d9e5a92d

Ввоз автомобилей иностранного производства


На ЕлАЗе за весь 1997 год собрали всего около 200 внедорожников Шевроле Блейзер.

Собранные на АвтоТОРе Киа, несмотря на рост производства, попрежнему малозаметны среди других марок автомобилей. Сборка БМВ, по всей видимости, ориентирована в первую очередь на чиновников: эти покупатели самые стабильные, но вряд ли способны приобрести более двух сотен машин в год.

Лучше всех дела обстояли у Автофрамоса: помимо Рено Меган, в Москве стали выпускать и недорогой турецкий Рено 19. Почти 80% машин старейшей европейской марки, проданных в России в 1997 году, здесь же и произведены.

К началу 1998 года в России сложилась ситуация не в пользу отечественных автопроизводителей. Ввоз автомобилей иностранного производства рос с ужасающей быстротой. Низкое качество сборки отечественных автомобилей, их высокая стоимость (к примеру БМВ 318 с впрысковым (инжекторным) двигателем, с пробегом более 150 тысяч километров 1986 года выпуска в 1997 году стоила дешевле, чем ВАЗ 2106 того же года выпуска, причем ресурс двигателя импортного автомобиля был около 500 тысяч километров, а ресурс двигателя отечественного автомобиля порядка 150 тысяч километров, да и оснащение иномарок было на порядок выше отечественных моделей некоторые подержанные иномарки поставлялись к нам с автомагнитолой, электростеклоподъемниками, литыми дисками, тонированными стеклами и другими дополнительными опциями стандартное оснащение большинства импортных машин) привели к тому, что купить подержанную иномарку (с пробегом 100 тысяч километров или более) было выгодней, чем новый отечественный автомобиль.

В начале 1998 года в целом в производстве легковых автомобилей произошло наращивание объемов сказалась бурная автомобилизация населения России. Среднемесячный результат первой половины 1998 года приблизился к среднемесячному результату 1990 года. Рост производства в начале 1998 года по сравнению с аналогичным периодом 1997 года составил 8.4%. Рост произошел несмотря на сокращение производства почти всеми заводами и был в основном обеспечен крупнейшим российским производителем легковых автомобилей АвтоВАЗом, хотя он переживал в то время не лучшие времена. Наибольшие темпы роста по сравнению с 1997 годом показывал постепенно выходивший из кризиса Москвич сказалось тесное сотрудничество с французским Рено. Важным фактом являлся наметившийся рост производства легковых автомобилей после нескольких месяцев спада на Горьковском автозаводе. В несколько раз нарастил производство ИжМашАвто. Однако уровня 1997 года удмуртское предприятие в 1998 году достигнуть не смогло.

Огромный удельный вес Волжского автозавода в суммарном производстве легковых автомобилей и в автомобилестроении в целом оказал негативное влияние на производственные результаты в данной подотрасли машиностроения во второй половине 1998 года. Даже рост производства на Горьковском автозаводе не способен был изменить наметившуюся тенденцию. Последний раз падение производства в автомобилестроении в штучном выражении продукции было зафиксировано по итогам 1994 года по сравнению с 1993 годом. Тогда падение составило более 40%. Причиной резкого сокращения производства в начале 1998 года оказался кризис перепроизводства на Волжском автозаводе. Продукция Волжского автозавода составляет более 60% продукции отечественного автомобилестроения, что ставит в зависимость результаты всей отрасли от состояния производства на данном заводе.

Снижение производства на Волжском автозаводе в результате оказало негативное влияние не только на автомобилестроение, но и на все машиностроение в целом. Так как половина стоимости автомобиля создается на предприятиях смежниках (поставщиках), то снижение производства затронуло и их сократилось количество заказов на комплектующие, а с этим и сокращение оборотных средств. Руководство Волжского автозавода изменило план производства в 1998 году на 125 тысяч автомобилей в сторону уменьшения, что в среднемесячном выражении означало чуть более 15 тысяч автомобилей. Производство легковых автомобилей в 1998 году на Волжском автозаводе снизилось почти до уровня среднемесячного производства 1994 года самого кризисного года в отечественном автомобилестроении.



После известных августовских событий, когда обвал рубля и рост доллара поставил в невыгодное положение покупку иномарки возник ажиотажный спрос на отечественные автомобили. Однако обеспечить резко возросшую потребность в автомобилях отечественного производства автозаводы были не в состоянии замерла банковская деятельность, поставщики комплектующих резко подняли цены, возросли цены на энергоносители. Все это привело к резкому падению долларовой цены автомобиля и к увеличению накладных расходов (вазовская десятка до кризиса стоила около 11 тысяч долларов, а после кризиса цена ее составила чуть более 5000 долларов падение больше, чем в два раза).

В итоге в конце 1998 года сложилась такая ситуация, что автозаводы вынуждены были идти на резкое снижение долларовой цены автомобиля, а соответственно к увеличению их конкурентоспособности с подержанными иномарками. Однако рублевая цена выросла. Значительное удорожание сырья, материалов и оборудования не позволяло предприятиям удерживать низкие рублевые цены на свою продукцию, многие из них столкнулись с проблемой сбыта готовых машин. Поэтому предприятия легковой автомобильной промышленности проводили активный маркетинг на рынках стран СНГ и дальнего зарубежья. В целом за 1998 вырисовалась следующая картина:

АвтоВАЗ в 1998 году заметно снизил план производства: собрано 594000 автомобилей против 740000 в 1997 году. Развиваются автосборочные проекты. На фирме РосЛада в Сызрани выпущено 5000 автомобилей ВАЗ 2106. До 1998 года в Сызрань поступали кузова в сборе с салоном, на которые монтировали двигатели и ходовую часть. Но уже в начале 1998 года на РосЛаду начали поступать голые кузова: здесь осваивают полный сборочный цикл.

Горьковский автозавод в 1998 году полностью выполнил план и сделал 125000 легковых машин это предельная производственная мощность завода. За 1998 год на 25% увеличилось производство микроавтобусов Газель. Набирал темп Соболь (укороченный вариант ГАЗели): каждый месяц из ворот завода выезжало около 40 машин. На дочерних предприятиях в России, на Украине и в Казахстане в 1998 году собрано 7800 автомобилей (это грузовики и микроавтобусы Газель, а также Волга ГАЗ 3110).

На ЗИЛе сделали 20 легковых машин, большую часть которых составили пятиместные седаны представительского класса ЗИЛ 41041. Главный заказчик Федеральная служба охраны.

На ИжМашАвто в 1998 году собрали 10479 автомобилей, 60% из них Орбита ИЖ 2126, остальные пикапы и фургончики ИЖ 2715.

Входящий в холдинг ОАО КамАЗ Завод Микролитражных Автомобилей (ЗМА) выпустил в 1998 году 19102 автомобиля ВАЗ 11113 Ока.

Москвич выпустил 40000 машин против 20000 в 1997 году. Около 80% выпуска пришлось на модель Святогор. Сходил с конвейера и Князь Владимир.

На СеАЗе сделано 10000 автомобилей, из которых более четверти с ручным управлением для инвалидов.

На АвтоУАЗе за год сделано 78482 полноприводных внедорожника. После многолетнего ожидания до конвейера добрался УАЗ 3160: в 1998 году собрано 227 машин, часть из которых оснащена итальянскими дизелями ВМ Мотори.

Компания Донинвест выпустила 7000 машин: 5000 Дэу Эсперо, 1600 седанов Дэу Нексия, собрано около 300 больших Кондоров, а Ассолей и Орионов выпущены единицы. Все машины под маркой Донинвест были собраны на заводе Красный Аксай в РостовенаДону.

На заводах Хенде в Ижевске, Балаково и АнжероСудженске собрано около 1000 автомобилей. Однако изза отсутствия спроса сборка машин свернута.

Калининградское предприятие АвтоТОР в 1998 году в дособрало из корейских сборочных комплектов 1600 автомобилей Киа Авелла, Киа Кларус, Киа Спортаже и Киа Рокста.

Увеличение цен на горючесмазочные материалы послужило толчком к освоению населением микролитражных автомобилей. Ока становилась все более популярной маркой, что позволило КамАЗу и СеАЗу увеличить продажи в России и даже выйти за границу разработка автомобиля Ока с правым рулем будет одной из важнейших задач созданного при Департаменте развития и внедрения новых разработок ОАО КамАЗ конструкторскоисследовательского отдела легковых автомобилей. Отдел, подчиненный непосредственно главному конструктору ОАО КамАЗ, создан в связи с наращиванием объемов выпуска легковых автомобилей и необходимостью централизации и упорядочения деятельности по их модернизации, а также по разработке перспективных моделей. Отдел осуществляет конструкторское обеспечение и авторский надзор за серийным производством легковых автомобилей. Создание конструкторскоисследовательского отдела легковых автомобилей связано с тем, что в перспективе планируется расширение позиций ОАО Завод Микролитражных Автомобилей (входит в холдинг КамАЗ) на международных рынках.

Первый шаг в этом направлении уже сделан между правительствами Пакистана и Татарстана в мае 2000 года было заключено соглашение о совместном производстве в Карачи автомобилей Ока, приспособленных к эксплуатации в условиях жары и правостороннего движения. При скромном росте общих объемов выпуска производство отдельных моделей будет расти высокими темпами. Производство автомобилей ВАЗ 11113 Ока на Серпуховском автозаводе и Заводе Микролитражных Автомобилей в Набережных Челнах (ЗМА) планируется увеличить как минимум в 2 раза и выпускать не менее чем девяносто тысяч микролитражных автомобилей в год. Нынешние объемы производства микролитражных автомобилей Ока (16 тысяч штук в год на СеАЗе и 26 тысяч штук на ЗМА) делают эти предприятия очень низкорентабельными: у СеАЗа рентабельность 5%, у ЗМА она чуть выше 5.5%.

Интересные записи



Содержание раздела