d9e5a92d

Юрий С. Полозов - Вам нравятся ваши письма

Автор - Юрий С. Полозов

НЛП как искусство моделирования и повторения поведения высокого качества предоставляет широкие возможности по приближению к результатам при письменном общении. Я еще не прошел ни одного курса по НЛП, хотя познакомился с ним несколько лет назад и имею продолжительный опыт переписки с НЛП-ерами в виртуальной эхо-конференции.

Соответственно, речь пойдет об опыте и некоторых решениях в области писем, в том числе электронных. Оговорюсь, что некоторые темы я опустил, другие рассмотрим вскользь, т.к. эта статья несет предварительный, конспективный характер: она скорее содержит мысли и направления для поиска, нежели теорию и расписания упражнений.
Выявление привычек
Люди организуют свою деятельность в этом мире с помощью тех или иных способов, которые становятся привычными для человека. Принцип фрактальности гласит, что по предпочтениям в малой части (в письме) можно судить в целом о предпочтительных способах мышления этого человека. НЛП позволяет найти наиболее важные, базовые характеристики мышления и использовать это открытие, чтобы достичь взаимопонимания с собеседником.

Одной из важных привычек является предпочтительное представление информации в той или иной сенсорной модальности.
Давайте рассмотрим, что мы можем сделать с предикатами различных модальностей? Если вы почитаете писателей, то заметите, что они обильно приправляют свою речь сенсорно окрашенными выражениями. (См. пример 1) Более того даже в специальной литературе, которая вроде бы по сути своей должна быть серой, дигитальной, на практике бывает тоже написана довольно живым языком. Поэтому и вам следует потренироваться использовать образные, звучащие, тактильные, обонятельные и вкусовые предикаты в своих письмах.

Это, конечно же, следует делать, если вы хотите обрисовать в своем письме художественно какую-либо картину. Или если вы подстраиваетесь к человеку, желая писать наиболее доступным для него языком. Но и если вы просто хотите научиться с легкостью замечать и использовать широкий набор сенсорно окрашенных слов и выражений.

В свое время практика анализа романов, рассказов и эпистолярной литературы и использование предикатов в своих письмах помогло мне стать хорошим специалистом на уровне предикатов и получить предложение по написанию этой статьи.
Итак, разделим людей на четыре группы: визуалы, дигиталы, аудиалы и кинестетики. А теперь потренируемся отвечать на их письма в той же модальности. Наиболее прямой способ определение ведущей репрезентативной системы человека - подсчет предикатов.

Если человек привык мыслить образами, и в его письме мы видим большое употребление визуальных предикатов, то для того, чтобы у вас получилась подстройка к этому человеку, напишите ему, что вам ясен образ, который указан в его письме. Аудиалу вы тихо прошепчите "звучит хорошо, я согласен", скажете о логичности расчетов дигитала и о теплых пожеланиях кинестетику.
Пример 1.
"Игра в бисер" лауреата нобелевской премии. Написано и опубликовано 1930-1943гг.
Герман Гессе знал, что мир можно воспринимать разными органами чувств:
"Кнехту приходилось учиться больше чувствами, больше ногами и руками, глазами, осязанием, ушами и обонянием, чем разумом,..."
Поэтому, здесь мы встречаем все три модальности:
AA. A,AV,K,KK.

K,A,A. K,A,K,K.
"- Ада, - кричал и пел он, - Ада, милая, иди сюда, не бойся, это я, я Кнехт.
Так пел он снова и снова, и, еще не услыхав и не увидев ее, он вдруг почувствовал, как в его руку втискивается ее мягкая ручка. Она стояла у дороги, прислонившись спиной к стене хижины, и ждала его, с тех пор как услыхала, что он зовет ее. Облегченно вздохнув, она прильнула к нему, казавшемуся ей большим и сильным и уже мужчиной."
V,A,A,KKК,K. V,A,VK,V,A-K
VAK-VAK-VAK, ничего не напоминает? Очень здорово в транспорте замечать, что, даже перечитывая книгу, перестаешь соображать, где ты действительно находишься:
"... Так примерно виделось ему, и то, что мы пытаемся сказать об этом на своем, неведомом ему языке понятий, не в силах передать того трепета и жара, которые тогда охватили его. Подъем среди ночи, путь через темный, безмолвный лес, полный опасностей и тайн, ожидание на каменной площадке в предрассветном холоде, появление бледного призрака луны, скупые слова этого мудрого человека, пребывание наедине с учителем в такой необыкновенный час - все это Кнехт пережил и сохранил как праздник и таинство,..."


Ну и на закуску:
V,A,VVV. AA,A,A,V,A,K.

A,K. K,А.
"... Он огляделся, прислушался, чтобы узнать, одному ли ему предстала эта призрачная картина или ее видели и другие. Вскоре он услышал со стороны других хижин стоны, визг, крики ужаса; другие тоже видели это, и кричали об этом, и тревожили тех, кто ни о чем не подозревал или спал; страх и паника должны были вот-вот охватить всю деревню.

Глубоко вздохнув, Кнехт принял удар. Его в первую очередь касалась эта беда, его, кудесника; его, который в известной мере отвечал за порядок в небе и воздухе. ..."
V,A,K - визуальные, аудиальные, кинестетические. Возможны некоторые вариации в подсчете предикатов.

Например, можно отметить преобладание аудиально-аналоговых предикатов над аудиально-дигитальными, а также присутствие метакинестетики - эмоционально-чувственных слов.
Качественные характеристики сенсорного опыта - субмодальности имеют основополагающее значение в кодировании человеческого опыта. И для каждого опыта каждого человека будет свой набор субмодальностей, которые частично будут видны и из переписки: что человек описывает? Яркие достижениях Большие успехи? Громкий скандаля Монотонный диалог?

Сильные движениях Теплую атмосферу?
Понимание того, как ваш собеседник кодирует свой опыт, очень полезно. Допустим, человек произносит: "Облегченно вздохнув, она прильнула к нему, казавшемуся ей большим и " сильным и уже мужчиной".

Такой человек может не понять, если вы ему скажете: "Да, я далеко продвинулся в своих способностях и могу выполнить ваш заказ без шероховатостей". Так что подстраивайтесь и к критическим субмодальностям.
Довольно тонким инструментом вербального общения являются нейрологические уровни. В письме, где уровень окружения, пишите и пользуйтесь результатами уровня действий.

Ваши возможности особым образом вырастут на уровне способностей, и это хорошо и необходимо, потому что очень важен уровень убеждений. Ведь то, кто ты открыто на уровне идентичности.
Понаблюдав, вы заметите, что разные люди говорят на разных логических уровнях. С другой стороны разные логические уровни будут служить разным людям для точки отсчета, то есть для сортировки.

Что для человека важнее? Убеждениях КТО он такой? Что он делает?

Или что-то еще? Это определяет то, как он Сортирует Мир. Впрочем, это определяется непросто, в том числе по интонациям, и это уже такая область НЛП как метапрограммы. Некоторые метапрограммы доступны к определению примерно в такой же степени, что и определение веду ей репрезентативной системы подсчетом предикатов. То есть отличие маленькое: например, вы можете считать количество слов в предложениях собеседника, найти среднее и подстроится к этому литературному паттерну.

Ведь он связан с метапрограммой мотивации: как вы думаете, активный человек станет писать длинные фразы на абзац? С помощью подсчета можно определить и некоторые другие метапрограммы, но не очень-то увлекайтесь: помните, что вообще-то важными являются смысловые ударения и напряжения, которые через письмо передаются с трудом.

Поэтому приходится иметь дело с довольно ограниченным представлением, что не исключает эффективности: если возможно взаимопонимание в письмах, значит, мы можем ему научиться.
Переключение
Рассмотренные привычки мышления представляют собой своеобразный, наиболее типичный срез через слоеный пирог. А вообще в нем есть и сочные прослойки, и вкусненькие ягодки сверху. Ведь даже жизнь куда более разнообразна, чем "полоса белая - полоса черная".

Поэтому привычкой более высокого уровня будет привычка чередования привычек. Этакая стратегия мышления, например "увидел - сказал - испытал чувства".
Наблюдая за используемыми предикатами, логическими уровнями, метамодельными конструкциями, метапрограммами, вы сможете обнаружить, что люди пользуются, хоть и в неравной мере всеми модальностями. Дело в том, что мы меняем свои метапрограммы в некоторой зависимости от контекста. Это сложно?

Да нет, это же интересно: у нас образуется возможность нащупать стратегию человека, некие последовательные способы обращения с информацией.
Метамодель, Милтон-модель и все такое
Вполне возможно, что вы предполагаете применить какие-то конкретные приемы НЛП, например пометамоделировать. Это очень удобная тренировка, когда вы можете спокойно выискивать психотерапевтические неправильности и свободно вываливать на виртуального клиента внушительные пачки вопросов. Но простой путь имеет свои ограничения.

Дело в том, что при метамоделировании необходимо поддерживать раппорт. Что сложно контролировать сидя у другого монитора. И от самых главных вопросов клиент может подолгу уклоняться, спасая привычные ограничения модели мира.

И редкий терапевт сможет повторять вопрос из письма в письмо хотя бы пять раз. Вообще, метамодельные вопросы могут быть непривычными при попытке привести человека к новому видению мира.

А людям уютнее в родной одежке. Вот и рвется раппорт, заставляя некоторых с предубеждением относиться к метамоделированию. (Хотя, если, следуя предыдущему материалу, вы выявили привычки и стратегии собеседника, вам стоит использовать их для устойчивого перехода от подстройки к ведению.)



Содержание раздела