d9e5a92d

А почему?


При всех успехах мирного сосуществования в мирах этих возникают свои устремления, свои жаргоны и микрокультуры.
Каждый ребенок неосознанно, но неотступно решает одну из важнейших стратегических задач целой жизни - отождествление со своим полом. От этого будет зависеть и отношение к противоположному. И отношение к родителям, и к будущим собственным детям...

И выбор профессии, и многое другое.
Ядерное испытание. Вот и препубертат - предподрост-ковый возраст.

Вот-вот начнется...
У каждого по своему графику. У некоторых девочек - уже в 11.

Одни мальчики в 13-14 уже с усиками, другие еще цыплятами идут в армию.
Если спросить себя, если вспомнить, чего мы сами ждали, чего желали бы от родителей, от старших касательно этих дел, если попытаться снова погрузиться туда, в наши глупые трудные времена...
Вдруг оказываешься, как во сне, в какой-то темной пещере, несущей тебя то ли вверх, то ли вниз... Не понимаешь, что с тобой делается,- то натянут как струна, то как мешок с кирпичами...
Мы не сознавали, что это времена трудные и глупые - все времена такие. Мы не знали, чего хотим от старших, кроме безнадежного: чтобы не мешали...
Вот сейчас ясно - хорошо было бы, если б вовремя предупредили, спокойно объяснили... Поведали бы не
только об этом, но и вообще... О любви, о себе, о жизни...

Только без навязываний, без поучений! Только не считая за маленьких!..
Элементарная наблюдательность плюс воспоминание о себе многое подскажут. Конечно, желательно знать.

Но еще желательней - осознать, чего не знаешь и по сей день, а теперь наблюдаешь, как очередное ядерное испытание.
Только взрыв этот уже не в тебе, а з том, кто получился из твоего...
Приходят месячные, должны приходить - что это такое? Почему и зачем? И из врачей мало кто знает, что это наследие дальних времен, когда мы были океанскими жителями, существами, чье тело строилось и жило по приливно-отливным ритмам.

Заметна и сейчас связь с лунными фазами...
Ничего не знаем о смысле оволосения, кроме того, что это вторичный половой признак. Не знаем, почему и у мальчиков на некоторое время твердеют и болят грудные железки, а иногда и вспухают.

Действует какой-то гормон, но зачем?..
А откуда вдруг эротические сновидения? Как случается во сне то, чего в жизни не было, быть не может, чего и вообразить невозможно?..
Поллюция - буквально значит "загрязнение", "осквернение", а ведь это лишь выход семени, чистой природы, подобной цветочной пыльце. Да, начинается цветение - природное существо имеет все основания радоваться, ликовать, а у нас муки стыда, смятение, ужас...

Почему в самый неподходящий момент эрекция?..
Пол родителя, пол ребенка. Естественно, когда мать посвящает дочь, отец - сына. Но дело не в том, кто, а в том, как. Если нет уверенности, лучше попросить кого-то, кому доверяем.

Маловероятно, чтобы даже знающий и тактичный отец, будь он и врачом, смог преподать дочери некоторые гигиенические навыки. Но мать - здесь сама природа дает больше свободы - вполне может, в меру своей осведомленности, рассказать сыну и о мужской физиологии, и о женской. Важно лишь принять это не как тяжкую обязанность, а как святое право.

И не ограничиваться только физиологией.
Если удастся хоть раз спокойный разговор - это вход в дружбу на новых основах.
Не задаваться целью научить, повлиять, направить - это происходит тем верней, чем меньше намеренности.
"Как подойти, с чего начинать?.. Жутко трудно!

Какой-то барьер... Как же я могу все рассказывать, я, именно я?..

Почти как рассказывать о неизбежности смерти".
Да, барьер, притом двусторонний. Даже великовозрастный ребенок более всего стесняется таких разговоров именно с собственными родителями. Боится вопросов, боится нравоучений, боится и неуклюжих, убийственных откровений.

Есть у каждого, повторим, глубочайший инстинкт нравственного самосохранения. Это именно он делает невозможным и для взрослого представить тайну собственного рождения как простой плотский акт, хотя все вроде бы ясно.
Не "ясности" ищет душа в этом знании, а посвященности.
Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. Десятилетний может оказаться более образованным в вопросах пола, чем мы с вами.


При вопросах, ставящих в тупик, лучший ответ: "Мне об этом нужно узнать точнее, подумать. Потом поговорим".

Авторитет и доверие ущерба не потерпят, напротив, и драгоценные вопросы не пропадут.
Придется только выполнить обещание. И не откладывая надолго.
Кое-что о зрелищах. Разговор шел об обычных трудностях учебы, о вполне ординарной лени, о стандартном непослушании, когда вдруг мать как о само собой разумеющемся сообщила:
- Мы с Андреем уже полтора года не разговариваем.
- Почему?
- Он оказался таким... Ужасно.

Не знаю, как рассказать.
- Как было.
- Не могла себе представить, что мой сын окажется таким... ненормальным... Таким подлецом... Вы не можете себе вообразить. Кошмар, стыд. Ну, короче говоря...

Он подсматривал.
- Что подсматривал?
- Как я мылась в ванной.
- Да. Через застекленное окошко из туалета.

Теперь его замазали.
- Погодите, не понимаю. Сколько ему лет, вы сказали?
- Скоро четырнадцать.
- И уже полтора года не разговариваете?
- Как можно посе такого о чем-нибудь говорить?
- И это единственное его прегрешение?
- По-вашему, этого недостаточно?
- Я хотел спросить, провинился ли он перед вами еще в чем-нибудь, из-за чего стоило бы полтора года не разговаривать? И как вам это удается?
- Да нам, в общем, и не о чем. Кроме еды, уроков...
- А раньше было о чем?
- Раньше я думала, что у меня растет друг. Она считала сына не менее чем извращенцем.
Вопрос, иногда задаваемый: нужно ли оберегать ребенка от невольных зрелищ взрослой наготы, в том числе и родительской?
Ответ: не в большей мере, чем от зрелища вашего плохого настроения.
Двойной счет. Незабываемо это событие, когда наше невинное чадо в первый раз приносит домой со двора или из садика нечто благоуханное.
Реакции взрослых - от смеха до ремня. Но так или иначе в бытность детьми мы узнаем, что бывают слова обыкновенные, хорошие, и бывают плохие, и что говорить эти плохие слова - значит быть плохим и делать плохо другим.
А значит - НЕЛЬЗЯ.
А ПОЧЕМУ?..
Почему нельзя произносить и писать слова, обозначающие всем известные части тела и действия, с ними связанные? Интересны не сами эти части и действия - ерунда, а вот интересно, почему же НЕЛЬЗЯ?! Почему, как так выходит, что слова эти - ужасные, оскорбительные, непристойные?.. Кто придумал эти негодные слова и зачем?

А на заборах, на стенах зачем пишут?.. Не-цен-зур-ные.

А что это значит?..
Почему другие слова, обозначающие то же самое, писать и говорить можно? Слово "спаривание", например, считается приличным, употребляется в учебниках.

А ведь?..
Почему, почему?..
Не всякий взрослый ответит на эти вопросы. Далеко не всякому они и приходят в голову. Взрослые просто хорошо запомнили, выучили, -какие из придуманных ими слов говорить можно, какие нельзя.

Но иногда забывают...
Среди дошколят в дворовых компаниях и в детсадовских группах вспыхивают время от времени эпидемии примитивного сквернословия, быстро гаснущие, родители иногда не успевают даже заметить...
Из рассказа одного повзрослевшего.
- Воспитали меня прекрасно: на классической музыке, на литературнеишей речи, на математической строгости в моральных вопросах. Никогда ни одного недостаточно интеллигентного словца в семействе не проскользнуло.

А вот теперь небольшим начальником на участке работаю, и такая кругом математика, что хоть с заткнутыми ушами ходи. Самое интересное: люди в большинстве неплохие, отчасти даже культурные. Что делать прикажете?

Протестовать? Изобличать, жаловаться? Перевоспитывать? Были попытки.

С единственным результатом: утратой доверия, от чего страдают и производственные показатели. В радиусе двух метров от моих ушей воздерживаются, но не далее.

И волей-неволей задумался: может, воспитали меня чересчур стерильно? Может, я чего-то в этих людях не постигаю, им это зачем-то нужно?

А что, если попробовать, так сказать, овладеть предметом?.. Раз попробовал: муть, дрожь под ложечкой.

Попробовал еще раз: стошнило...
Матерщина - изнанка общественного лицемерия.
В пятом классе на одной парте могут оказаться от-меннейший специалист по непечатному лексикону и строжайший пурист, краснеющий при одной мысли о слове, совпадающем по звучанию с уменьшительным обозначением попугая. К седьмому или десятому может произойти внезапный обмен ролями.
Я знал одного десятиклассника, физически развитого, энергичного парня, не дававшего спуску никому, кто позволял себе грязно выражаться в присутствии
8 В. Леви, кн. 2 225
особ женского пола. Вступал в рукопашные с целыми компаниями.

И он же, этот рыцарь, в обществе однокашников, если только поблизости не было женских ушей, матерился без удержу, не стесняясь и взрослых. Спросил как-то, почему такое рассогласование.



Содержание раздела