d9e5a92d

Использование Ск В Спорте


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СК В СПОРТЕ
В нашей стране в последние годы появилось много серьезных исследований (1-21), в которых делается попытка использовать имеющиеся современные научные достижения в области психотерапии, психологии состояний, психиатрии, спортивной психофизиологии, психопедагогике спорта и других наук для практического применения в области физической культуры и спорта. Мы имеем в виду использование в практике физической культуры и спорта, изученных этими науками, методов психической саморегуляции (1-4, 6, 10, 11, 15).
Психорегуляция в спирте - это самостоятельное научное направление, основной целью которого является формирование особых психических состояний, способствующих наиболее оптимальному использованию физических и технических возможностей спортсмена. Это достигается за счет специальных центрально-мозговых перестроек, в результате чего создается такая интегративная деятельность организма, которая концентрированно и наиболее рационально направляет все его возможности на решение конкретных задач (11).

Целью настоящей работы явилось исследование возмож- ностей использования в спортивной практике и физкультуре нового, особого, глубокого, специализированного психического состояния, полученного по методике, разработанной в Черниговском областном центре здоровья Д.В. Кандыбой.
На наш взгляд, общим недостатком большинства попыток использования методов психической регуляции для управления психоэнергофизиологическим состоянием человека является их гетерогенная форма, а в случаях аутогенных форм - длительность обучения и недостаточная эффективность.
Созданный автором рабочий фон высокочувствителен к гетеро- и аутовоздействиям. Новый рабочий фон легко преобразуется в любое известное состояние - гетерогипноз, аутогипноз, медитацию (все варианты), бодрствование, сон и т.д.

СК является универсальным.
Автор разработал специальную методику и создал на ее основе несколько психотехник. В обучении новому методу выделяется три этапа:
1) экспресс-методика, т.е. обучение основам метода за 1-2 мин., после чего занимающийся приобретает способность к эффективной саморегуляции; 2) совершенствование полученных навыков в течение 1-3 нед.; 3) временных рамок не имеет.
Настоящая работа является исследованием эффективности применения экспресс-метода (обучение методу К за 1-2.мин.) в практике физической культуры. Как наиболее универсальные, на наш взгляд, системы физического воспитания мы выбрали для апробации нового метода дзюдо и атлетическую гимнастику.

Эти типы физического воспитания наиболее точно передают особенности восточных психофизических (дзюдо) и современных западных (атлетическая гимнастика) систем.
Метод К позволяет соединить два самых крупных направления в оценках содержания того, каким должно быть психофизическое воспитание современного человека. Практическая апробация метода К была осуществлена на юных спортсменах - дзюдоистах и физкультурниках, занимающихся в абонементных группах атлетизмом и общефизической подготовкой.
Всего занималось 220 человек. Из них в 1-ю группу (60 человек) вошли юные дзюдоисты 7-11 лет первого и второго года обучения; во 2-ю (30 человек) - дзюдоисты 12-14 лет второго и третьего года обучения; в 3-ю (35 человек) - юноши, спортсмены-дзюдоисты 1 и П разрядов в возрасте 10-18 лет, занимающиеся в абонементных группах общефизической подготовки; в 5-ю (30 человек) - взрослые физкультурники, занимающиеся атлетизмом в абонементных группах; в 6-ю (контрольную, 30 человек) - дзюдоисты юношеских разрядов и новички второго года обучения в возрасте 14-17 лет.

Контрольная группа состояла из двух подгрупп по 15 человек в каждой.
Занимающихся обучали: 1) психотехнике входа в СК руководством тренера-преподавателя; 2) технике использования СК перед физической нагрузкой; 3) технике использования СК для ускорения восстановительных процессов в паузах отдыха между нагрузками и после тренировки.
Результаты действия СК при его использовании перед разовой нагрузкой показали, что рост числа отжиманий из упора в положении лежа составил в среднем по 1-й группе 24%, по 2-й - 27%, по 3-й - 12%, по 4-й - 16%, по 5-й - 32%.


Время восстановления после комплексной двухминутной нагрузки с использованием СК сократилось в среднем по всем 5 группам в 2 раза и составило 3-6 мин. В 6-й, контрольной группе после этой же нагрузки время восстановления составляло 8-14 мин.

При этом отмечено, что при выполнении этой же нагрузки без использования СК у занимающихся пульс сразу же после нагрузки был равен 170-210 ударам, превышал 130-165 ударов в 1 мин. (данные по 5 группам).
Наблюдения показали, что использование СК после тренировки дало за 20-25 мин. субъективное ощущение полного отдыха.
Самостоятельное использование СК позволяет спортсмену принципиально улучшить качество идеомоторной тренировки, поместить себя в любую, запрограммированную тренером или спортсменом, ситуацию. Это состояние позволяет вести реальные борцовские схватки или выполнять любые физические упражнения, полностью перевоплотившись в любую заданную личность, причем после выхода из СК амнезии не наблюдается.

Спортсмен хорошо помнит все, что он выполнил. Полученные двигательные навыки хорошо сохраняются.
Педагогические наблюдения показали, что с помощью СК легко и эффективно устраняются различные спортивные аномалии, такие как усталость, переутомление, состояние апатии, спортивная лихорадка, спортивные страхи, закрепившиеся деффекты техники, раздражительность, чувство пресыщения от занятий спортом, отсутствие аппетита, плохой сон и т.д.
Многократное использование СК не снижает волевых качеств у спортсменов, наоборот, отмечается их резкое повышение.
Правильное, физиологически обоснованное самовнушение в СК совершенно безвредно. Психологическим механизмом самовнушения является специальным образом развиваемое эмоционально окрашенное воображение (9). Эффективность формул самовнушения в СК в значительной степени зависит от той физиологически точной информации, которую они содержат. Причем эта информация должна образно отражать програм- мируемую цель самовнушения.

Важной составляющей высокой эффективности самовнушений в СК является внутренняя психологическая установка (9).
Анализ с помощью электроэнцефалограммы процессов, происходящих в мозге в СК, показал, что наступает значительная редукция альфа-ритма с последующей депрессией его на протяжении всего эксперимента. Обсуждение результатов педагогических наблюдений и исследований позволяет сделать вывод о целесообразности применения метода К в практике физической культуры и спорта в следующих случаях (8):
1) для повышения спортивной работоспособности; 2) для улучшения восстановления при значительном утомлении и переутомлении (в сочетании с другими средствами); 3) для создания мобилизационной готовности перед нагрузками, тренировкой или соревнованием; 4) для самовнушенного сна- отдыха (на заданное время); 5) для выполнения идеомоторной тренировки; 6) для повышения темпов специальной тренирован- ности; 7) при разучивании новых движений любой сложности; 8) для самовоспитания; 9) для развития внимания, воображения, памяти и т.д.; 10) для краткосрочного вскрытия внутренних резервов организма и демонстрации спортивного результата, превышающего уровень тренированности (но не более чем на 20%).
На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы:
1. Все 220 человек, обучавшиеся СК по экспресс-методике, освоили программу обучения за нормативное время - 1-2 мин.
2. Применение СК позволяет эффективно строить учебно- тренировочный процесс.
3. Предложенный метод одновременного развития психических и физических возможностей спортсменов позволяет рассматривать его как новый, эффективный метод психофизической подготовки человека.
Состояния К в подготовке юных дзюдоистов. Используемые в настоящее время методы психической саморегуляции (1-4) в подготовке юных дзюдоистов, на наш взгляд, не отвечают тем требованиям, которые предъявляются к этому важнейшему разделу психофизической подготовки в практике юношеского спорта.
Новый метод саморегуляции отличается быстротой и легкостью освоения. Среднее время, которое требуется для обучения, составляет 1-2 мин.
В нашем исследовании принимали участие 75 спортсменов, разделенных на 4 группы.
В 1-ю группу (20 человек) вошли новички, дзюдоисты первого года обучения в возрасте 10-12 лет; во 20-ю (20 человек) - дзюдоисты юношеских разрядов, второго и третьего года обучения в возрасте 13-15 лет, в 3-ю (20 человек) - дзюдоисты 1 и П разрядов и кандидаты в мастера спорта, третьего-пятого года обучения в возрасте 16-18 лет, в 4-ю, контрольную (15 человек) - дзюдоисты юношеских разрядов, второго и третьего года обучения в возрасте 12-16 лет.
Контрольная группа обучалась классической аутогенной тренировке в течение 4 нед. (по 3 раза в неделю). При обучении учитывались рекомендации А.В.Алексеева (1).
Первые 3 группы на последнем занятии 4-й недели были обучены СК за нормативное время (1-2 мин.). Все 4 группы, освоив саморегуляцию, стали использовать ее для следующих целей: 1) идеомоторной тренировки; 2) настроя на предстоящую нагрузку; 3) отдыха в паузах между нагрузками или схватками и отдыха в конце тренировки; 4) ведения схваток в СК (первые 3 группы) и на постэффекте самовнушенного боевого состояния (4-я группа).



Содержание раздела