d9e5a92d

Дважды два - десять.


ДВАЖДЫ ДВА - ДЕСЯТЬ Пожелания к воспитательскому внушению
1. Давать себе время. Не случается ли, что мы ведем себя с ребенком как самозарядный автомат, не давая
себе времени не то что подумать, а просто увидеть, что происходит?
Научимся выдерживать паузы: ориентация, а потом реакция. "Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего". Дети не уважают суетливость.

Некоторая медлительность старших всегда действует внушающим образом.
2. Давать ему время. "Давай быстрее!" "Ну что же ты застрял". "Опять возишься!.." "А ну, марш за уроки, сию минуту!" "Садись есть, немедленно!" "Все, кончай, спать пора, сколько можно!" "Домой, сейчас же!.."
Примерно каждый второй из детей по тем или иным причинам не справляется с темпами, требуемыми со стороны взрослых, и примерно каждый десятый явно медлительнее остальных. Это может быть связано и с какой-то болезнью или задержкой развития; но как правило, это дети совершенно здоровые, и более того, часто весьма одаренные.

Таким увальнем, неуклюжим недотепой был и маленький Пушкин, и маленький Эйнштейн. "Тихая вода глубока". Им нужно быть медлительными: в свое время догонят и перегонят.
Ребенок - не автомат.
Правильно (до 7 лет): "Вот эту башню достроишь, а потом..." "Скоро я начну считать до десяти, и когда досчитаю..." (Позвоню в колокольчик, хлопну в ладоши...) После 7-ми: "Скоро спать (садиться за уроки, идти домой), приготовься..." "У тебя еще ровно 11 минут..." "Поздравляю, сэр, ваше время истекло. Точность - вежливость королей..."
Если необходимость вынуждает к немедленности, твердо и решительно, но обязательно весело и жизнерадостно приказывайте! Если, как часто бывает, начинает препираться и торговаться ("Ну сейчас... ну еще немножко..."), не вступайте в препирательства, повторите приказ более властно или примените мягкое физическое насилие: обнимите и уведите.
Такие ситуации повторяются ежедневно, не так ли? Есть, следовательно, возможность поэкспериментировать...
И у взрослых не все внушения реализуются сразу, большинство требует какого-то срока для проторения. Очень часто ае понимает, сопротивляется, а потом вдруг все как надо, САМО - когда перестают давить,
3. Не внушать отрицательное. "Вот сейчас тебя соба-
з* 67
ка съест". "Вот отдам тебя дяде!" (милиционеру, доктору...) "Машина задавит". "Простудишься, заболеешь". "Будешь трогать пипку - отвалится, и умрешь".
Трудно потом освободить ребенка или бывшего ребенка от разрушительного влияния таких вот "заботливых" предостережений.
Даже если тут же забудется, отрицательное внушение сделает свое дело. Страх, ужас, ненависть проснутся в другое время, в другом месте...
- Пожалуйста, не вцепляйтесь, как клещ, в его (ее):
страхи,
неуспеваемость,
плохое поведение,
скверную привычку,
болезнь,
проблему
- Как?! Вы требуете, чтобы я внушил (а) себе безразличие к своему ребенку?!
- Нет. Не так поняли. Я прошу вас не обращать внимания только на ЭТО.

Я прошу вас внушать себе спокойное отношение только к (...болезни ...проблеме ...), а НЕ к ребенку. Понимаете разницу?.. Ребенок - не привычка, не болезнь, не проблема.

Ребенок - ребенок.
- А ЭТО пройдет?..
- Никакой гарантии.
- Понимаю. Я должна (должен) сделать вид, что мне безразлично.

Прикинуться...
- Нет. Не так. Искренне и всерьез.

Не прикинуться, а проникнуться.
Трудно доходит. А ведь не сложнее, чем не обращать внимания на родимое пятно. "Знаешь ли, все у тебя хорошо, если бы не родимое пятно, все замечательно, только это родимое пятнышко, понимаешь ли, портит картинку, ну ничего, мы его выведем, жизнь прекрасна и удивительна, жить мешают только родимые пятна, но это не страшно, не падай духом, пойдем в химчистку..."
Что уж там призывать не говорить о веревке в доме повешенного...
"В следующий раз полезет - дай ему как следует,- учил отец.- Вот так, по-боксерски, или вот так, самбо. Понял? Надо уметь за себя постоять, надо быть муж-
чиной. Если он сильнее тебя или много их, хватай палку или кирпич.

Ясно? А если еще раз распустишь нюни, я тебе еще не так..." (Указал на ремень.)
Так было внушено девятилетнему Толику, мальчику нежному и робкому, бороться с обидчиками только собственными силами и подручными средствами. По-мужски.


И так один из его обидчиков, девятилетний Андрей, остался навсегда инвалидом, или, как говорили раньше, кривым: в результате удара палкой в лицо потерял глаз.
"Но я же не говорил ему: бей палкой в глаз,- оправдывался отец на суде.- Я не учил его бить палкой, да еще острой, а только... Ну, махнуть разок, чтоб пугнуть... Кто же знал..."
Определение: КРИВОЛОГИКА - кривая логика, приводящая человека совсем не туда, куда ведет логика, а вкривь, вкось, куда попало.
КРИВОЛОГИЯ - наука о кривой логике и всяческих искажениях смысла, преднамеренных и невольных.
Оба термина определяют явления, известные со времен Адама и Евы, но не потерявшие неуничтожимости.
Благородный герой убивает отвратительного негодяя - следовательно, благородным героям можно и должно убивать. Следовательно, убивать можно и должно.
Ну а все эти сложные сопутствующие "иногда", "в отдельных случаях", "в особых обстоятельствах"...
Как ребенку избежать кривологики?
Как избежать, когда она рождается изнутри и бомбардирует извне?
"Тов. Такойто!

Не могу согласиться с Вашим утверждением.
Дважды два четыре, утверждаете Вы ничтоже сумня-шеся. Чтобы опровергнуть Вас, достаточно вспомнить, что два сапога - пара, а муж и жена - одна сатана. Одна, обратите внимание, только одна.

Если два сапога пара, то дважды два сапога - две пары. Только две, не четыре!

И если муж и жена, два человека, составляют в совокупности одну сатану, то дважды два человека - только две сатаны, не четыре, а только две!..
Интересно спросить, тов. Такойто, какой преподаватель какой школы Вам свидетельство об окончании первого класса выдавал?"
"Ув. отв. тов.!
В своей растакой-то статье тов. Рассякойто утверждает: дважды два четыре. Как это понимать? Я человек с высшим техническим образованием, и поскольку речь идет об арифметическом действии, то, очевидно, данное утверждение имеет и обратную силу.

Прочтя в обратном порядке, имеем: четыре два дважды. Но позвольте, ведь это же не лезет ни в какие ворота! Что за "дважды"? Что именно имеется в виду, хотелось бы знать?

Предмет такой, и их целых два? Как же это выглядит, извините за любопытство?

Для каких целей употребляется? Может быть, для заколачивания гвоздей?

Но мы хорошо знаем, что в эпоху НТР гвозди заколачиваются электронной кувалдой, а дваждой работали при феодализме.
Две дважды - это, как утверждает тов. Рассякойто, два дважды, перепутав женский и мужской род. Кому это играет на две руки, позвольте спросить?

И причем здесь четыре колеса?
Учить надо таких авторов, и крепко учить!"
4. Внушать положительное. Зачем, как вы думаете, приходят пациенты в психотерапевтический кабинет?

Чтобы лечиться от заиканий, бессониц, депрессий, от импотенции, от всевозможных неврозов, психозов, комплексов?
Да, но вот главное: все они приходят затем, чтобы снова узнать, что они дети и что, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, они хорошие дети, и НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, жить можно, и жить хорошо. Вот и все. Так просто.

И это главное. И вот в этом простом и главном нуждается каждый день ребенок.

Этого простого и главного ждет от нас каждый день, как от бога, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО. Примем закон:
КАЖДЫЙ ДЕНЬ С РЕБЕНКОМ НАЧИНАТЬ РАДОСТЬЮ, ЗАКАНЧИВАТЬ МИРОМ.
5. Не внушать нереальное. Сказки нужны, и не только детям, но знание жизни еще нужнее.
Самые глубокие пессимисты происходят из детей, воспитанных чрезмерно оптимистически.
Не подавляйте сомнения и вопросы ребенка, какими бы опасными или несвоевременными они ни казались. Подрос ли или еще совсем мал, не рисуйте перед ним
во что,бы то ни стало "единую картину мира": велик риск подсунуть картинку, которая застит взор...
6. Будьте уверенны. Одно из противоречий - каждодневное, ежеминутное. Да, жизнь невообразимо сложна; да, я знаю, что ничеKо не знаю, уверен, что ни в чем не уверен. А без уверенности нельзя. Без уверенности в своей правоте - не прожить и дня.

И не воспитать: не сработает ни одно внушение.
Поймем точно: речь идет не о какой-то маске уверенности, не об игре в уверенность. Если уж на то пошло, необходимо уметь разыгрывать именно неуверенность, а это без уверенности никак невозможно!..
Нелишне иметь в виду, что примерно 70 % говоримого ребенку и 50 % делаемого может вообще не говориться, не делаться: наша тревожность производит излишек во всем, кроме ума. Отдадим же эти проценты своей неуверенности, как подоходный налог, но все остальное должно делаться и говориться УВЕРЕННО. Пусть и неправильно - дадим себе право и на ошибки.

Осознаем это свое право как доверие уму и душе ребенка, как уверенность в НЕМ.



Содержание раздела