d9e5a92d

Структурносемиотические теории


Мифологию Карл Юнг определял как результат особых состояний сознания всего человечества. А индивидуальные мифы это переживания отдельного человека в состоянии внушения, или транса.
Юнг считал, что человеку необходимо уметь отделять свое собственное я от коллективной психики. Это нужно для того, чтобы энергия субъекта нашла подходящий ей диапазон. Только в этом случае индивид сможет полноценно существовать в обществе. Чем глубже человек осознает себя, тем сильнее сужаются границы личного бессознательного и тем больше человек ощущает себя причастным к остальному миру.

Иначе говоря, личные амбиции и эгоистичные желания отвергаются, а сам человек соединяется с миром.
Юнг полагал, что гипнотизер в представлении больного может играть разные роли: роль отца, любимой, матери. Нетрадиционными воплощениями считаются роль демона, дьявола или бога.
Свою теорию Юнг развивал в книгах "Психология бессознательного", "Трансформации и символы либидо". В последней он изложил свою точку зрения по отношению к либидо. Фрейд рассматривал его как биологическую силу, для Юнга же либидо являлось космическим принципом, жизненным порывом.

Кроме того, в "Трансформации и символах либидо" были приведены феномены, когда психически больные люди могли цитировать выдержки старинных текстов, восстанавливать образы прошлых лет. Это также служит доказательством существования коллективного бессознательного.
К "коллективному бессознательному" обращался итальянский психиатр Роберто Ассаджиоли (18881974), создатель психосинтеза теоретикометодологической концепции психоразвития и саморазвития человека. Разработанная им система представляет определенный интерес и имеет большое значение в исследованиях феноменов особых состояний.

По мнению ученого, человек постоянно находится в состоянии роста, в котором наибольшую важность имеют положительные, творческие стороны человеческой деятельности. Также отдельно выделена роль волевого компонента.
Система психосинтеза Роберто Ассаджиоли имеет сходные черты с системой Карла Юнга.
Система психосинтеза Ассаджиоли складывается из низшего и среднего бессознательного, сверхсознания, сознания, сознательной и высшей самости. Низшее бессознательное отвечает за эмоции и основные потребности. Среднее бессознательное включает в себя накопленный опыт, а сверхсознание является средоточием высшей психической деятельности. К сверхсознанию относятся вдохновение, интуиция. Сознание это чувства и мысли, анализирующиеся индивидом.

В этом аспекте выделяется понятие "сознательная самость", то есть ясное осознавание. Высшая Самость это то, что существует отдельно от ума, сознания и тела.
Р. Ассаджиоли принадлежит введение понятия субличности, то есть той части личности, которая существует независимо от нее. Например, это социальные роли, которые людям приходится играть в своей повседневной жизни.
 

Структурносемиотические теории
Позже психоаналитические теории приобрели иное направление. Так, во Франции образовалось новое течение в области психоанализа структурносемиотическое.

По данной теории, мир и человек являются аналогами текстов и их суммы. Из этой трактовки вытекает следующий принцип: человек работающий (homo faber) превращается в человека, живущего в мире символов (homo signum symbolicum).

Образы
В гипнотических и других особых состояниях сознания появляются символические образы, которые являются особым языком, порожденным бессознательным. Понимание феноменов особых состояний сводится к расшифровке этих образов, то есть переводу языка символов на общепонятный язык сознания.

Таким образом, психотерапевт выступает в роли переводчика.
Французский психиатр Жан Лакан (19011981) писал: "Бессознательное структурировано, как язык, и порождается им". Он попытался объединить психоанализ с такими науками, как энтология, философия, литература, антропология, лингвистика.

Лакан выделял в человеческой психике три явления: реальное, воображаемое и символическое. Реальное само по себе непостижимо; Лакан определяет его как "вещьвсебе". Человек не может воспринимать мир реальным, так как в сознании каждого существует свое собственное представление об окружающем мире, отличающееся от представления других людей.



Воображаемое это то, каким образом мы воспринимаем вещи и явления.
Даже когда нам кажется, что мы наблюдаем реальное, действительное, на самом деле это всего лишь наше представление, часто ошибочное. Воображаемое свойственно не только людям, но и животным, которые способны воспринимать целостные образы.
В процессе своего развития человек сталкивается с разными образами. Как пример можно привести так называемую стадию зеркала, когда ребенок впервые узнает себя в зеркале. Одновременно с радостным узнаванием своего зеркального я происходит и отчуждение, потому что в отражении человеку видится идеал, к которому он будет стремиться всю жизнь.

З. Фрейд утверждает, что индивид завидует своему зеркальному, относится к нему с долей агрессии и испытывает неприятные чувства при виде своего отражения в зеркале.
Дети, больные аутизмом, являются людьми, не принявшими условий окружающего мира.
Символическое это третье явление человеческой психики, которое образуется под влиянием речи других людей. По утверждению Лакана, человек становится заложником речевого поля окружающих еще до своего рождения.

Под понятием "символическое" подразумевается система любого языка, любой порядок.
При неврозах пациент должен освободиться от символического порядка, при психозах же, наоборот, восстановить утраченный порядок.
Чем дальше проникает сознание одного человека в поле речи другого, тем сильнее происходит отчуждение от своего собственного я. Иначе говоря, окружающие уже заранее присваивают словам и поведению ребенка именно то значение, которое они сами видят, не оставляя первому права выбора. И ребенок должен принять условия и согласиться именно с тем значением, которое другие припишут его поступкам.

Если он не примет этих правил, то никогда не станет полноценным членом общества.
Хотя Лакан протестовал против применения гипноза, сам он достаточно долго управлял сознанием людей, собирающихся слушать его лекции. Особыми способностями он прославился даже среди своих коллег, достигнув уровня популярности Месмера.
Из всего вышесказанного следует, что мы и сами не в силах осознать, что именно хотим выразить словами, так как следуем установкам, внушенным с детства.
Если рассмотреть особые состояния сознания с этой точки зрения, то можно определить их таким образом: это дискурсы, то есть речь, которую необходимо перевести на понятный окружающим язык. Обязанность психотерапевта состоит в оказании помощи пациенту в осознании его истинных желаний и отделении их от навязанных установок.
Лакан считал гипноз опасным оружием, так как с его помощью можно подчинять себе людей. А потому ученый призывал запретить исследования в области внушения и гипноза.

Свою деятельность он относил к области психоанализа и отказался даже объяснять симптомы заболевания с помощью гипноза, тем более лечить людей посредством его.

Гено и фенотексты
В 1996 году французский исследователь литературы и языка, титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP) Юлия Кристева (род. 1935) в работе "Семиотика" ввела термины "генотекст" и "фенотекст".
Генотекст понятие абстрактное, означающее изначальную систему символов и знаков. Оно определяет способность различать я и нея, субъект и объект, отличать хорошее от плохого.

Другими словами, это система, которая с рождения заложена в человеке и на которую не влияет речь другого, это бессловесный, или довербальный, уровень функционирования личности.
Генотексты основа для фенотекстов. Это составленные по правилам языка, упорядоченные тексты, с помощью которых происходит общение и взаимодействие между людьми.

В качестве фенотекстов выступают обычные фразы, которыми люди обмениваются друг с другом, высказывания, которые помогают человеку выразить свои желания.
Особые состояния сознания наиболее сильно связаны с генотекстами, поскольку в условиях гипноза человек наиболее приближен к самораскрытию.
Когда пациент повествует о своих переживаниях, находясь в гипнотическом состоянии, он передает впечатления либо с помощью пересказа, либо имитируя чужую речь и интонации. Данный вид воспроизведения называется миметическим копированием, он подобен цитированию.

Иначе говоря, человек совершает попытку повторить нечто значимое и для достижения этой цели применяет цитирование.
Главная цель психотерапевта расшифровка "послания", то есть анализ рассказа пациента для того, чтобы понять причины проблем и патологий личности.



Содержание раздела