d9e5a92d

Противоречащая мысль


Братец Кролик в книге Д.Харриса "Сказки дядюшки Римуса" со своей известной просьбой ("Делай со мной, что хочешь, Братец Лис, только, пожалуйста, не вздумай бросать меня в этот терновый куст!") полагался как раз на достижение обратного эффекта. Конечно, Лис швырнул его именно в терновый куст, откуда Кролику было легче всего спастись бегством.
ПРОТИВОРЕЧАЩАЯ МЫСЛЬ
Одним из способов защиты у человека может быть уход в "глухую оборону": отметание всех Ваших предложений и доводов. Заметив, что оппонент на этом "зациклился" - выработал определенный стереотип, Вы можете поставить западню.

Вместо Вашего главного довода берете противоречащую ему мысль и делаете вид, что хотите употребить как аргумент ее. Противник по инерции, не вдумавшись, отклонит и ее. Что, собственно, и требовалось. Например, Ваш оппонент явно взялся за злостное отрицание, а Вам нужно провести довод "Не все модели компьютеров надежны".

Тогда Вы выдвигаете в качестве довода противоречащую мысль: "Ведь Вы же не будете отрицать, что все производители делают абсолютно надежные компьютеры, а ненадежность - это следствие эксплуатации и т. д." Если противник не разгадает ловушки, то применит отработанную тактику и заявит, что это не так. А Вам это как раз и нужно.
БИТЬ ВРАГА ЕГО ЖЕ ОРУЖИЕМ
Метод похож на "троянского коня" с тем лишь отличием, что, добившись доверия собеседника, Вы запоминаете его аргументы (и даже стимулируете высказывать их как можно больше), а затем, указывая на его же доводы, используете их явные просчеты, неточность формулировок или даже каламбур. Этот метод вдвойне эффективен, если применять его с долей иронии и остроумия. Исторический пример: Демосфен (афинский государственный деятель) однажды заявил Фокиону (афинскому полководцу), своему заклятому врагу: "Если афиняне разозлятся, они тебя повесят".

На что Фокион ответил: "И тебя, конечно, тоже,- как только образумятся".
УПРЕК В НАВЯЗЫВАНИИ "ЛИЧНОГО МНЕНИЯ"
В ответ на приводимые доводы и факты собеседник заявляет: "Объективно все это не так! Это всего лишь Ваше личное мнение.

А со своим личным мнением Вы можете оставаться в одиночестве! Это никому не интересно".
ПЕРЕХОД НА ЛИЧНОСТЬ
Известнейший способ выведения собеседника из равновесия с целью заставить ошибаться. Вместо того, чтобы парировать доводы и приводить свои аргументы, сознательно задевается достоинство собеседника: "Какого цвета у Вас глаза (серые), такие и мысли"; "Ваша извечная суетливость хороша при ловле блох" и т.п. В качестве защиты можно спросить, может ли собеседник хоть что-то изречь по существу вопроса. На колкость можно отозваться колкостью: "Серый цвет имеет еще и вещество мозга. У Вас глаза карие.

Хорошие ассоциации, не правда ли? Кстати, для ленивых все окружающие суетливы. Но вернемся к нашему вопросу…"
БЫЛЫЕ ОПЛОШНОСТИ - ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
В отличие от предыдущей уловки, здесь вместо конкретных возражений собеседник может начать припоминать Ваши прежние ошибки, искать промахи и противоречия в более ранних делах.
Защита должна быть очень спокойной: прямо заявите о необоснованности обвинений собеседника сегодня (О.Уальд когда-то сказал: "У каждого святого есть прошлое, и у каждого грешника есть будущее"). Хладнокровно отметьте, что Вы тоже не стояли на месте, осознали ошибки, пересмотрели поведение, чему-то научились.

Поставьте точки над i: спросите, как долго еще оппонент намерен использовать свою злокозненную тактику.
УКОР В НАРУШЕНИИ ОБЩЕПРИНЯТОГО
В этой уловке часто используется слово "даже". Например, фраза "У тебя даже на рабочем столе беспорядок" сразу же ставит произнесшего ее в доминирующее положение, да и действует сильнее, чем простое указание: "Наведи порядок на рабочем столе!"
РАБУЛИСТИКА
Один из любимых приемов В.И.Ленина. Он почти никогда не спорил именно с оппонентом, а "заваливал" его через апеллирование к свидетелям спора.

В первичном разговоре мы добиваемся поддержки свидетеля спора, а затем ведем основной разговор - с главным оппонентом. И вот тут-то мы ждем (или провоцируем), когда этот собеседник "споткнется" на чем-то (пусть даже на малозначительной детали), и обращаемся к свидетелям разговора: "Нет - Вы только вслушайтесь, что Ваш сотрудник несет! Надо же до такого доболтаться!



Я вообще не знаю, как Вы с ним работаете! Такому "специалисту" можно доверить разве что только двери открывать и закрывать!" Доверие к этому человеку подорвано, что существенно отнимает у него энергию и желание продолжать спор.
УМОЛЧАНИЕ, или НЕ ВСЯ ПРАВДА
Это искусство утаить правду, не используя ложь. Можно, предлагая свой товар, сравнить его по цене с более дорогим, но умолчать, что тот товар тестируется производителем, а значит, более надежен, или что на него распространяется более длительная гарантия, и тем самым представить свой товар в лучшем виде (по цене).
ПРЕРЕКАТЕЛЬ
В данном случае любитель некорректных способов ведения беседы изводит Вас постоянными скептическими репликами типа: "С чего Вы это взяли?"; "Все это Вы уже говорили"; "И где Вы это слышали?". Одна из форм защиты - сделать долгую запоминающуюся паузу и спросить, можно ли Вам продолжить.
ССЫЛКА НА ИСТОЧНИКИ С ОГОВОРКОЙ
Одностороняя подача информации со ссылкой на неточные или абстрактные источники, например: "Не помню точно,- кто-то говорил по телевизору, или даже в газете писали, что самый лучший провайдер Интернета в этом городе..."
ЛОЖЬ
Грубый и самый ненадежный прием. Как говорил А.Поп, "Тот, кто лжет, не отдает себе отчета в трудности своей задачи, ибо ему предстоит еще двадцать раз солгать, чтобы покрыть первую ложь". Прием основывается на сообщении путаной и ложной информации. Используется для подтасовки фактов, когда в разговоре не хватает работающего на Вас фактического материала, для экономии времени доказательства чего-либо, иногда позволяет "выкрутиться" и с достоинством выйти из неловкого положения.

При использовании важен принцип этики: "Поставить ложь на службу правде". Если он не используется, то "работают" злонамеренный обман и откровенное мошенничество.
ЛОЖНЫЕ ПОСУЛЫ И КЛЯТВЫ
Чтобы побудить Вас к каким-то действиям, могут обещать "отблагодарить" после исполнения просьбы. Но как только такой человек получает желаемое, жажда благодарности мгновенно улетучивается.

Видимо, не случайно слово "предоплата" относится к самым древним экономическим терминам.
Не ждите, что благодарность человека, которому Вы сделали добро по своей инициативе, может добровольно приобрести конкретные формы. Он может поклясться: "Я буду Вам вечно признателен",- но это так и останется словами, пока Вы, руководствуясь вышеописанным принципом взаимного обмена, сами не попросите его об ответной услуге.
КНУТОМ И ПРЯНИКОМ
Известный циничный прием, но, как ни странно, по статистике не так уж часто используемый. Между тем еще Аль Капоне сказал: "С помощью доброго слова и пистолета можно сделать вдвое больше, чем с помощью доброго слова".

Сначала предлагая поощрение в ответ на необходимое действие, а затем некую кару за попытку сделать ненужное, легче привести человека к желаемым действиям.
ДОВОД К СИЛЕ, ВЛАСТИ, ЗАКОНУ
Сначала человек спорит честно, но если спор не в его пользу, апеллирует к возможному мнению властей (любых уровней), какого-то закона: "Интересно, как это понравится администрации района (города, области)?"; "Любопытно будет узнать мнение Ивана Ивановича по поводу Ваших слов…"; "Вы что, по закону не хотите?" Причем выгодную ему мысль может пытаться проводить выдуманными положениями выдуманного закона и даже грозить, скрытно или открыто, судом, "наездом" силовых структур и т. д.
БИТВА МЫСЛИ С ЛОМОМ
Это скрещение предыдущего типа уловки и уловки "Домыслы", например: "По-Вашему получается, что наши налоговые законы преступны. Вы что же, считаете, что наши законодатели, которых избрал народ, - преступники? Значит, у нас преступный народ?" или "Разве не ясна цель нападок на это предложение?

Конечно, тут налицо стремление быть выше закона. Чем больше средневековья в мыслях, тем для таких деятелей это лучше…"
ВЫСОКОПАРНЫЕ ФРАЗЫ
Собеседник пытается призвать Вас к чему-то, оперируя напыщенными фразами: говорит о высших ценностях, например, о патриотизме, любви к матери, благородстве, чести, социальной справедливости. Для защиты отделите зерна от плевел: отметьте, что, с одной стороны, все эти мотивы справедливы (особенно если при беседе присутствуют другие лица), а затем отклоните выспренние аргументы собеседника, используя метод "Да, но…": "В этом вопросе с Вами следует согласиться, но подумали ли Вы о…?"
ПРИЗЫВ К СОСТРАДАНИЮ



Содержание раздела