d9e5a92d

Даосские Ск


ДАОССКИЕ СК
Лао-цзы представлял реальность как единую систему, подчиняющуюся законам эволюции, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Все проявленное есть ци (эфир), движение которого происходит по определенным законам.

Состояние ци определяет мировую ситуацию и особенность каждого мига, о чем позволяют судить 64 гексаграммы И цзин (Книга перемен). Суть их обусловлена ритмом меняющихся сочетаний того, что относится к инь (инь-ци), и того, что относится к ян (ян- ци). Этим законам подвержен мир в целом и каждое существо или вещь этого мира. Наиболее полное выражение мировых законов реальности - это человек, причем он выполняет в мире одному ему присущую функцию.

Он служит картиной мира (космоса), где присутствуют все его элементы, все формы энергии, будь то дао, ци, пять стихий (у син), или пять постоянств (у чан) человеческой природы (син). Этим законам подвержена не только физическая и психическая структура человека, но и его социальная природа подчиняется принципу взаимодействия инь-ян.

Понятия совершенномудрых всегда абстрактны и не абстрактны, конкретны и не конкретны, диалектичны и недуальны, потому что недуален их метод мышления. Все неизменно и изменчиво, непрерывно и прерывно, едино и единично одновременно.

Перефразируя К.Г.Юнга - то, что мы называем случайностью, для этого своеобразного мышления не имеет почти никакого значения.
Даосов интересует сама конфигурация случайных событий в момент наблюдения, а вовсе не гипотетрические причины, которые якобы обусловили случайность. В то время как западное мышление заботливо анализирует, взвешивает, отбирает, классифицирует, изолирует, китайская картина момента все сводит к назначительной детали, ибо все ингредиенты и составляют наблюдаемый момент. Этот принцип К.Г.Юнг назвал син- хронностью и диаметрально противоположным нашей причин- ности. По Р.Веберу, синхронность и причинность могут быть поняты как различные функции сознания; причинность относится к ощущению и мышлению, а синхронность (континуальный поток) - к интуиции и чувству. В даосских понятиях есть всепроницаемость и неопределенность, например: Дао туманно и неопределенно, - утверждал Лао-цзы, - однако в его неопределенности и туманности скрыты вещи.

В его глубине и неясности скрыта жизненная сила. Эта жизненная сила и есть истина.

В ней содержится искренность. Эти понятия обладают свойством многомерности, как и любые проявления дао.
Процесс мирового становления изложен Дао-цзы так: Дао рождает одно. Одно рождает два. Два рождает три, три рождает все вещи. Все объемлется инь, проникается ян, и из мирового ци образуется гармония (гэ). Приводим японское толкование: Дао порождает единое ци, единое ци, разделившись, порождает инь- ци и ян-ци; инь-ци и ян-ци взаимодействуют порождают гармоничное ци.

Это гармоничное ци становится ядром жизни, производит все вещи. Есть другое толкование.

Дао рождает ци (эфир), основу всех вещей, Ци разделяется на две формы (инь- ци и ян-ци), которые рождают космическую триаду (сань-цай) - небо, землю, человека, которые и творят непосредственно все вещи в мире. Даосы (Гэ хун) считали, что обретение дао, следование ему как Закону движет весь мир в своих вечных переменах. Дао, воплощенное в человеке (дао, явленное во времени и пространстве), называется Истинное Одно в ныне утерянной Книге бессмертия (Сянь-цзин): Одно имеет фамильный знак и образ, у мужчин величиной в девять фэней (1 фэнь = 3,2 мм), а у женщин в шесть фэней, или же в двух цунях (1 цунь = 3,2 мм), в четырех фэнях ниже пупа находится оно в Киноварном поле (дань-тянь), а также ниже сердца в Вишнево- красном дворце Заставы Металла оно пребывает также в Киноварном поле.

Также в пространстве между бровями у людей оно действует цунем выше находится Ясный зал, двумя цунями выше - Пещерный покой, тремя цунями выше - верхнее Киноварное поле.
Ян - это светлая, а инь - темная сторона горы. В мировоз- зренческом плане ян - все, что относится к твердому, горячему, вместе с тем - к движению, к светлому, мужскому началу. Инь - все противоположное, все, что относится к мягкому, холодному, к покою, к томному, к женскому началу. Инь и ян взаимо- проницаемы, присутствуют друг в друге, постоянно переходят друг в друга; ян прибывает, инь убывает, инь прибывает, ян убывает. Постепенно убывая или постепенно нарастая, инь-ян неизбежно меняются местами.



В древнем комментарии к И цзину сказано: Один раз инь, один раз ян - и есть путь (дао). Иначе говоря, дао пульсирует, обусловливая ритм вещей.

Частота чередования инь-ян в каждом случае своя: оно совершается и через секунды, и через миллионы лет, определяя как путь Галактики, так и каждого существа.
Р.Тагор писал похожее: Итак, жизнь моя есть майя, как любят повторять моралисты, - она есть и она не есть. Мы находим в ней только ритм, в котором она проявляется.

То же самое горные породы и минералы. Разве не доказала наука, что главное различие между элементами - ритм? Отличие золота от ртути основано только на различных ритмах строения их атомов, подобно тому, как различие между королем и его подданными заключается не в различии их тел, а в различных ритмах их положения... Что такое ритм? Это движение, созданное и регулируемое гармоническим ограничением.

Частота чередо- вания инь и ян различна, принцип один: когда исчерпается один круг, один виток, ему на смену приходит другой. Как сказано у Лао-цзы: Возвращение (к корню) есть действие дао. На фено- менальном уровне, на уровне единичных вещей во всем начинают действовать две стороны, но, а с точки зрения древних даосов, это не единство и борьба противоположностей, а их взаимо- притяжение или взаимоотталкивание. Инь-ян могут находиться в благоприятной и неблагоприятной связи: взаимопорождения и взаимопреодоления. Одна сторона не может столкнуться с другой, потому что присутствует в ней.

Даже в ситуации упадка (Пи - 12- я гексаграмма И цзина), когда три целые черты (ян) находятся в верхней части гексаграммы, а три прерванные (инь) - в нижней (всего в каждой гексаграмме шесть черт), инь-ян не сталкиваются, а расходятся в стороны (это приводит к разрыву всеобщих связей), ибо тенденция легких ян тянуться кверху, а тяжелых инь - к земле. Совершенномудрые склонялись к методу познания, в основе которого лежит принцип недеяния (увэй), ненарушения естест- венного состояния, улавливание естественного ритма (цзы-жань): В Поднебесной пути приводят к одинаковому, а многие размышления возвращают к одному.
В природе есть тот и другой вид связи, но древние греки взяли за основу один тип отношений, один уровень, в основном ориентируясь на человека, на целесообразность любого воздействия: Невозможно, чтобы одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении... это, конечно, самое достоверное из всех начал (Аристотель). Платон: И вообще ни одна из противоположностей, оставаясь тем, что она есть, не хочет ни превращаться в другую противоположность, ни быть ею, но либо удаляется, либо гибнет.
Последователи И цзина и даосы взяли за основу другой тип отношений, ориентируясь на природу, рассматривая отношения на уровне необходимости в пределах земли (с необходимостью ночь сменяется днем, жара - холодом, прилив - отливом, покой - движением).
Коротко обобщая, можно выделить по крайней мере три уровня или три типа взаимодействия противоположностей: один уровень, когда противоположности сталкиваются и дают новое качество (единство и борьба противоположностей); второй, когда они переходят друг в друга); и третий уровень, когда их равновесие достигает абсолютного покоя. Можно сказать, что на первом типе отношений сконцентрирована европейская философия, на втором - китайская, на третьем - индийская, хотя речь может идти, конечно, только о разных акцентах, о том, что какое-то из отношений преобладало.
Буддизм махаяны ставит акцент на несуществовании противоположностей, нулевом пути: Есть - это первая противоположность, не есть - вторая. То, что лежит между ними, не подлежит исследованию, неизреченно; непроявленно, непостижимо и не имеет длительности.

Это и есть нулевой путь, называемый истинным познанием явлений бытия.
С точки зрения буддизма и даосизма, гармония - не конечная цепь мира, а лишь путь к конечной цели. Конечная цель - достижение состояния полного покоя - центра круга, снятие всяких противоположностей, в том числе между покоем и движением.

Идеал - достижение идеального покоя (дао, нирвана), опустошен- ности, бессмертия, возвращения к Одному.
Если Единое - изначальное состояние мира, то Вселенная, пройдя различные стадии взаимодействия инь-ян, которые имеют тенденцию к свертыванию, к непротиворечивому состоянию (энтропия), неизбежно будет стремиться восстановить это единство на новом витке спирали. Слова Лао-цзы можно понять и так: единое (Одно) - изначальное состояние мире: Два - его путь, когда единое распадается на два и эти два начинают взаимодействовать.

Третье - это то состояние, к которому перейдет мир, когда завершит свою развертку в двоичной системе, два опять соединяется в одно, мир вступает в новую стадию эволюции.
Интересы китайских мыслителей были сосредоточены на отношении разных уровней мира: единого, неявленного, того, что над формами (синэршан), и единичного, явленного в форме (синэрся). Явленное дао не есть постоянное дао - с этих знаменитых слов начинается трактат Лао-цзы. (Сравните - ничто не вечно под луной).

Древние говорили: в каждой вещи есть две природы, единая и единичная, единая - это природа неба и земли (космоса) - (тянь ди чжисин), неоформленная, но содержащая потенцию формы, и вторая - явленная в ци (ци чжи чжисин). В первой - все вещи едины, во второй - различны. Значит, ци субстанционно, носитель формы, которая проявляется на феноменальном уровне, когда начинают взаимодействовать два начала (инь-ян). Ци - это некая способная к эволюции плазма (в том числе и биоплазма), заполняющая вакуум (пустоту).

Ци одновременно пусты и полны, небытийны и бытийны, они постоянно переходят из одного состояния в другое, пульсируя в меру Великого Предела (тай-цзы). Ци могут как бы опустошаться, замирать, сворачиваться в точку, когда инь-ян уходят в потенцию, достигая центра круга, и тут же вновь разворачиваются, как бы вновь рождаются. Таково свойство макро- и микромира вообще.

Все есть ци - это нужно понимать не только в количественном, но и в качественном отношении, т.е. ци различно, разные ци образуют разные формы движения. Это и энергия и инерция, и темное и духовное, это жизненная сила и структура всего сущего. Грубые, замутненные ци образуют материальные сущности, тонкие, легкие ци образуют духовные сущности.

Когда все ци чисты - они проницаемы, когда они темны - они непроницаемы. Когда чистота достигает предела - это шэн (духовная сущность). Только шэн может вызвать изменения, и с его помощью двигается Поднебесная. (Вот направление и ключ к вопросу о цели и смысле жизни и существовании проявленного!). Безостановочно вертится мировой круговорот ци: оно то находится в состоянии единого (Одного), то под воздействием дао раздваивается и, раздваиваясь, порождает все формы.

Исчерпав форму, индивидуальный путь, ци возвращается в изначальное состояние. Находясь в постоянном мировом круговороте, ци обусловливает эволюцию.

Благодаря циркуляции ци, идет реализация всех форм жизни, ее восхождение на следующую ступень. У каждого человека свой запас ци - психической энергии. Он может его истощить неправильными действиями, а может и пополнить и развить. Через человека происходят трансформация ци, его очищение, уточнение, через человека осуществляется космический замысел.

Поэтому реальность и человек едины. Это дао. Поэтому смысл человечес- кого бытия - это трансформация в Дао-человека, т.е. в Дао.

Согласно Лао-цлы, человек следует земле, земля - небу, небо - дао, а дао - самому себе. Чжан-Цай утверждал: То, что наполняет Вселенную, воспринимаю как свое тело; то, что направляет Вселенную, - как свою природу. Это перекликается со словами Конфуция: Цзюньцзы (истинный человек) не групповой, но всеобщ, сяожень (низкий, мелкий человек) групповой, но не всеобщ.

Если цзюньцзы требователен к себе, сяожень - к другим. Когда люди по причине невежества нарушают правильный ритм инь-ян, их чередование (что было ян, должно стать инь, и наоборот) и их взаимоуравновешенность, то начинаются беды. Когда в человеческом организме скапливается слишком много инь или слишком много ян от неправильного, непомерного употребления тех или иных продуктов, человек заболевает.

Если в земной атмосфере проявляется слишком много элементов инь или ян, то происходят сбои в земном организме - перепады в климате, температуре, давлении, изменение активности земной мантии, геомагнитные бури, электрические феномены, атмо- сферные, в океане, в земле. Нарушается правильный ритм в любой сфере. Потому Красота спасает мир, что восстанавливает нарушенный ритм, потому врачует она душу, что избавляет не только от психического, но и физического расстройства, придавая циркуляции Ци правильный характер.

Поэтому китайцы и ассоциировали красоту с гармонией, потому вслед за словами один раз инь, один раз ян - и есть путь, в Сицы чжуань сказано: Тот, кто следует этому, осуществляет добро. Ибо гармония (добро) лежит в основе мира, мир изначально совершенен.

Отсюда и путь к совершенству, это путь к Дао- человеку, к Дао.



Содержание раздела