d9e5a92d

Из дневника. Поезд москва феодосия


Была эпидемия застывания в Италии в XVI веке. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, убежденные, что их укусил ядовитый тарантул. Из- этого состояния выводила их только музыка, постепенно убыстряющаяся до дикой пляски болезнь "вытанцовывалась".

От лечебной музыки этой, как уверяют, произошла тарантелла.
Двигательная судорожность заражает больше всего, а верней, передача здесь наиболее явственна. Как заразительна паника! Кто-то быстро пробежал, кто-то за ним лавина!..

Первое побуждение чисто двигательное, не успеваешь опомниться, тебя уже несет...
Бросив беглый взгляд на историю психических эпидемий, увидим: сквозным симптомом большинства были судороги. Так было в XIV веке при грандиозной всеевропейской эпидемии виттовой пляски, когда по улицам и храмам бродили громадные толпы бешено дергавшихся людей; к ним присоединялись все новые, бесновавшиеся выкрикивали непристойности и богохульства, падали с пеной у рта. Эпидемия быстро прекращалась лишь в тех городах, где администрации удавалось лризывать музыкантов, игравших повсюду медленную, спокойную музыку.
Так было во множестве монастырей, приютов, общин, селений, где единичные судорожные припадки вызывали вспышки бесноватости у многих и многих и приписывались нечистой силе. Такие судороги в некоторых фанатических сектах возводились в культ, да и сейчас есть секты "трясунов".
Спиритический сеанс со столоверчением блестящий пример взаимного двигательного заражения группы людей. Возле круглого стола, положив на него руки, тесно усаживается кучка людей, желающих пообщаться с духами. Среди них главное действующее лицо медиум, наделенный даром общения с потусторонним миром. Все молчат и не двигаются, но через несколько минут стол начинает колебаться, наклоняться из стороны в сторону, постукивать ножками...

Медиум знает условную азбуку, и вот уже можно задавать духам вопросы и получать ответы. Иногда эти ответы просто ошеломляют, но они никогда не бывают такими, чтобы их не мог дать хотя бы один из присутствующих. Происходит какой-то двигательный резонанс подсознаний, такой же, как у хорошо танцующих партнеров.

А хитрые скептики легко разоблачают фокус, задавая духам вопросы типа "в каком году родился Кант".
В иерерахии психической заразы двигательные эпидемии составляют, можно сказать, низший разряд...
ЭГО. Из дневника. Поезд Москва Феодосия
Почему в поездке ВСЕГДА (даже в полном метро, в вонючем автобусе) просыпается мысль и неудержимая охота писать? О чем угодно, в любом состоянии, при любом количестве и качестве народа удивительная раскованность... Может, простой физиологический секретик?
Ритмичность движения, равномерная тряска снимает исподволь напряженность, чуть-чуть встряхивает мозги и сосуды, как в танце, скажем, и подсознание высвобождается; а подсознание у меня пишет ВСЕГДА. Моей идеальной рабочей комнатой была бы каюта парохода или купе поезда.
Но, думаю, дело не только в физиологии вернее, через посредство физиологии меня, сквозь земную ось,
пытается залучить Свобода. Говоря оккультистски, я "инвольтирован", "на канале", и всяким движением подключаюсь к Источнику...
6а. Хуже всех психиатрам
Эмоциональное эхо знакомо всем не меньше, чем двигательное.
Самое бросающееся в глаза заражение смехом. Вы еще не понимаете, чему смеется этот человек, но (если только не заподозрили, что над вами) уже хохочете вместе с ним. Удержаться невозможно, смех это эмоциональные судороги (и сейчас бывают эпидемии насильственного смеха, вернее, микроэпидемии у детей и подростков).

Ну а как легко передается раздражение, суетливость, напряженность, нервозность всякий знает.
В эмоциональном заражении удивительна быстрота.
Древний, когда-то спасительный механизм. Если в стае кто-то испугался, вскрикнул, значит, имеет для этого основания. А если даже нет оснований, только вероятность, все равно: среагировать мало ли что...

Это видим у обезьян.
Каналы оперативной эмоциональной трансляции движения, мимика, голос, дыхание, может быть, и еще что-то... Мы воспринимаем не только отдельные движения, но и мышечный тонус друг друга, общую расположенность к удовольствию, неудовольствию, агрессивность.


Чужой эмоциональный тонус воспринимаем через свой собственный через импульсы к подражанию. Обаятельный, симпатичный человек своими движениями, мимикой, голосом (а более всего непроизвольною микромимикой) приглашает вас к обоюдному удовольствию: "Смотрите, как мне хорошо, как я доволен, свободен, непринужден с вами, вот и вы так же со мной можете"... И подсознание ваше радостно рвется ему навстречу и порой так неудержимо, что даже сознание: "он подлец" не может этому воспрепятствовать!..

Вы поддаетесь чарам!..
Эмоциональная восприимчивость достигает пика очень рано, где-то в детстве. В старости способность падает, старики более заражают сами, чем заражаются.
Но, как во всем человеческом, здесь огромная индивидуальная пестрота.
Есть люди-детекторы, резонаторы, чей эмоциональный аппарат подобен зеркалу: кто ни приблизится, увидит свое отражение. Эти люди находятся в состоянии постоянной эмоциональной зараженности, все время больны другими. (У некоторых, видевших телесные наказания, на теле вспухали рубцы.) Есть и эмоциональные генераторы, мало способные заражаться, но зато интенсивно заражающие других. Сочетание обоих качеств в одном лице одна из основ одаренности артистической личности.

Эти свойства, однако, никак не свзяны с интеллектом.
Заразительны крайности. При психопатологии способность к эмоциональному резонансу обычно уменьшается, зато заражающая сила эмоций растет. Огромная генераторная способность маньяка вулкан возбуждения.

Глубоко депрессивный словно скован холодом могильного склепа. Возбужденный эпилептик, взрывчатый психопат землетрясение, ураган... Напряженный шизофреник моментально накидывает на вас невидимые стальные цепочки.

Истерик и сильно заражает и легко заражается, истеричность близка к актерству...
А психиатр, обладая высокой детекторной способностью, должен быть и сильным генератором, и выработать у себя какое-то "антиэхо".
Вовсе не обязательно, впрочем, что эмоция человека вызовет у вас ту же эмоцию. Когда как... Ему смешно, а вам грустно.

Вы взбешены, а он только слегка напряжен. Не бывает вполне тождественных состояний.
Частая ошибка: человека подбадривают, похлопывают по спине: "Не раскисай, старик", стараются развеселить а ему еще хуже. Подбадриванию поддается лишь тот, в ком зародыш бодрости жизнеспособен. Может быть, нужно мягкое, сдержанное сочувствие или усиленный резонанс: пролить вместе с ним слезы, возвратить ему его состояние в десятикратном размереи вы увидите, как подобное уничтожается подобным...
Действие музыки строится на прямом эхо с разнообразнейшими приемами поддержания, усиления... Послушайте, как категоричен Шекспир, для которого отношение к музыке тест на моральную полноценность:
Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лжецом,
Грабителем. Души его движенья
Темны как ночь, и как Эреб черна
Его приязнь. Такому человеку
Не доверяй...
К сожалению, есть и меломаны-человеконенавистники, и добрые, тонкие люди, абсолютно к музыке глухие...
7. Норма сочувствия
Чтобы воспитание человеков сдвинулось, наконец, с многовековой мертвой точки, надо внимательно, с ледяной головой изучить психофизиологию сочувствия. Надо точно, научно понять, как становятся возможным равнодушие, жестокость, садизм не только извне, но и изнутри, от мозга. Ибо люди, что бы ни говорили, в своих изначальных расположениях не одинаковы.
Да разве только люди? У 10-15 процентов самок любых животных отсутствует родительский инстинкт, и вместо любви к детенышам равнодушие, а у хищных и каннибальство.
Инстинкт убийства мышей распределяется между кошками неравномерно. У некоторых котят инстинкт этот жестко наследствен, у большинства зависит в примерно равной мере и от наследственности и от обучения, у третьих отсутствует. Уже знакомая нам оптимальная формула популяционного спектра любого качества: гибкая середина с бахромой крайностей.
Природа старается быть ко всему готовой, а ситуация выбирает из генофонда. Исчезнут с земли крысы, мыши род кошачий не пропадет, выживет за счет тех, кому можно и хлебом обойтись, есть такие полутравоядные коты, толстые и мордастые.
Какие-то зачатки садизма у многих есть эта страшная способность, эта возможность испытывать удовольствие от мук другого существа. Наряду с полной способностью сочувствия и даже в какой-то двойственной связи с ней...
У сильно вооруженных хищников "вид сохраняет
себя от чрезмерной взаимной жестокости специальными приспособлениями, похожими на сочувствие: волк подставляет победившему сопернику самое уязвимое место, и тот, вместо того чтобы кусать, мочится. Побежденный кот падает на спину и истошно орет, вызывая рефлекторную остановку карающей десницы... Разошедшегося человека так легко не остановить.
Дети часто предаются мучительству. Терзают муху... Пауку-косиножке оторвали ножки... И пустили по дорожке..

Издеваются над толстым, нескладным, бьют слабого, робкого, травят чужого, чудного...



Содержание раздела