d9e5a92d

Ожидания и отказ от предвзятости


Ожидания и отказ от предвзятости
Э: У вас есть какие-нибудь вопросы?
С: У меня были один-два вопроса, но я могу спросить позже.
Э: Спросите сейчас.
С: Я все равно вчера не поняла, почему вы не закончили, после того, как ввели меня в транс. Это было неясно.
Вы сказали, что хотели, чтобы я его переживала?
Я так понимаю, что гипнотерапевт должен переживать транс, но мне было не совсем ясно, что вы делаете,
но может быть, это не важно, чтобы я знала.
Э: Никогда нельзя полностью удовлетворять свою аудиторию. Пусть они желают большего. Именно это происходит здесь. Она спрашивает: “Почему вы не сделали со мной большего?”.

Это заставляет их ясно ощутить, что они на самом деле хотят большего.
Р: Вы создали ситуацию, в которой она просит у вас большего, и может, таким образом, прорваться через какие-то из своих ограничительных установок. Она признает, что “может быть, неважно, чтобы я это знала”, и это предполагает, что она, может быть, отказывается от части своей привычки полагаться на сознание.
Отделение сознания от бессознательного:
склонность полагаться на бессознательное
Э: Я хотел, чтобы ваш бессознательный разум имел свободу что-то делать, в то время как ваш сознательный разум заполнен другими вещами,
и чтобы вы не знали, что ваше бессознательное активно, потому что вас все время так интересует ваша сознательная деятельность.
С: Да, а что тут происходило?
Мне интересно, что я сделала с Л.
Нельзя ли считать каким-то гипнозом то, что она расслабилась и сосредоточилась на том, что она в другом месте?
Э: Да.
С: Я думаю, что это может сделать только хороший субъект.
Э: Хороший субъект или умелый? Какие у вас еще вопросы?
С: Это все.
Э: Здесь я делаю так, чтобы стало ясно: есть два набора интересов, и у бессознательного свои интересы.
Р: Вы подчеркиваете отделение сознательных и бессознательных интересов.
Э: Нельзя слишком подчеркивать это или делать слишком ясным. Приходится полагаться на бессознательное.
Контакт рук в трансе
[С. готовится войти в транс, но ее руки аккуратно сложены на коленях.]
Э: Одна из вещей, которые я считаю очень важными,  не позволять рукам оставаться в контакте друг с другом. Я не знаю, как именно, но этот контакт мешает.
(Пауза)
Теперь давайте сделаем все полностью.
(Пауза)
Э: Как говорят в народе, “надо держаться вместе”. Когда ваши руки прикасаются одна к другой, они склонны держаться вместе.

Но вам нужна открытость к стимуляции,  а не что-то, что держится вместе и исключает окружающее.
Бессознательное обучение
Ваше бессознательное многому научилось вчера.
(Пауза)
Оно также научилось тому,
что
мы можем многому научиться
без
вмешательства в личность.
(Пауза)
Все субъекты,
какими бы умелыми они ни были,
не уверены, что могут сделать
решительно все,
и все же
в своей личной истории
они это могут.
(Пауза)
Я искал книгу в шкафу.
Под впечатлением,
в рамках своей системы отсчета, мне казалось,
что она в красном переплете.
Я не мог ее найти.
Я мог бы прочесть заглавия всех книг,
и все же не суметь найти ее,
даже если бы прочел все заголовки.
Заголовок не имел смысла,
потому что моя отсылка была на красное.
Вместо синего, который был на самом деле.
Э: “Ваше бессознательное многому научилось вчера”.
(Эриксон и Росси обсуждают случай миссис К., чей активный и сознательный разум порицал очень острый “буквализм” ее бессознательного в состоянии транса. Ее буквализм был такой острый, что даже удивил доктора Эриксона.

Этот буквализм был “достижением” бессознательного, но сознательный разум миссис К. рассматривал его как ошибку).
Э: Сознательный разум обесценивает достижения бессознательного, и нельзя позволять этому обесцениванию длиться, поскольку сознательные эмоции просачиваются в бессознательное.
Р: Вы хотите сказать, отрицательные установки сознательного могут подавлять потенциалы бессознательного?
Э: Бессознательное будет пытаться защитить сознание.
Р: Вы имеете в виду, оно будет подчинять себя предрассудкам сознания?
Э: Оно пытается успокоить сознательный разум словами: “Не огорчайся так, если ты чего-то не смог”. Бессознательное не будет говорить: “Ты сделал то-то и то-то, несмотря на то, что ты об этом не знаешь” (например, острый буквализм миссис К.). Оно так не работает.



Оно просто говорит: “Ты не волнуйся, что не получилось”.
Р: Именно так бессознательное защищает сознание?
Э: Бессознательное относится с почтительностью к сознанию и никогда не говорит: “Ты не прав”.
Р: А вместо этого говорит...
Э: “Ты можешь не огорчаться из-за этого”. То есть, видите ли, нужно сделать так, чтобы сознание думало: “Мне только кажется, что у меня не получилось”.
Р: Таким образом вы корректируете сознательный разум.
Э: Да. Нам пришлось уверить миссис К., что я, доктор Эриксон, дал ей не ту инструкцию, и что ее острая буквальная реакция с точки зрения ее бессознательного была успехом гипнотической реакции.
Объективность:
прорыв сознательной системы отсчета
Это случалось со мной много раз.
Похоже, это верно и для других.
Для других, которые не бывали в трансе.
(Пауза)
Ну, а почему бы я не увидел книжку в синей обложке, когда прочел ее название?
(Пауза)
Потому, что у нас всех есть способность не видеть, когда мы вполне бодрствуем,
и в состоянии транса
эту способность тоже можно в любой момент взять и использовать.
(Пауза)
Э: Это иллюстрация того, как установки сознания своими предрассудками влияют на истинное знание.
Р: Вы пытаетесь сказать С. всеми этими примерами: “Откажитесь от предрассудков и установок сознания”.
Э: Не давайте сознательным системам отсчета затемнять вам зрение.
(Эриксон приводит много примеров того, как сознательные установки, например розовые очки, постоянно мешают объективному восприятию вещей. Что такое объективное восприятие?

Умение видеть со многих точек зрения, чтобы получить объективную картину).
Обучение негативной галлюцинации
В прошлом вы часто не видели того, что было перед вами.
не чувствовали чего-то, что можно было почувствовать.
Р: Теперь вы переходите к внушениям, которые могут привести к появлению негативных зрительных галлюцинаций: не видению, не слышанию или не чувствованию.
Использование повседневного опыта
для вызывания гипнотических явлений
Это очень обычное переживание
войти в сонное оцепенение
и встать утром после сна, не зная, где вы находитесь.
У всех были случаи deja vu.
(Пауза)
Те, кто думают, что видели все это раньше, так, будто все это с ними уже происходило,
слышали что-то раньше, чего на самом деле не слышали,
были там, где на самом деле не были,
но все-таки думают, что были.
У всех такое бывало.
Превращение знакомого явления
в чужое,
неспособность узнать
то, что знакомо,
не узнавать место,
звук,
ощущение.
В гипнозе
вы используете
этот прежде обретенный опыт.
Р: Вы теперь перечисляете ряд довольно обыденных ежедневных переживаний, чтобы удостовериться, что гипнотические переживания покажутся правдоподобными. Опыт deja vu  это удачная аналогия, которая может вызвать ассоциативные тропинки, ведущие к позитивному галлюцинаторному опыту, так что вы тщательно противопоставляете возможность негативной либо позитивной галлюцинации, в любой сенсорной системе, которая будет задействована.

Это все очень открыто; вы примете и поздравите ее с любым гипнотическим переживанием, которое она готова испытать.
Э: Да.
Психологическая объективность
с многих точек зрения
Одно из самых очаровательных детских переживаний,
а у всех детей это бывает
состоит в том, что они нагибаются
и смотрят на мир между ног,
(Пауза)
потому что мир становится таким странным.
Некоторые люди помнят, как они это делали.
(Пауза)
Большинство не помнит.
(Пауза)
Воспоминания столько раз
оказываются ложными,
когда на самом деле они истинные.
Это все из-за изменений в человеке, которые не были замечены.
Э: Это чрезвычайно важный опыт. В психотерапии вам приходится смотреть на проблему вверх ногами или сбоку.
Р: Чтобы вырваться из ваших сознательных установок.
Э: Просто смотрите на своего пациента так, как будто вы сидите на стуле, который значительно выше, чем у него. Еще нужно на него посмотреть со стула, который намного ниже.

Нужно посмотреть на него с другого конца комнаты. Поскольку с разных точек зрения вы всегда получаете совершенно разную картинку.

И только после того, как осмотрели пациента с разных точек, вы можете получить некоторую объективность.
Р: Все эти различные точки зрения в сумме дают большую объективность.
Э: Это как раз один из недостатков традиционного психоанализа: вы получаете только одну точку зрения 18 дюймов назад и влево от пациента. Очень стереотипично.
Пластичность восприятия и поведения:
ломка сознательных установок
для подготовки к изменениям
Для примера
я могу привести свой опыт.
(Пауза)
Когда я вернулся на ферму из колледжа,
я обнаружил, что печка необычайно маленькая.
(Пауза)
Я вспомнил, как вставал на цыпочки, чтобы дотянуться до теплой духовки.



Содержание раздела