d9e5a92d

Пособие может иметь и определенную практическую значимость.


Разрешая эту и многие другие проблемы истории экономики, я пытался избежать традиционного методологического порока исторических и теоретических исследований, когда выводы и обобщения делаются не на основе добросовестного анализа эмпирического материала, а исходя из априорных гипотетических схем, соответствующих той или иной концепции. Факты истории широко используются в экономических трудах, но часто лишь как иллюстрации для подтверждения собственных идей автора, а не для поиска генетических связей и исторических закономерностей.
Между тем история экономики — это ключ к поиску и генетических зависимостей, и каузальных связей в экономической жизни.
Без истории в руках экономиста остается только анализ функциональных связей — отличный, но ограниченный инструмент познания хозяйственной жизни и экономической культуры страны. Без глубокого проникновения в историю экономическая жизнь представляется набором дискретных состояний, каждое из которых образуется на пустом месте Готовые результаты социально-экономического процесса рассматриваются вне его действительного развития.
Эти методологические обстоятельства еще более актуализируют задачу создания современного и полноценного учебного пособия по экономической истории России.
Постановка проблемы
Я ставил перед собой ряд взаимосвязанных целей.
1. Объективно и, по возможности, беспристрастно, без уклонов в";западничество";; или";славянофильство";;, описать российскую экономику в ретроспективе на основе синтеза действительных достижений различных концепций, преимущественно формационной и цивилизационной.

* В 1997 году по телевидению показывали многосерийный фильм";Сегун";; о первых европейцах, попавших в Японию. Так вот, японцы называли европейцев варварами, а европейцы японцев — обезьянами. Им всем было невдомек, что люди, культуры, цивилизации могут быть просто";другими";;.

2. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дать";сравнительный историко-экономический анализ моделей развития мирового хозяйства";;. Хотя всемирная история экономики не является непосредственным предметом книги, она становится тем необходимым фоном, на котором только и возможен сравнительный историко-экономический анализ. В учебном пособии представлен комплекс разнообразных сравнительных хронологических обзоров и иных материалов, показывающих место и роль России на трассе развития мировой экономики.
3. Исследовать на конкретно-историческом материале все социально-экономические реформы в России с целью выявления некоторых закономерностей реформационного процесса. Специально рассмотреть содержание и особенности рыночных реформ в России. На этой базе исследовать стратегию, тактику и результативность происходящих в настоящее время социально-экономических преобразований.
4. Выдвинуть ряд обоснованных гипотез прогнозного характера о ближайшем и относительно отдаленном будущем российской экономики.
Пособие может иметь и определенную практическую значимость. Основную свою практическую задачу я видел в том, чтобы внести посильный вклад в процесс саморазвития науки, которая вовсе не обязательно должна иметь мгновенно-прикладное значение. Я настойчиво подчеркиваю, что процессы в социально-экономической сфере крайне неспешны, даже если и кардинальны.

Новые системы производственных отношений формируются веками, они подчиняются объективным законам, которые потому и объективны, что человек не может ни исправить их по своему разумению, ни, тем более, отменить. При всей практической значимости социально-экономического творчества людей, их экономического воображения, возможности, например, правового декретирования новых производственных отношений, в том числе и рыночного типа, ограничены.
Экономическая политика должна не столько формировать новые отношения, сколько воздействовать на изменение экономического поведения людей с учетом познанных экономических законов. Это вовсе не означает пассивности в сфере экономической политики. Целью экономической политики являются не рискованные начертания новых траекторий движения, а вовлечение экономическими методами субъектов производственных отношений, предпринимателей и трудящихся в русло закономерного движения.


Именно такие практические уроки должны познать учащиеся, изучающие экономическую историю по новому пособию.
Подходы к решению
Поскольку учебное пособие предназначено для достаточно образованных людей, я освободил себя от пространных объяснений тех или иных терминов, споров вокруг дефиниций, подробных хронологических описаний хорошо известных событий истории России.
Моя старая мечта —";консерваторский стиль";; обучения. Профессор консерватории не учит студента играть, скажем, на скрипке. Студент уже давно умеет это делать.

Он приходит к профессору с готовой вещью, а профессор показывает ему содержание, глубинный смысл музыкального произведения, нюансировку в исполнении. Это и есть действительное сотворчество учителя и ученика. Не добившись за 25 лет преподавательской работы реализации этой мечты в общении с массовой студенческой аудиторией, я воплощаю ее в общении с магистрантами и аспирантами. Впрочем, студент — студенту рознь.

Иной из них знает побольше не только аспиранта, но и преподавателя. Их-то я приглашаю к этому учебному пособию.
Главное содержание пособия — это методологические подходы к истории экономики, это скорее курс философии экономической истории, чем справочник по историко-экономическим сюжетам. Тем не менее, вся необходимая фактологическая база представлена и в основном тексте, и в приложениях.
Содержание всего материала должно подвести учащихся к выводу о том, что законы исторического развития, социально-экономического прогресса всегда проявляются как общая тенденция, пробивая себе дорогу сквозь бесчисленные зигзагообразные отклонения, исторические флуктуации, а порой и тупиковые движения. Асинхронность, неравномерность и неравновесность — закономерность всемирно-исторического развития. И экономическая история России — лучшее тому подтверждение.
Россия всегда была и остается весомой структурной частью мировых цивилизаций, играя порой роль катализатора исторических возмущений в процессе мирового экономического развития. Но вся история экономики нашей страны — это пример и того, что мировые цивилизации постоянно вовлекают в свою орбиту те страны и регионы, которые по тем или иным причинам сопротивляются этому вовлечению. Эту тенденцию к";вовлечению";; постоянно ощущает на себе наша страна.
Особую сложность представляют периоды развития отечественной истории экономики, которые принято называть переходными. Переходная экономика — это всегда неорганическая система, отличающаяся генетической разнородностью и подвижностью входящих в нее структурных элементов, отсутствием целостности и типологической чистоты производственных отношений. Характерно, что реформаторская активность проявляется особенно часто именно в эти сложнейшие переходные периоды.

Отсюда и то внимание, которое уделено в учебнике проблемам переходных экономических систем.
Изложение ведется в";матричной";; манере, сочетающей в себе два известных подхода — по крупным историческим периодам и по проблемам.
Драма переходной экономики
Особая тема — переходный характер современной российской экономики.
Россия";издергана";; резкими сменами социально-экономического строя. Двадцатый век в этом смысле — особо драматический период в многовековой истории России. Думается, что возможность пережить в одном столетии несколько революций и контрреволюций, кардинально меняющих производственные отношения,— удел только очень богатой страны, населенной людьми с высокими адаптационными способностями.

Еще живы старики, помнящие Октябрьскую революцию, а уже ходят по улицам люди, готовые пожертвовать жизнью ради очередного политического и экономического переворота.
Экономический организм хрупок и в принципе неустойчив. Экономика не терпит суеты и резких движений.";Природа не делает скачков";;,— говорил великий Альфред Маршалл. Прыжки — не самое естественное времяпровождение.

Но в России всегда находятся люди, носители вируса нестабильности, которые так и норовят куда-нибудь";повести";; наш многомиллионный народ в твердой уверенности, что ему, народу, очень хочется в это";куда-нибудь";; идти.
Особенно частыми были попытки реформировать экономику России в рыночном направлении. Со времен Петра Великого (и даже его отца Алексея Михайловича) таких попыток было более десятка. Екатерина Вторая, Александр Первый, Александр Второй, Сергей Витте, Петр Столыпин, В. Ленин, Н. Хрущев, А. Косыгин, М. Горбачев, Е. Гайдар, Б. Ельцин — вот неполный (и неравнозначный) список рыночных реформаторов России. Но что удивительно: попыток было много, а результатов мало. Россия много раз пыталась догнать Европу, достичь западных параметров социально-экономического развития, привычных за рубежом стандартов жизни, но еще ни разу не смогла выиграть в этой гонке.

Есть в математике понятие";некорректно поставленная задача";;. Обычно она не имеет решения или решение будет грешить большой приблизительностью. Видимо, и в экономике возможны некорректные задачи.

Интересные записи



Содержание раздела