d9e5a92d

Китайская Жизненная Энергия


КИТАЙСКАЯ ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ
Представление о движущей силе Вселенной присуще древневосточной философии. В древнекитайской культуре это чи - жизненная энергия; в древнеиндийской философии это прана - первородное животворное дыхание, основополагающая универсальная энергия.

Эта основополагающая, жизненная энергия, по древневосточным представлениям, существует как в макрокосмосе, так и в микрокосмосе - человеке; природная (дочеловеческая) сила жизни вводит человека в жизнь. Чи (по древнекитайской терминологии) существует как внешняя чи (в природе) и как внутренняя чи (в человеке).
Внутренняя чи циркулирует в организме по постоянным меридианам. При этом считается, что питательная чи циркулирует в основных 12 меридианах; первичная (прародительская) чи циркулирует в чудесных меридианах; защитная чи - в сухожильно- мышечных меридианах и передне- и заднесрединном меридианах, а также в органах чжан и фу.

Считалось, что деятельность органов зависит от общей чи, которая является активным фукнциональным началом для нормальной жизнедеятельности организма, или психофизиологической силой, связанной с кровью и дыханием (прана - животворное дыхание и вместе с тем сознание - движущая сила материи).
Состояние здоровья характеризуется нормальным движе- нием чи (праны) в организме. В 12 постоянных меридианах циркуляции энергии подчиняется внутренним биологическим часам; в процессе этой циркуляции происходит взаимодействие главных органов, а в жизненных точках происходит взаимо- действие с окружающей средой.

Полный круг циркуляции энергии по 12 меридианам завершается за 14 ч, причем состояние максимального напряжения энергии в каждом меридиане длится 2 ч. Эта суточная циркуляция энергии определяет так называемое оптимальное время воздействия на тот или иной меридиан (и орган) в зависимости от наличия максимального или минимального напряжения энергии в большом круге циркуляции.
Некоторые исследователи так представляют понятие чи, прана: В любом функционирующем органе происходят обменные процессы и вырабатывается энергия, химические и электрические проявления которой нам неизвестны. Древневосточные медики выявили, что часть этой энергии направляется от каждого органа к коже, где циркулирует по строго определенным путям.

Меридиан имеет наружный и внутренний путь, соединяющий кожу с внутренним органом, от которого и исходит внутренняя энергия.
Древняя восточная медицина исходила из того, что организм целостен и центром органически целого являются главные органы, которые связаны с другими частями тела и с кожей. Эта система связи проявляется в обмене энергии между внутренними органами и кожей, языком, глазами, ушами, носом, т.е. внешними органами.

Поэтому при возникновении болезненного процесса внутренние органы рассматривались как причина болезни, а кожа и поверхностно расположенные органы - как арена внешней симптоматики, что является функциональной основой образования жизненной точки.
Первоначально было отмечено, что при заболевании человека на его коже можно обнаружить болезненные при надавливании небольшие участки, получившие название жизненных точек. Древневосточные врачи полагали, что проколы кожи тела в этих строго локализованных жизненных точках (норах духа по древнеиндейской терминологии) открывают отверстия, через которые болезнетворные начала выходят из организма больного, а прижигание убивает это болезнетворное начало.
Затем в расположении этих точек был найден порядок; точки располагались по строго определенным линиям, названным меридианами (син.: каналы, линии). Вначале меридианов было 10: они соответствовали органам чжан и фу и 5 первоэлементам.

Постепенно, очевидно, обнаруживалось, что не все выявленные функции можно отнести к 10 главным органам; так появились еще 2 меридиана: меридиан 3 обогревателей и меридиан перикарда - важные функциональные круги, объединяющие важные функции всего организма. Все эти 12 парных меридианов связаны между собой последовательным прохождением жизненной энергии (чи, прана) в соответствии с указанными выше внутренними биологическими часами, все они распределяются соответственно 5 первоэлементам и (как и связанные с ними органы) соответственно ян или инь.


Теперь уже метод чжэнь-цзю-терапии стали рассматривать как способ воздействия на энергию (чи) организма с целью регулирования ее циркуляции и нормализации нарушенного соотношения ян и инь и укрепления жизнестойкости организма.
Значительно позднее были определены еще 2 непарных меридиана: задне- и переднесрединный. Эти два меридиана не входят в общий круг циркуляции энергии, не имеют связи с главным органом и так же, как меридианы 3 обогревателей и перикарда, являются функциональными кругами, объединяющими функции всего организма.

При определенных патологических процессах, когда снижаются защитные силы организма и отводящие возможности нескольких основных меридианов оказываются недостаточными (хронические болезни), задне- и передне- срединный меридианы становятся чудесными меридианами, образуя новые, дополнительные, функциональные круги.
Специалисты отмечают, что систему меридианов и их взаимодействие следует считать самым большим достижением по сравнению с открытием отдельных точек. Без теории меридианов не могли бы появиться такие правила иглоукалывания, как верх-низ, полдень-полночь, перекрестное использование точек, бу-се и т.д. Представление об изменениях протекания энергии в меридианах лежит в основе стройной эмпирической системы иглотерапии.

Активные точки - меридианы - циркуляция энергии - поддержание энергетического баланса - вот система, внутри которой разработаны особые правила лечения.
По древневосточным представлениям, меридиан выполняет следующие функции: управляет потоком крови и жизненной энергии, осуществляет гармонию инь и ян, оживляет мышцы и кости, облегчает работу суставов. Он служит для передачи энергии от внутреннего органа к покрову тела, благодаря чему внутренние сигналы болезни достигают поверхности тела. В соответствии с этим представлением древние медики различали внутренний ход и наружный ход меридиана.

Внутренний ход меридиана осуществляет внутренние связи (органов) и поэтому при возникновении патологии определяет симптоматику внутреннего руководящего синдрома инь; наружный ход меридиана. Внутренний ход меридиана осуществляет внутренние связи (органов) и поэтому при возникновении патаологии определяет симптоматику внутреннего руководящего синдрома инь; наружный ход меридиана определяет при патологии симптоматику поверх- ностного руководящего синдрома ян. Это разграничение важно как для диагностики, так и для терапевтического воздействия с позиций восточной рефлексотерапии.

Показания к использованию той или иной точки основаны на том, что угол в точку приводит к одновременному снятию разнообразных и, казалось бы, несвязанных патологических симптомов, появившихся по ходу меридиана.
Итак, по древним представлениям, существует 14 посто- янных (классических) меридианов. Из них 12 меридианов парные, связанные циркуляцией энергии, и 2 меридиана непарные, не связанные циркуляцией энергии с парными меридианами. В представление меридиан как функциональной системы, помимо 14 постоянных меридианов, входит представление и о временных функциональных кругах, образующихся при хронических патологических процессах.

Это так называемые чудесные меридианы; таких непостоянных чудесных меридианов 8:6 парных и 2 непарных.
Кроме того, в древневосточной медицине существует представление о 12 мышечно-сухожильных меридианах, которые связаны с 12 основными меридианами. Знание их имеет особое значение для массажа.
12 парных постоянных меридианов имеют названия (в китайской медицине), включающие основную топографию (ручной, ножной), принадлежность к главному органу и к инь или ян (например, шоу-тай-инь-фэй-цзин - ручной меридиан легких, цзу- цзюе-инь-гань-цзин - ножной меридиан печени и т.д.). Все меридианы ян располагаются на наружнобоковой стороне, проходят по передневнутренней поверхности конечностей или передней поверхности тела.
Заднесрединный меридиан называется ду-май, или управитель, так как считается, что он контролирует всю энергию меридианов ян. Переднесрединный меридиан называется жэнь- май, или меридиан зачатия, так как считается, что он контролирует все меридианы инь.

Эти два постоянных непарных меридиана при определенной патологии могут превращаться в чудесные меридианы; это подробно описано ниже.
Три ян-меридиана (трех обогревателей, тонкой кишки, толстой кишки) начинаются на кончиках пальцев рук и заканчиваются на голове, т.е. проходят центростремительно, три других ян- меридиана (мочевого пузыря, желчного пузыря и желудка) начинаются на голове и заканчиваются на кончиках пальцев стопы, т.е. проходят центробежно. Таким образом, голова является местом локализации начальных или конечных точек ян-меридианов.

Именно тот факт, что на голове находятся соединительные пункты всех ян-меридианов, по представлению древневосточных медиков, лежит в основе аурикулотерапии.
Три инь-меридиана (почек, печени, селезенки - подже- лудочной железы) начинаются на стопе и заканчиваются в разных точках грудной клетки, т.е. проходят центробежно. Энергия задне- и переднесрединного меридианов проходит снизу вверх; эти меридианы начинаются в промежности и заканчиваются на голове.

Все меридианы имеют внутренние ходы и коллатерали, связывающие функции организма в единое целое.



Содержание раздела