d9e5a92d

Нужно ясно понимать, что такое бизнес единица.


31 января 2000 года с конвейера опытнопромышленного производства АО АвтоВАЗ сошел первый товарный автомобиль ВАЗ 2123 Нива. После проведенного тестирования и обкатки первая партия из 10 автомобилей ВАЗ 2123 поступила официальному дилеру АО АвтоВАЗ в Тольятти фирме Восток Лада.

IV.2 Работа АО АвтоВАЗ по реформированию
производственнохозяйственной деятельности

Основная задача 2001 года по реформированию производственнохозяйственной деятельности Волжского автозавода заключается в формировании бизнесединиц и создании системы логистики. Есть, конечно, и другие задачи, связанные с процессом реформирования, но приоритетом сегодня являются именно эти два пункта. Созданием бизнесединиц Волжский автозавод начал заниматься еще в 2000 году. Выделив вспомогательное производство, Волжский автозавод очистил автомобильное от несвойственных ему функций. Уже действуют в новом режиме бизнесединицы энергетическое производство, производство ремонта и обслуживания оборудования, инструментальное, штампов и прессформ, а также отдельным подразделением стала социальная сфера. Такое выделение создало предпосылку для более точного расчета и учета всех затрат во всех подразделениях, связанных непосредственно с производством автомобиля, и тех, чья связь опосредована.

Таким образом, появилась возможность анализировать затраты дифференцированно, постепенно уходить от котлового метода их учета. Сегодня Волжский автозавод выделил все затраты, не связанные непосредственно с производством автомобиля, и рассматривает их по каждой отдельной бизнесединице. Введенное понятие основного заказа на производство автомобиля позволяет четко определить, какие виды услуг и в каком объеме входят в себестоимость автомобиля, какова их стоимость и как на нее повлиять. Первый шаг в этой работе сделан в 2000 году, создав бизнесединицы и научившись считать затраты. Пока еще не в полном объеме сформирована система управления бизнесединицами, работа в этом направлении продолжается.

Нужно ясно понимать, что такое бизнесединица. Название само за себя говорит, что в структуре должен формироваться бизнес. Сегодня Волжский автозавод занимается созданием условий для его формирования в каждой бизнесединице. Для этого надо дать бизнесединице права и возможности, необходимые для самостоятельного управления бизнесом. Работа эта непростая, никакого шаблона нет, и Волжский автозавод, по существу, является первопроходцами сам вырабатывает идеи, сам их и развивает, проверяет и в случае положительного результата тиражирует. Это первый этап, в результате которого к началу 2001 года оказались выделенными все вспомогательные бизнесединицы и одна крупная автомобильное производство. На этом этапе автомобильное производство намеренно выделено как единое для того, чтобы не решать огромную задачу разом. Процесс реформирования организован поэтапно.

Началось все с реформирования вспомогательного производства, теперь подошла очередь автомобильного. Выпущен приказ, который подвел итог многомесячной работы по выделению этой бизнесединицы. Определено, что весь автомобильный блок будет сформирован шестью бизнесединицами металлургическим, прессовым, механосборочным, сборочнокузовным производствами, производством пластмассовых изделий и ГлавАвто. Предполагается придание этим структурным подразделениям, как и вспомогательным, способности вести самостоятельный бизнес.

Другими словами, Волжский автозавод переходит от управления монопредприятием к управлению бизнесединицами, то есть к управлению большим количеством заводов. Это позволит полностью реализовать цель абсолютный учет всех затрат на разных этапах (учет стоимости каждой детали, каждого узла, агрегата), к чему Волжский автозавод шел очень долго и чего не было в прежних условиях работы в качестве монопредприятия. Сегодня эта задача решатся. Самое главное Волжский автозавод подготовлен к тому, чтобы сделать компанию или главой холдинга, или материнской компанией, к которой будет подключен целый ряд других автомобильных производств. По сути дела, создана управляющая компания, и развитие событий показывает, что движение идет в правильном направлении.



Чем же это подтверждается? Для активного участия на рынках вне России нужно развивать такую форму, как производство разобранных серий, или организовывать сборочные заводы. Это уже реализуется. Работают предприятия на Украине, в Эквадоре и других регионах, готовится к созданию завода в Казахстане. Ими надо управлять, и созданная система позволяет это реализовывать. Данная структура позволяет управлять не только предприятиями, в работе которых участвует капитал Волжского автозавода. АвтоВАЗ занимается организацией производства на Ижевском заводе. Его капитал от Волжского автозавода независим, и тем не менее эта система позволяет активно влиять на функционирование этого завода.

Наряду с тем, заканчивается работа по выделению бизнесединиц в дирекции технического развития. Формируются три крупных бизнес единицы научнотехнический центр, производство штампов и прессформ и производство технологического оборудования. Окончательное формирование этих бизнесединиц завершает этап выделения управляющей компании и производственных структур. На этом работа не заканчивается. Дальше идет отработка системы управления созданными структурами процесс наиболее трудный и кропотливый. Касается он абсолютно всех подразделений. Ситуация такова, что реформирование затронет каждого, и каждый должен принимать в нем участие это принципиальный момент.

Стратегические задачи решает комиссия по реформированию, а тактические каждое подразделение. В самом начале работы по реформированию было определено, что участвуют в ней все руководители и специалисты Волжского автозавода, опираясь на свой опыт и на опыт ведущих консалтинговых компаний. Надо иметь в виду, что процесс реформирования проходит в условиях действующего предприятия, а это означает, что нельзя допустить никаких действий, которые могут отрицательно повлиять даже на коротком отрезке времени на устойчивость предприятия или на социальную атмосферу. Важно, что проект реформирования является детищем тех, кто его внедряет в жизнь, потому и участвуют в работе все без исключения подразделения.

Планируется, что в течение нынешнего года удастся создать весь пакет управляющих программ. Большая роль отводится директорам бизнесединиц. Это все без исключения люди опытные, имеющие большой творческий и предпринимательский потенциал, способные решать основную задачу зарабатывать прибыль. Сейчас каждый директор сам думает, как строить свою работу, чтобы добиться конечной цели. Например, сегодня директор металлургического производства работает с КамАЗом и другими заводами на предмет установления взаимовыгодной кооперации.

Речь идет о принципиально новых подходах к работе. Сумеют ли кадры, воспитанные старой системой перестроиться в нынешних условиях? Но Волжский автозавод выжил, когда большинство предприятий не смогли пробиться через трудности последнего времени. Волжский автозавод проектировался Фиатом, заложившим систему, способную работать в рыночных условиях, и кадры Волжского автозавода обучались тому же.

В свое время экспорт Волжского автозавода доходил до 45%, то есть предприятие работало не на внутренний рынок. И тогда уже строились отношения с западными партнерами не по советской схеме. Менеджеры Волжского автозавода прошли обучение в самых передовых компаниях в Германии, Италии, Америке, Японии и ряде других высокоразвитых стран. Потому считать, что они являются продуктом старой формации, это глубочайшее заблуждение. Менеджеры Волжского автозавода высокообразованны и прогрессивны, целеустремленны и напористы. Они молоды и постоянно учатся. Что касается другого момента когда директора производств становятся директорами бизнесединиц, то у них в новом статусе существенно меняются права и обязанности. Если прежде директора были в основном лишь исполнителями решений, принимаемых свыше, сегодня же они возглавят структуры, в которых будут обязаны организовать бизнес самостоятельно. И бизнес этот должен приносить прибыль.

До недавнего времени бизнесом на Волжском автозаводе занимался, по существу, один человек президент, что в корне неверно. Такое возможно на сравнительно небольшом предприятии, но не на столь гигантском заводе, как Волжский автозавод. Президент должен дирижировать, то есть управлять бизнесом в бизнесединицах. И сегодня руководители производств уже проявляют интереснейшие инициативы. Например, директор прессового отдела изучает возможности поставки своей продукции на Завод Микролитражных Автомобилей (дочерняя компания КамАЗа, собирающая Оку), в Ижевск, а также использования их мощностей. Директор инструментального производства уже набрал немалый пакет заказов на стороне. А ведь до этого о сторонних заказах и речи не шло, так как была уверенность, что зарплата в любом случае будет выделена с автомобильного производства. Сегодня зарплату надо заработать, и понимание такое появляется. Работу необходимо искать, и делать ее качественно, так живет весь мир, это тоже все начинают осознавать.

Интересные записи



Содержание раздела