d9e5a92d

Устраивает подъемную машину прямого действия.


раскрывается его талант изобретателя и организатора производства. Дж.Юз впе-
рвые в Англии устраивает подъемную машину прямого действия. В конце 50-х
годов он поступает на работу в качестве инженера на Мильвольский железопро-
катный завод, а в 1860 г. становится его директором. «Юзовские» лафеты для
дальнобойных тяжелых орудий, известное детище английского изобретателя, по-
являются именно в эти годы. Он также посвящает много времени приготовлению
рецептуры брони для обшивки судов и фортовых укреплений.
В те же 60-е годы XIX в. русское правительство, озабоченное проблемой
бронирования военных кораблей, искало подходящий для этих целей материал и
заводы-изготовители в Западной Европе. В связи с этим Адмиралтейство провело
ряд испытаний бронированной стали французского и английского производства.
Продукция Мильвольского завода, на котором работал Дж.Юз, успешно их
выдержала и, по мнению царских военных чиновников, оказалась наиболее проч-
ной и надежной.
В этом месте необходимо сделать небольшое отступление. Английский историк
Дж.Вествуд ставит под сомнение надежность подобных испытаний. В данном
случае он ссылается на памфлет контр-адмирала Холстеда, в котором описывает-
ся, как в 1864 г. на английском флоте проверялась прочность брони. Приведем
это описание и мы. Бронированная обшивка подвешивалась на борта старых
деревянных военных кораблей, включая даже фрегаты образца 1810 г., и обстре-
ливалась с расстояния в 200 ярдов из 9-ти дюймовых гладкоствольных орудий.
Несмотря на то, что 9-дюймовые снаряды были сделаны из стали, а не чугуна,
устаревшая конструкция орудий снижала надежность проводимых испытаний:
часто снаряд просто застревал в броне на полпути.
Как бы то ни было, Адмиралтейство, ссылаясь на результаты собственных
обследований, признало мильвольскую сталь лучшей и наиболее прочной. И в
результате русское правительство разместило на этом заводе военный заказ с
целью укрепления броней форта «Константин» в г. Кронштадте. Так, впервые
судьба английского изобретателя и организатора производства Джона Юза пере-
секлась с интересами России. Именно в эти годы он близко сошелся с русскими
военными инженерами генералом Тотлебеном и полковником Герном. Последний
и предложил Джону Юзу принять на себя исполнение договора, который заклю-
чило правительство с князем Сергеем Кочубеем в 1868 году. Согласно договору
кн. Кочубей обязался построить на юге России завод для выделки железных
рельсов. Но не сумев собрать капитал, он без особого сожаления переуступил
концессию английскому инженеру. Дж.Юз в свою очередь нашел это предложе-
ние весьма заманчивым и перспективным. И, как обычно, он с присущей ему
неисчерпаемой энергией и глубоким знанием дела берется за осуществление идеи.
Настольной книгой английского инженера становится исследование французского
геолога Ле Пле 1837 г., посвященное изучению полезных ископаемых южной
малороссийской степи. В нем, в частности, утверждалось, что природа одарила
этот край первоклассным углем, но не наделила его богатыми залежами железной
руды. В течение десятилетий приговор известного специалиста никто не решался
оспорить. Правильность выводов французского геолога, казалось бы, подтверж-
дала и неудача с постройкой казенного металлургического завода, работавшего на
местном сырье, в Лисичанске.
Дж.Юз уезжает в Новороссию, чтобы самостоятельно разобраться в этом
непростом и рискованном деле. Он внимательно обследует местность, осматривает
залежи каменного угля и железной руды, подробно расспрашивает жителей ок-
рестных деревень. Все это и привело Дж. Юза к твердому решению принять
концессию. Он заключил договор с русским правительством, который был высо-
чайшее утвержден 18 апреля 1869 года* Договор подписали министр путей сооб-
щения генерал-лейтенант П.П.Мельников, министр финансов, статс-секретарь
М.Х.Рейтерн и доверенный Дж.Юза Эммануил Ките Гвейер. По договору вели-
кобританский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать
акционерное общество со складочным капиталом в 300.000 ф.ст. (или 3 млн.
руб.)** для разработки каменного угля и основания рельсового производства на


юге России в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. В течение трех
месяцев со дня утверждения договора Дж.Юз обязан был перечислить в один из
заграничных банков на счет Общества 500.000 ф. ст., из которых 20.000 должны
были оставаться в банке до полного устройства доменных печей. Джон Юз
обязывался вести разработку каменного угля, добыча которого должна была
достигать 2.000 т*** в день, в течение девяти месяцев пустить в полный ход
доменные печи для выплавки чугуна, производительность которых должна была
быть не менее 100 т еженедельно, в течение двух лет завершить постройку
рельсового завода, работающего на местном сырье, а также устроить механичес-
кие мастерские для нужд завода.
Со своей стороны правительство безвозмездно уступало Обществу земли и ее
недра в окрестностях Азовско-Харьковской ж.д., гарантировало в течение десяти
лет попудную премию в 50 коп. сверх стоимости рельсов в виде субсидии на
количество не более 3000.000 пуд. в год. Причем эта премия должна была
выплачиваться Обществу за каждые 100.000 пуд. действительно выделанных и
принятых на железные дороги рельсов. Правительство также давало Обществу
право беспошлинного ввоза из-за границы всех видов продукции, необходимой
для устройства и первоначального действия заводов и копей. Юзу разрешалось

___________________________________________________________________________
* События, имевшие место в России, датируются по юлианскому календарю, а в Англии по грегорианскому и соответственно помечаются как «ст.ст.» и «н.ст.»
** Курс рубля по отношению к фунту стерлингов: 96 руб.= 10 ф.ст.
*** Одна английская тонна равнялась 62 пудам.
образовать общество для сооружения железной дороги протяженностью до
85 верст от одного из пунктов Азовско-Харьковской ж.д. в направлении к устраи-
ваемым заводу и копям. Для этих целей правительство выделяло Обществу ссуду
в 3/4 условленной поверстной стоимости, которая не должна была превышать
63.000 руб. за версту. Причем ссуда выплачивалась правительством, как подчер-
кивалось в договоре, одновременно с уплатой Обществом остальной четверти.
Капитал, необходимый для постройки железной дороги образовывался путем
выпуска негарантированных акций.
И, наконец, двустороннее соглашение оговаривало юридическую сторону дея-
тельности Новороссийского акционерного общества. Оно было основано согласно
английским законам об обществах 1862 г. и 1867 г., а его отношения с учрежде-
ниями и организациями на территории России регулировались законами Россий-
ской Империи.
Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Дж.Юз воз-
вращается в Лондон и делает все возможное для скорейшего образования солид-
ной компании, поскольку русское правительство ставило его в очень жесткие
временные рамки. Устав Новороссийского акционерного общества был принят
29 мая 1869 г. (н.ст.). При его образовании в число основных подписчиков-акци-
онеров входили следующие лица: Даниил Гуч, баронет (100 акций); Томас
Брасси, эсквайр, гражданский инженер (200 акций); Александр Оугилви,
гражданский инженер (100 акций); Томас Брасси мл., эксвайр, член парламен-
та (50 акций); Чарльз Ф.Гуч, эсквайр (100 акций); В.С.Уэйзман, баронет (40 ак-
ций); Джозеф Уитворт, эсквайр, гражданский инженер (100 акций). Капитал
Общества был поделен на 6.000 акций достоинством 50 ф.ст. каждая. В первом
выпуске было 3.400 акций, разделенных на два разряда: А (привилегирован-
ные) и В (обычные). Первоначально согласно устава дивиденд акционеров
устанавливался в размере 10% годовых. По постановлению правления Общест-
ва от 5 декабря 1871 г. (н.ст.) определялись особые привилегии и преимущест-
венные права акций разряда А. Их держателям гарантировался доход в 15 %
годовых.
Согласно уставу правление насчитывало 6 человек, из которых четверо избира-
лись акционерами разряда А и двое акционерами разряда В (два последних
являлись директорами-распорядителями завода). Первоначально в правление по
разряду А вошли: сэр Уильям Салстонстол Уэйзман, Томас Брасси мл., Оттомар
Герн, генерал-майор (русский подданный). По разряду В в правление были
избраны Джон Юз и Джон Вирет Гуч. Почетным директором Общества стал кн.
Кочубей, чьи обязанности ограничивались правом присутствия и совещания в
заседаниях правления с внесением его мнения в протокол. Кн. Кочубей не нес
ответственности в качестве директора. По условиям, подписанным 28 мая 1869 г.
(н.ст.) директорам-распорядителям назначалось 1.000 акций разряда В, которые
считались уплаченными по нарицательной цене. В дальнейшем их наследники,
входившие в состав правления Общества, стали крупными держателями акций: в
руках семьи Юзов было сосредоточено в 1914 г. 136.450 акций, а у Гучей
40.000 акций. На выплату жалованья Дж.Юзу и Дж.Гучу выделялась сумма в
1.000 ф. ст. в год. На них возлагались ответственные обязанности наблюдения за

Интересные записи



Содержание раздела