d9e5a92d

Сигналы глазного доступа


Чувствуется, как удобно в этом кресле,- такое мягкое, приятное… и хочется убрать кота с дивана и просто понежиться на нем…
Уже одним этим можно "заразить" человека нужными Вам представлениями и идеями.
Конечно, ни одна из сенсорных систем е является абсолютно предпочтительной - все зависит от того, что Вы хотите сделать.
Атлеты и скульпторы, к примеру, нуждаются в хорошо развитом кинестетическом осознании; художники и архитекторы - в визуальном; дирижеры, музыканты и звукооператоры - в аудиальном; ученые, юристы, шахматисты, экономисты, плановики, бухгалтеры - в аудиально-дискретном. Умение же, объединяющее всех гениев, - это то, что они, безусловно обладая предпочитаемой модальностью, свободно переходят от одной репрезентативной системы к другой и используют наиболее подходящую из них для решаемой задачи.
Упражнение
Пользуясь списком приведенных выше слов, поговорите друг с другом, применяя словарный запас только из одной модальности. Предоставьте возможность визуалистам увидеть то, что Вы говорите. Позвольте аудиально думающим людям отчетливо услышать Вас, постройте переправу к тем слушателям-кинестетикам, которые смогут ухватить смысл Вашей речи.

Можете для беседы взять темы "Как я добирался сегодня на работу" или "Каков стиль жизни у моей матери"… Побудьте в течение 3-5 мин визуалистом, аудиалистом, кинестетиком либо используйте неопределенные слова, не относящиеся ни к одной модальности. Надеюсь, сейчас Вы можете более глубоко задуматься над сутью названия NLP - "нейролингвистическое программирование".
СИГНАЛЫ ГЛАЗНОГО ДОСТУПА
Есть слова, которые являются предикатами и, тем не менее, не указывают на какую-нибудь определенную модальность. Ведь даже визуал может сказать: "Да, очень интересно, давайте ПОДУМАЕМ об этом".

Что делать в таких ситуациях, когда ведущую модальность не удается выявить сразу? Варианта, как минимум, два.
Первый - тоже говорить полимодально, т.е. используя такие же общие, не относящиеся ни к одной определенной модальности слова, например: "Хорошо, давайте ОЦЕНИМ ситуацию объективно". Рано или поздно собеседник "расколется" и выдаст свою модальность.
Второй вариант чуть посложнее, хотя обычно не представляет особых трудностей. Этот способ называется "Сигналы глазного доступа".
М.Эриксон, Р.Бендлер и Дж.Гриндер обнаружили, что люди систематически перемещают зрачки глаз в определенных направлениях, в зависимости от того, какого типа мышление в этот момент происходит. Дело в том, что помимо статического режима предпочтения какой-то модальности наш мозг имеет еще и динамические настройки - когда мы "отключаемся" от "работы" в предпочитаемой репрезентативной системе и временно "переключаемся" в какую-либо другую.

ГXубо говоря, при "работе" в определенной модальности человек смотрит (чаще всего) в определенном направлении.
Определить, в какую именно систему перешел человек в ситуации "здесь и сейчас", можно с помощью наблюдения за движением его глазных яблок.
Такие движения глаз и называют "глазными сигналами доступа". Это сигналы визуальных, аудиальных или кинестетических мыслительных процессов, хорошие внешние индикаторы внутренних состояний, динамики работы мозга.
Движения глазными яблоками в процессе разговора человек делает постоянно. Наверняка Вы замечали, что в процессе общения взгляд собеседника постоянно перемещается и никогда не остается неподвижным.

Такие повторяющиеся во времени перемещения получили название паттерн (от англ. pattern - сетка). Подобные движения весьма точно отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях мозга.
Глазодвигательные реакции являются наиболее простыми для наблюдения за поведением. На практике малозаметные и почти неосознаваемые сигналы движения глаз в процессе разговора помогают определять, говорит собеседник правду или лжет, фантазирует или вспоминает, блефует или взвешивает свои потенциальные возможности.
Предпочитаемые направления движения глаз человека нетрудно упорядочить в определенную структуру. Именно в таких предпочтениях движений глаз ярко проявляется основная система представлений.



Зрачки перемещаются непроизвольно, такие движения практически невозможно подделать. Благодаря этому они становятся наиболее верным источником сведений о предпочитаемой системе представления.

Наблюдение за этими движениями поможет качественнее подстраиваться к собеседнику путем использования подходящих сенсорных предикатов.
На рис. 3 можно обнаружить характерные соответствия движений глазных яблок для типичного правши.

 

Рис. 3. Направления движений зрачков у правши
Схему такого рода легче всего использовать, просто "наложив" ее на лицо какого-нибудь человека: заметив определенное направление взгляда, можно внутренне представить обозначение глазного сигнала доступа, соответствующего этому направлению, а следовательно, узнать, какого рода обработка информации происходит в голове этого человека.
Довольно быстро можно определить ведущую модальность человека с помощью ряда вполне нейтральных пространных вопросов (например, "Какое событие произвело на Вас вчера наибольшее воздействие?"). Вам нужно просто обратить внимание, куда в этот момент направился взгляд собеседника.

Для контроля обратите внимание, какую модальность Ваш партнер использует в своей речи при ответе на такие вопросы.
Для уяснения движений глаз партнера (а вдруг они не соответствуют стандартной схеме!) задают легкие тестирующие вопросы, затрагивающие поочередно то визуальную ("как выглядит…"), то аудиальную ("как звучит…"), то кинестетическую ("как ощущается…") системы представлений.
Например, Вы спросите: "Как звучит голос лягушки из-под металлического таза?" Человек этого наверняка никогда не слышал, поэтому будет конструировать, пытаться представить этот звук, и поэтому зрачки у него обязательно "уйдут" вправо в сторону (соответственно влево в сторону по нашему взгляду на этого человека). Если же Вы спросите: "Как звучит голос твоей матери?", то зрачки "уйдут" влево в сторону (соответственно, вправо в сторону по нашему взгляду на этого человека), потому что голос матери он знает и его надо только вспомнить.
Если же, к примеру, человек в ответ на явно "кинестетическую" просьбу (например, вообразить, что он прикасается к бархату) реагирует в первое мгновение движением глаз по схеме "влево вверх" (т.е. вправо вверх от Вас), а уж потом ожидаемо "вправо вниз" (т.е. влево вниз от Вас), то это значит, что у него основная модальность визуальная, и поэтому ему необходимо сначала вспомнить вид бархата, а уж потом тактильные ощущения этой ткани.
Примеры проверочно-тренировочных вопросов

  • Во что был вчера одет Ваш сын? (ожидаемое движение зрачков объекта - вправо вверх от Вас - в "визуальное вспоминание").
  • Представьте себе красную собаку (ожидаемое движение зрачков - влево вверх от Вас - в "визуальное конструирование").
  • Как звучит Ваш квартирный звонок? (ожидаемое движение зрачков - вправо от Вас - в "аудиальное вспоминание").
  • Как бы звучал Ваш голос в огромной пещере (ожидаемое движение зрачков - влево от Вас - в "аудиальное конструирование").
  • Вспомните ощущения при порезе (ожидаемое движение зрачков - влево вниз от Вас - в "кинестетическое вспоминание").

Кинестетического конструирования, конечно, не существует: человек не может вообразить ощущения, которые не испытывались им ранее. Направление взгляда вправо вниз от Вас (соответственно, влево вниз у Вашего собеседника) говорит о том, что человек занят внутренним диалогом: задает себе вопросы или что-то говорит себе.

Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произнести (это типичные взгляды переводчиков, докладчиков, людей, дающих интервью).
Вы можете пользоваться подсказками глазных ключей доступа, чтобы обнаруживать ложную или "сконструированную" информацию. Давайте для практики возьмем обыкновенную бытовую задачу. В наше время ненормированный рабочий день - обычное дело, но жены, как правило, встречают мужей, поздно приходящих с работы, фразой: "Ну, и где ты был?.." Муж отвечает: "Да как обычно, думали над проблемой…" (опускает глаза влево вниз по взгляду жены, т.е. вправо вниз от себя - в "кинестетику").

Вопрос: если работа мужа не связана с боксом или парфюмерией, то он говорит правду или ему все-таки есть что вспомнить из "нерабочих" ощущений? При ответе на дальнейшие детальные расспросы, в движениях его глаз были заметны перемещения зрачков в "визуальное конструирование образов" и затем по диагонали - в "контроль речи".

Это признак чего - фантазии или искренности?



Содержание раздела