда ищет.
ОШИБКА, ОТ КОТОРОЙ ТРУДНЕЕ ВСЕГО УДЕРЖАТЬСЯ. Даже при полном, казалось бы, понимании, при большом опыте...
За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну, сотню людей, маленьких и больших, которые
НЕ
здороваются умываются чистят зубы читают книги
занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, языком... самоусовершенствованием включительно) работают женятся лечатся
и т. д., и т. п.- ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИХ К ЭТОМУ ПОНУЖДАЛИ. И приблизительно столько же тех, которые
УВЫ
(подставьте любое нежелательное действие или привычку)
- ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИМ ВНУШАЛИ НЕ ДЕЛАТЬ ЭТОГО.
Всегда ли так?
Нет, не всегда, но слишком часто, чтобы это можно было считать случайностью.
Попытаемся разобраться.
Вы убеждены - я убежден - мы убеждены,
мы твердо знаем,
нет никаких сомнений в том, что нашему ребенку
НАДО:
(подставьте любое действие, навык, привычку, состояние, стремление, цель, программу).
МЫ СОВЕРШЕННО ПРАВЫ.
И вот мы начинаем:
приказывать,
требовать,
добиваться, а также:
убеждать,
уговаривать,
напоминать,
обращать внимание, а также:
советовать,
подсказывать,
высказывать свои мнения,
пожелания и предложения, а также:
ТОРЖЕСТВЕННО ПРОВОЗГЛАШАТЬ,
ОБЕЩАТЬ И БРАТЬ ОБЕЩАНИЯ,
ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОРЫ, а также:
ворчать, скрипеть, нудеть, зудеть, давать ценные указания, капать на мозги, пилить, мотать душу (нужное подчеркнуть) - короче, ВНУШАТЬ. С той или иной окраской и интенсивностью, с теми или другими нюансами, но внушать. С той степенью на-ив-но-сти, при которой
САМ АКТ ВНУШЕНИЯ НЕЗАМЕЧЕННЫМ НЕ ОСТАЕТСЯ.
Вы ждете объяснения, почему же
НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ или
ПОЛУЧАЕТСЯ НАОБОРОТ.
На то есть по меньшей мере три основные причины.
Во-первых, сам акт внушения, пусть даже в форме деликатнейшего предложения или намека.
Ребенок не знает, слова "внушение", но его подсознание моментально раскручивает, в чем дело. Моментально и очень рано, а именно с первого же замеченного повторения слова, интонации, жеста, выражения глаз... "Ага, от меня что-то требуется, от меня ОПЯТЬ что-то требуется..."
Сработает антивнушаемость. (Особенно если дело происходит в один из периодов упрямства, когда и
наша воспитательская наивность достигает своего апогея.)
Во-вторых, то, что внушение производим - и м е н-н о мы - именно вы - именно я.
Никуда не денешься: для своего ребенка я есть по должности Главный Внушатель. Более чем вероятно, что именно на меня у него уже выработалась обостренная антивнушаемость, родственная аллергии...

Вовсе не обязательно в виде открытого сопротивления, нет, со всем соглашается, понимает, честно старается - и... Честно забывает, честно срывается, честно преодолевает тошноту...
Наконец, важнейшее: КАК мы внушаем.
Контекст - скрытое содержание.
Допустим, я не взволнован ничуть, не устал и не раздражен, у меня отличное настроение, олимпийски спокоен (бывает же), и я говорю своему десятилетнему сыну:
- УЖЕ ПОЗДНО. ТЕБЕ ПОРА СПАТЬ.
Говорю самым спокойным, самым благожелательным тоном. Уже действительно поздно, и ему действительно пора спать, ему и хочется уже спать, веки уже набухли, моргает... И однако же:
- Не поздно еще... Ну сейчас, ну еще немножко. Не хочу я спать, эти часы спешат...

Сейчас доиграю только (досмотрю, дочитаю, дотяну резину, доваляю дурака до изнеможения)...
Что такое?.. Опять не желает слушаться и понимать очевидное!

Опять провоцирует меня на утомительные уговоры, на глубоко чуждое моему демократизму употребление власти!..
- ТЫ ЕЩЕ НЕ ДОРОС ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ.
У ТЕБЯ ОГРАНИЧЕННЫЕ РАВА! ТЫ НИЧТОЖЕСТВО!!! - вот что слышит в моих словах его подсознание, вот он, контекст.
Вы спрашиваете, откуда я это взял? Из его поведения.

Из своего детского багажа, довольно увесистого... Из вживания. (Вслушиваясь, постепенно начинаешь кое-что слышать...)



Содержание раздела