d9e5a92d

Механизмы гипноза и внушения


Гипноз известен с незапамятных времен. Человечество идет с ним рука об руку, то проникаясь интересом, то забывая о нем. Удивительно то, что, несмотря на многолетнюю историю и постоянное соприкосновение, о гипнозе всегда говорят как о таинственном явлении психики, которое до сих пор не поддается разгадке, и его отдельные детали до сих пор не могут объединить в одну цельную картину.

По-видимому, не хватает еще многих кусочков мозаики, чтобы гипноз стал понятным и от этого еще более близким. Возможно, гипноз даже старше человека, поскольку мы знаем, что гипнотические явления встречаются и в животном мире: например, ныне живущие современники динозавров, крокодилы, так же могут впадать в состояние транса. Хотя, возможно, делают это без всякой цели.
Гипноз человека интересен именно своей целенаправленностью. Он позволяет либо уменьшить защитные силы человека и подчинить его влиянию другого, либо, наоборот, пробудить в нем такие силы, доступ к которым в бодрствующем состоянии был маловероятен. В сохранившихся письменных источниках самых древних цивилизаций мы находим упоминания о применении гипноза. Но еще задолго до появления письменности шаманы использовали состояние транса для разных целей: для приобретения уверенности в удачной охоте, для исцеления больных, в обрядах, связанных с защитой от злых духов, и т. д. Наскальные рисунки, запечатлевшие шаманские ритуалы, могут свидетельствовать об особом состоянии сознания, в котором находится человек, беседующий с духами предков, привлекающий животных, разгоняющий тучи, а главное, верящий во все то, что он делает.

Безусловная вера заражает, и соплеменники шамана наверняка действительно становились Удачливее, здоровее, сильнее. Из века в век шаманы совершен-
ствовали свое искусство, находили новые приемы, передавали полученные знания из поколения в поколение. Постепенно у разных народов образовывались отдельные касты касты жрецов, которые славились своей закрытостью, богатством накопленных знаний, умением воздействовать на людей и находить доступ к таким слоям психики человека, что, казалось, им действительно помогают боги. И чем больше была сумма знаний, накопленных жрецами, тем больше они были заинтересованы в их передаче. Изобретение письменности облегчило этот процесс. Шумерские клинописные таблички содержат первые свидетельства о том, что шумерским жрецам был известен гипноз: они умели лечить людей во сне, различали стадии гипноза, создавали внушения, больше похожие на молитвы.

И неудивительно: люди в то время гораздо больше верили в силу богов, чем в собственную силу. Обращаясь к богам, они так сильно верили в то, что диалог возможен, что боги "посылали" им собственный ответ, который и становился исцелением, решением проблем. Обряды, ритуальные действия завораживали человека, и он верил, что благодаря жрецу напрямую общается с богом (некой высшей силой, духами предков), говорит ему о своих бедах и получает небесную благодать.

Использование лечебного сна упоминается практически во всех культурах. Обязательным условием эффективного приема лекарств было произнесение заклинания, которое, по сути, являлось просьбой к богам об усилении действия лекарства.
До наших дней дошел так называемый "папирус Эберса" первый памятник египетской культуры, посвященный медицине. В нем, помимо описания лечения различных болезней, приводятся и обязательные слова, которыми надо сопровождать прием целебных средств. Больной должен был обращаться к Изиде, к Тору, прося их ниспослать ему возможность исцеления. И, разумеется, чем более истово человек молил об этом, тем больше у него было шансов исцелиться.

И, казалось, что только боги помогают человеку, а не его жгучая заинтересованность в выздоровлении.
С древнеегипетских жрецов началось прорицание судьбы и предсказание будущего с фиксацией взгляда на прозрачном
кристалле. То, чем мастерски владел легендарный граф Калиостро, в Древнем Египте начиналось так: жрец замирал на месте, впиваясь взглядом в кристалл, и цепенел. Через некоторое время на неподвижном лице начинали шевелиться только губы, рассказывая о событиях будущего, о том, что ждет отдельного человека или предстоит целому народу. В других случаях специально обученный жрец в этом состоянии выводил письмена, и казалось, что его рукой управляет кто-то другой.



Затем эти знаки трактовались как зашифрованные послания бога.
Велика роль гипноза и самогипноза в индийской культуре, которая основана на соединении собственного сознания с философско-мистическим пониманием мира, единении с ним и уходе из мира реального. Один из известных специалистов по гипнозу Брейер высказывал мнение, что из Индии гипноз попал в Японию, где у него тоже нашлось много сторонников, и состояние, в которое вводил себя один из основателей японской религии, было не чем иным, как гипнотическим состоянием.
В Древней Греции толпы народа стекались к храму бога Ас-клепия, паломники шли со всех сторон по тропинкам и дорогам, под палящим солнцем и под дождем, взбирались на возвышенность, где стоял храм, и верили, что вот оно жилище бога, который обеспечит им здоровье. Благочестиво склоняясь перед величием бога, они входили в храм, на стенах которого висели таблички с рассказами о чудесных исцелениях. Суровые жрецы проводили длительные обряды, сопровождавшиеся молитвами, призывами к богу, воодушевленным экстазом.

Усталые паломники спали в специально отведенном помещении храма, где во сне могли слышать голос бога, который разговаривал с ними, оказывал им свою помощь и поддержку.
В храме Аполлона в Дельфах на вопросы паломников отвечала пифия. Она тоже находилась в состоянии транса. Изможденная постом, возможно, опоенная специальными сильнодействующими зельями, она выкрикивала бессвязные слова, которые записывались и затем интерпретировались служителями храма. Пифия не замечала никого и ничего, и это только уси-
ливало благоговение вопрошающих. Они видели перед собой изможденную девушку, но в ней бушевали какие-то неведомые силы, которые, казалось, приходили откуда-то с небес, словно молнии. Как будто сам Аполлон вкладывал силы в прорицательницу.
Сила гипноза всегда была неразрывно связана с исцелением. И неудивительно, что исцеления происходили даже там, где, казалось бы, не было непосредственного транса. Например, когда император Веспасиан или царь Пирр исцеляли своих подданных наложением ноги.

Вера участников этого действа была настолько велика, что подобное вмешательство, несмотря на всю его курьезность, вызывало невероятный эффект.
Слова Иисуса Христа из Священного Писания:" "По вере Вашей да будет Вам", говорят об особенной роли самовнушения и доверия в том результате, которого человек хочет достичь.
Библия содержит описания многих случаев внушения и необычных состояний сознания, однако эти явления традиционно трактуются как вмешательства сверхъестественной силы, умаляя роль людей, участвовавших в этом. Гипноз как бы остается за пределами науки, поскольку никому и в голову не приходит изучать божественные силы.
В ранних христианских сектах использовали гипноз как составляющую часть религиозного экстаза. Египетские гностики, молясь с закрытыми глазами, испытывали необычные чувства, их посещали различные видения, разумеется, в первую очередь появлялись боги. Известно течение омфалопсихиков, которые молились, уставив неподвижный взгляд в собственный пупок. Сейчас известно, что фиксация взгляда на одной точке, чем бы она ни была блестящим предметом или собственным пупком, приводит к появлению состояния транса. Среди обрядов монтанистов христианской секты первых веков нашей эры были молитвы, во время которых они держали указательный палец у носа и рта.

Разумеется, длительное пребывание в подобном состоянии тоже приводило к трансу и самогипнозу.
Десятилетия сменялись десятилетиями, уходили века, а многое оставалось неизменным, и то, что упоминалось еще в
папирусе Эберса наложение рук на голову больного для его исцеления, в средние века стало прерогативой коронованных особ. И французские, и английские короли начали соперничать в том, кто лучше может исцелять своих подданных. Такой дар передавался вместе с короной как одна из святынь, например, во Франции это продолжалось от царствования Франциска I до Карла X.
Часто целительскими способностями обладали не только коронованные особы, но и представители "социальных низов" сумасшедших нищих, например, русские юродивые или персидские дервиши, которые считались "божественными" людьми.
Идея о том, что окружающий мир управляет человеком, была распространена с незапамятных времен. Средневековая наука стала искать доказательства этой теории. Величайший ученый XVI века Парацельс создал учение о том, что звезды влияют на человека. Он утверждал, что человек составляет единое целое с природой, и от звезд и других небесных тел исходит особая сила, которая способна приходить к человеку и пробуждать его силу.

В дальнейшем сам Парацельс и другие ученые предположили, что подобная сила может переходить от одного человека к другому. Более того, за этим теоретическим постулатом стоял конкретный способ лечения, дошедший до нашего времени: излечение с помощью магнита, который должен давать человеку силы и вбирать из него болезни. Парацельс был не только ученым, но и величайшим врачом своего времени. И несмотря на то, что сегодня такой способ лечения может вызывать лишь улыбку, он с блеском применял его в собственной практике, и множество людей было вылечено таким образом.

Они не знали, что сочетают силу магнита, или магнетизм, с самовнушением.



Содержание раздела