d9e5a92d

Умение Контролировать Дыхание


где кончается физиологическое дыхание, плоскость действия человеческой души приобретает иной характер, и человек выходит в тот мир, который иногда называют инобытием. Поэтому умение контролировать дыхание на разных уровнях сознания чрезвычайно важно для всего прогресса совершенствования тела и души.

Об этом традиционно свидетельствуют древние тексты Индии и Китая, да и вообще - йога без контроля дыхания просто немыслима.
В предыдущем упражнении в мантра-медитации мы уже сделали первый шаг в постановке дыхания под контроль воли, и помощь здесь оказала мантра СОХАМ. Теперь мы предлагает еще два простых упражнения, которые призваны закрепить успех.
МЕТОДИКА: Условия выполнения упражнений одинаковы и сводятся к тому началу, что можно считать стандартным: сесть в медитативную позу или просто лечь на коврик: предельно расслабиться, проверив эффективность расслабления от кончиков пальцев ног до туловища, рук и шеи, закрыть глаза; прочитать мантру АУМ 3 или 6 раз (про себя или голосом).
ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Сосредоточить все мысли на контроле дыхания, подгото- виться к счету. Вдох и выдох выровнять так, чтобы они были примерно равны по продолжительности. На счет 1,2,3,4- вдох, выдох - на счет 5, 6, 7, 8; снова вдох на счет 9, 10, 11, 12 и выдох на счет 13, 14, 15, 16.

Так следует продолжать до 248. На счет 249 - открыть глаза и так продолжать упражнение дальше до счета 500.
ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Сущность упражнения здесь такая же, однако вместо счета занимающийся использует мантру. Мантра произносится мысленно 4 раза при вдохе и также мысленно - 4 раза - на выдохе. Затем снова при вдохе мысленно 4 раза произносится та же мантра, и 4 раза она повторяется на выдохе.

Начинать следует с 3-5 минут, а прекратить упражнение лучше всего по какому-либо сигналу (например, будильника). Понятно, что произнесение даже в быстром темпе 4 раза мантры занимает время, больше чем 4 секунды, так что всего в качестве исходной мантры использовать АУМ. Затем, если вы сочтете необходимым заменить мантру, можно использовать сочетание АУМ-ШАНТИ (в переводе с санскрита Шанти означает мир, покой).

Затем можно использовать ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ или любую другую формулу, которая вам нравится больше всего. По мере увеличения длительности мантры упражнение приобретает все большее значение в плане Хатха-йоги, как Кумбхака (т. е. задержка дыхания), т. е. оно начинает в себе совмещать одновременно преимущества Хатха-йоги и Дхьяна-йоги.
ЭФФЕКТ: Эффект как первого, так и второго упражнения значителен, несмотря на кажущуюся их примитивность. Сознание получает мощный толчок, направленный к интравертному состоянию, в результате чего все внешние заботы и суета уносятся прочь просто и эффективно. В итоге создаются прекрасные возможности перейти к более сложным упражнениям, а также - получать пусть кратковременный, но реальный умственный отдых.

Длительная мантра в случае практики второго варианта упражнения даст возможности оздоровить и укрепить легкие, благодаря эффекту Кумбхаки, широко известному из опыта Хатха-йоги.
117. ОБОСНОВАНИЕ: Никакой духовный и интеллектуальный прогресс не может быть достигнут без развития интравертивных способностей психики. Уведение мыслей внутрь сознания, предусматриваемое пятой стадией восьмичленной лестницы йоганг - Пратьяхарой, представляет собой только первую ступень в самопознании, и этот этап должен быть развит и закреплен. Человек должен не только понимать, но и иметь способность зрительно представлять свои внутренние свойства, рассматривая мир своих чувств, желаний и мыслей как реальный компонент своего Я в тот или иной момент времени. Далее, проявление интуитивных способностей и успех в распознавании внутренних свойств других объектов также связан со способностью к интравертивности деятельности сознания.

Развитие таких способ- ностей достигается чрезвычайно простым, на первый взгляд - примитивным, упражнением, которое рекомендует Сарасвати.
Смысл упражнения связан с элементарным анализом так называемого ментального неба, представляющего собой своего рода экран, в котором отражается повседневно, ежесекундно внешний мир и одновременно проецируется мир внутренний.


МЕТОДИКА: 1. Сядьте в медитативную позу, расслабьтесь, успокойте дыхание, 3 раза прочитайте АУМ.
2. Медленно закройте глаза и попытайтесь отбросить вытолкнуть из себя все тревоги, мирские заботы, неприятные мысли.
3. Смотрите закрытыми глазами прямо во тьму, спокойно созерцая тот мир, который вы можете увидеть с закрытыми глазами. Ни в коем случае не пытайтесь что-то увидеть, прилагая усилия, просто спокойно созерцайте то пространство, тот мир, который вы можете увидеть при закрытых глазах.

Начинайте с 3- х минут, постепенно увеличивая длительность до 5, но выполнение упражнения больше 7 минут не имеет особого смысла.
4. Прочитайте 3 раза мантру АУМ и не спеша откройте глаза.
ЭФФЕКТ: 1. Упражнение, несмотря на его простоту, способствует целому комплексу положительных эффектов, полезных для любого человека, независимо от рода его деятельности:
1. Умственная релаксация возникает уже спустя несколько секунд после начала занятий. Снимается острота разного рода стрессов, появляется ощущение покоя и глубинного спокойствия, невозмутимости духа.

Психика укрепляется при систематической практике, человек восстанавливает силы.
2. При систематическом упражнении начинает пробуждаться третий глаз, соответствующий Трикуте (пространству между бровями), в результате чего появляются феноменальные способности видеть сквозь веки, в темноте, через стены и т. д.
3. Незаметно для вашего сознания, постепенно происходит интраверция психики. Крайние экстраверты, которые не раз становились жертвами своей открытости, приобретают способность уходить в себя.

Наоборот, интраверты, зачастую страдающие излишней самоуглубленностью и копанием в своих чувствах, более адекватно начинают оценивать действительность, более четко отделяя друг от друга внешние и внутренние эффекты. Так или иначе, укрепляется способность к спокойному созерцанию, что ценно во все периоды нашей жизни.
Примечания: 1. Очень важно научиться просто смотреть вперед при закрытых глазах, безо всяких попыток что-либо увидеть. Помните, что это - упражнение в пассивной медитации, а не в активном создании образов.

Просто смотрите и все, ничего больше!
2. На первых порах вы, скорее всего, не увидите ничего, кроме черной тьмы. По мере духовного прогресса ваше ментальное небо будет постепенно очищаться, а цвета светлеть.

Белый и синий цвета в индийском понимании воспринимаются как символы духовного.
3. Промежуточный этап - появление каких-то не ясных образов, цветовых пятен, вспышек света из ниоткуда. Иногда могу возникать даже целые серии цветных картинок - даршан (видений).

Это - нормально.
4. Наиболее четкий критерий развития духовных способ- ностей состоит в приобретении способности видеть сквозь веки. Такого рода эффект может возникнуть независимо от желаний, спонтанно.

Это будет уже свидетельствовать о приобретении некоторых экстрасенсорных способностей.
118. ОБОСНОВАНИЕ: Успех в делах, совершенство исполняемой работы определяются почти исключительно способностью концентрировать усилия, собранностью человека.

Эта, казалось бы, природная способность на самом деле может и должна быть развита при помощи специального упражнения, называемого Тратака. Этимология этого санскритского слова (тра - спасительное, атака - скитание) связана с предвари- тельными условиями выполнения упражнения.

Так, попробуйте дать мыслям свободу полета на 2-3 минуты: вы будете удивлены, замечая совершенную бессвязность некоторых их продолжений. Заметив такие бессвязности, вы тотчас же попытаетесь их прервать, регулировать.

Так вот именно непрерывание мыслей, свободное и полное их завершение и является предварительной фазой упражнения Тратака. На эту предварительную стадию отводится 1-2 минуты.
МЕТОДИКА: Установите свечу так, чтобы при сидении напротив нее пламя располагалось от вас на расстоянии 40-60 см и на уровне глаза. Зажгите свечу. Сев в полу и предельно расслабившись, направьте все лучи разума только на пламя свечи. Все остальные мысли отбрасываются, как назойливые мухи. Для вас в период упражнения существует только свеча, одна свеча и ничего более.

Весь мир теперь заключается в пламени свечи. Вы и пламя - одно целое... Как только глаза устали, закройте их и сосредоточьтесь на световом пятне, оставшемся на сетчатке.

Попробуйте, далее, увидеть свечу через веки. Изображение пламени, свечи и их цвета могут при этом изменяться или вмещаться, но общая форма свечи и язычка пламени должны оставаться без изменений. Допускайте только мысли о свече или о ее пламени. Вас интересует только свеча и ее горящий фитиль. Когда глаза отдохнули, снова откройте их и продолжайте созерцать свечу.

Длительность упражнения - 5 минут за одно занятие в течение первых двух недель. Затем время постепенно увеличивается до 10-5 минут.
ЭФФЕКТ: Способность к собранности мыслей возрастает во много раз при регулярной практике этого элементарного упражнения. Следует особо отметить, что увеличивается способность не только к умственной концентрации, но и физической, что делает это упражнение крайне полезным для адептов каратэ, у-шу и других динамических направлений, связанных с восточными боевыми искусствами. Тратака - исходная основа для практики всех следующих упражнений, и успех в более сложных процедурах во многом связан именно со способностью к концентрации.

Для начинающих это упражнение является незаменимым, и игнорировать его нельзя.



Содержание раздела