d9e5a92d

Психотехника Различных Видов Медитации


1. Зависимость от преподавателя - Отсутствует, со вре- менем.
2. Глубокий личностный контакт с преподавателем - Обязательное условие для подростка. Взрослому не обязательно.
3. Контроль состояния - Внутренний, активный, но может быть и пассивным.
4. Состояние сознания - Любое здоровое, в зависимости от программы (задания).
5. Внушающий фактор - Предварительная программа, которая внутренне оживляется в СК-1.
6. Отношение к процедуре - Сильное внутреннее желание достичь цели.
7. Внимание - Вначале пассивная концентрация, затем - активная.
8. Память на текущие события - Зависит от программы.
9. Мышление - Вначале подавлено, затем ясное, особо легкое.
10. Рефлексы - Зависят от программы.
11. Релаксация - Зависит от программы.
12. Реализация программы (задания) На основе СК-1.
13. Навыки самовоздействия - Приобретаются по ходу тренировок и сохраняются неопределенно длительное время.
14. Состояние после тренировки - Активно формируется в зависимости от программы.
15. Основа воздействия - Развитое воображение. Имаго- тренинг.

Глубокая вера в метод.
16. Реализация воздействия - Через эмоционально-вегета- тивную сферу.
17. Отношение к воздействию - Внутреннее переживание и оценка воздействия должны отсутствовать.

Есть мощное желание реализации феномена.
18. Направленность воздействия - Эффективное на моно- симптом.

По мере тренировки столь же эффективно и воздействие на сложные поведенческие реакции, а со временем на себя и других в целом.
19. Характер применения - В виде многократно повторя- емых формул, переходящих в образ-желание.

Со временем - в мысль-действие (мгновенная методика или мощный функцио- нальный, биохимический, энергетический сдвиг).
20. Рефлексия сознания - Ослаблена.

Со временем по желанию отсутствует полностью или усилена.
21. Внутренняя речь - Монолог.

Затем наблюдатель.
22. Роль субъективного опыта - Незначительна.

Со временем велика.
23. Зависимость эффективности от интеллектуального уровня - Незначительна. Со временем велика.

А затем обязательным условием является очень высокий интеллектуальный уровень.
24. Осознание занимающихся своих потребностей и целей - Активное.

Цель надо предварительно ощущать.
25. Волевой компонент - В идеале воля - мгновенный результат.
26. Общее влияние на личность - Связано с непосредст- венным содержанием программы.
27. Главный технический компонент метода - Преобразо- вание желания, веры и понимания в подсознательный уровень с обратным выходом уже в форме: Я знаю, что я это могу несомненно.

С тренировками мозг и организм выстраивают новые уровни саморегуляции и человек будет знать, что он Это может и без фона СК. Наконец, занимающийся достигает знания того, что он Это может ко все большему кругу феноменов.
Опыт тренированности в СК-1 позволяет приобрести способность мгновенно входить в это состояние в любом положении тела, в любом самом сложном движении, при занятии любым сложным делом. Можно вообще, выполняя любую работу, постоянно находиться в СК. В этом случае резко повышаются профессиональные качества человека.

Происходит автоматическое торможение некоторых высших контрольно- интеграционных функций мозга и сознание человека напоминает работу мозга с выключенной корой, на абсолютно подсозна- тельном инстинктивном уровне. Восприятие внешней среды идет как постоянный адекватный континуальный поток интуитивного сверхсознания. Полностью отсутствует вербальное осмысление поступающей информации. Внутренняя и внешняя среда воспринимается непосредственно.

Отсутствует Я. Нет контроля и анализа. Человек становится активной и неразрывной частью этого двигательного процесса, которым он занят.
Это высший тип саморегуляции, который снимает недостатки других методов, включая Чань-буддизм.
Мы специально упомянули чань-буддистскую психотехнику, так как это единственная психотехника, кроме нашей, которая позволяет мгновенно мобилизовать свои резервы в движении. Однако ее недостатком, по нашему мнению, является неспособ- ность полностью превращать все тело человека в высшую энергию, комплексность при решении многих задач (дыхание, акупунктура, биоэнергетическая стимуляция, диета, парадоксальные диалоги, задачи, контактное посвящение учителя и т.д.), и самый большой недостаток чань-буддистского просветления это то, что Чань-буддизм никуда не ведет - это тупиковая ветвь высшей духовной практики, дающая лишь временные преимущества развития, не усвоившая уроки своих истоков - буддизма и даосизма.


ПСИХОТЕХНИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЕДИТАЦИИ
Медитация - умственное действие, представляющее собой творческий процесс, поэтому каждый настоящий мастер обязательно имеет свой метод, свою технику, основанную на личном опыте и знании классических психотехник, а также информации переданных личным учителем или первым препода- вателем. Медитация - это глубоко измененное состояние всего мозга, организма и ИПП, основанное на опорной или безопорной концентрации сознания с помощью различных психотехник для достижения соединения ИПП с УППВ. Конечной целью большинства высших медитационных психотехник являются просветление и уход в Непроявленное.

Психотехнические методы, тормозящие или гармонизи- рующие психофизические процессы в организме, являются обязательным начальным этапом и в том или ином количестве обязательно содержать в себе психоэнергетические, психо- физиологические и психологические составляющие.
1. Психоэнергетические управления. Количество самого процесса медитации, а главное ее цель, во многом зависят от практического умения тренирующегося набирать и хранить энергию УППВ с тем, чтобы при необходимости расходовать ее, предварительно специфически преобразовав под заданный феномен-цель.

Типичным упражнением такого рода может служить Великое психическое дыхание йогов, которое хорошо описано в методической литературе.
2. Психофизиологические упражнения. Психофизиологичес- кий гомеостаз человека нами разделяется условно на два механизма - психический гомеостаз и физиологический гомеостаз, с учетом взаимообратной связи между психикой человека и его основными системами - нервной, сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и др. Дыхательные упражнения оказывают в зависимости от психотехники тормозящее, мобилизующее или гармонизирующее влияние на весь психофизиологический гомеостаз человека, а не только на эмоциональную сферу.

Они вырабатывают умение управлять дыхательным актом, затем психическим гомеостазом, а затем и всем организмом, любой его функцией или органом. Типичным примером правильного медитативного дыхания является Ритмическое дыхание йогов, психотехника которого нами описана.
Упражнения, развивающие способность управлять сердечно- сосудистой системой, дают возможность произвольно управлять ритмом сердца и кровообращением, что в свою очередь позволяет управлять терморегуляцией.
Наиболее тесно с психикой связана мышечная система, поэтому психомышечные упражнения - очень важное звено в управляемом медитативном аутотренинге. Понижение мышечного тонуса тормозит кору головного мозга, а упражнения, повы- шающие мышечный тонус, ведут к ее возбуждению. Учитывая преобладающее представительство зоны лица в коре головного мозга, большое значение имеют различные мимические упражнения.

Очень важными считаются правильно выполняемые релаксационные позы, которые способствуют качеству медитации.
3. Психологические упражнения. Психологические упражнения основаны на взаимообратной связи эмоций с мышлением, воображением, вниманием, волей, памятью и др., а также на замещении одной эмоции другой, более сильной по характеру влияния на психофизиологический гомеостаз.

Например, сильные положительные эмоции нейтрализуют грусть, тревогу, страх и т.д., или наоборот, страх подавляет радость, аустресс замещает дистресс и др.
Управлять эмоциональной сферой можно прежде всего с помощью эмоционально-волевых упражнений. При использовании упражнений, развивающих воображение, решаются задачи аутосуггестии, перевоплощения в заданный образ и моделирования психофизиологического состояния соответственно заданному феномену или целевой программе.
Самовнушения носят как вербальный, так и невербальный характер. Интонация и эмоциональная окраска текстов зависят от желаемого психофизиологического эффекта. Есть психологические упражнения, развивающие способность взглянуть на себя как бы со стороны, уже имеющие заданные качества, выполняющего заданный феномен или целевую программу.

Имеются упражнения, развивающие способность прево- площаться. Существуют психологические упражнения, активизи- рующие память, - процессы запечатления, сохранения и вос- произведения ощущений, образов, мыслей, движений и др.
В различных психотехниках существует очень много психо- логических приемов, развивающих внимание, что позволяет в дальнейшем улучшить способность к медитативной концентрации и устойчивости внимания. Для быстрого продвижения в медитации и для кодирования своих учеников некоторые преподаватели часто используют эмоционально-стрессовые психологические методы, приемы и упражнения.
Итак, после освоения начальных упражнений, изучаются психотехники, углубляющие состояние концентрации сознания, отключающие чувства и растворяющие сознание в объекте концентрации. Здесь возможны два варианта - опорный и безопорный, т.е. с реальным объектом, служащим для опоры сознания в процессе развития глубины концентрации, или воображенным.

Во втором случае в зависимости от вида психотехники в качестве объектов могут выступать образ, идея, мысль и др.



Содержание раздела