d9e5a92d

Подстройка к личному опыту


9. Вид сравнения (по количеству - по качеству). Принимать различные решения можно на основе качественной или количественной информации. Это просто сравнение "больше/меньше, чем" или "лучше/хуже, чем".

Некоторые руководители обращают больше внимания на размер получаемой прибыли и на размер сбереженных средств и гораздо меньше - на то, как стремление к "валу" отражается на качестве. Противоположное распространено так же широко.
10. Сходство - отличие. Всем нам приходится чуть ли не ежеминутно что-то с чем-то сравнивать, но делаем мы это по-разному. Одни в первую очередь замечают похожесть одних вещей на другие - это разряд людей, "ищущих сходство".

Другим легче найти отличительные черты. Это проще продемонстрировать. На рис.

2 изображены три фигуры. Вопрос: "Какая связь между этими фигурами?"

 

Рис. 2. Фигуры для определения сходства и различия
Конечно, связь эта включает как сходство, так и различие, но обычно люди дают один из четырех вариантов ответа:
С х о д с т в о. Люди, ищущие сходство, могут сказать, что все три фигуры равны между собой. Такие люди в жизни могут довольствоваться однообразием.
С х о д с т в о с и с к л ю ч е н и я м и. Люди, которые сначала увидят сходство, а затем отличия, отметят, что все фигуры одинаковы, но отличаются углом поворота. Люди этого типа предпочитают, чтобы жизненные изменения происходили постепенно. В их речи часто можно услышать слова "лучше", "хуже", "больше", "меньше".

Они откликаются на те нововведения, которые выражаются словами "лучше", "улучшенный", "усовершенствованный".
О т л и ч и е. Люди, замечающие в первую очередь отличия, скажут, что все три фигуры различны. Такие люди получают удовольствие от перемен, их привлекает все новое.
О т л и ч и е с и с к л ю ч е н и я м и. Есть люди, мыслящие категориями отличий с исключениями. Они сначала отметят отличия, а затем сходства.

Например, могут сказать, что эти фигуры различны, но в принципе одинаковы. Такие люди склонны к сменам впечатлений, но не в такой степени, как люди предыдущей категории.
Чтобы оперативно определить метапрограмму "сходство-отличие", задайте человеку вопрос типа: "Какая связь между этими двумя (тремя) вещами?"
11. Стратегии процесса убеждения.

Они показывают, как человек принимает решения, и какое количество времени ему для этого нужно. Знание этих стратегий очень полезно не только для подстройки, но и для прогноза или корректировки поведения человека. Существуют пять основных стратегий убеждения:
Автоматическая реакция. Таким людям требуется только частичная информация (например, один раз увидев товар или услышав о нем, они сразу же принимают решение о покупке).
Несколько примеров. Такие люди принимают решение только после ряда проверок.

Для принятия решения о покупке им необходимо сравнить несколько видов товара, посоветоваться с друзьями и т.п.
Тщательная проверка. Для принятия решения о покупке такой человек сравнит цены и качество товара в разных местах, не поленится почерпнуть нужную информацию из прессы, обратится за советом к консультантам и т.п.
Определенный период времени. Для убеждения такого человека требуется, чтобы информация оставалась неизменной на протяжении некоторого промежутка времени; для того чтобы он "созрел" для принятия решения, желательно, чтобы подтверждение было предоставлено заранее.
Устойчивое информирование. Такому человеку для того, чтобы принять решение, нужно постоянное предоставление подтверждающей информации.
Кроме того, в стратегиях убеждения немаловажным представляется тот канал, по которому человек предпочитает получать убеждающую информацию:
Визуальный - таким людям нужно увидеть подтверждение того, в чем его пытаются убедить.
Слушающий - требуется услышать.
Читающий - необходимо прочитать.
Делающий - надо сделать самому.
В период тренировки необходимо обязательно отмечать в таблице наборы метапрограмм, характерных для разных людей. Начните с себя, продолжите калибровкой метапрограмм членов семьи и коллег.

На какие идеи лучше отреагируют носители тех или иных метапрограмм? Кто из них идеально подходит для своей работы? Что можно ожидать от этих людей? Что для них является лучшим стимулом? Как лучше смоделировать их поведение?



Кроме подстройки под характерные особенности поведения суггеренда, полезно потренироваться в подстройке под его различные состояния. Вспомните изменения, происходящие в поведении своих знакомых под влиянием разных настроений.

Вспомните мотивы, приводящие их к определенному расположению духа. Воспроизведите динамику изменений.
ПОДСТРОЙКА К ЛИЧНОМУ ОПЫТУ
Если встречаются два водителя, два рыбака или врача, то они очень быстро находят общий язык и устанавливают раппорт. То же самое случается, когда встречаются два незнакомых до этого земляка, либо люди, закончившие одну и ту же школу или вуз.

Их личные переживания в этих местах пересекаются, и такие пересечения личного опыта становятся общей опорой, элементом сходства между ними.
Принцип общности личного опыта можно использовать и в более широком смысле. Чаще всего даже при общении с незнакомыми людьми удается выявить некие общие переживания. Даже самые простые из них, если они действительно общие, помогают установить первоначальный раппорт.

К универсальным переживаниям можно, например, отнести такие, как огорчения по поводу плохой погоды, отмена значимых дел, пробки и ДТП на дорогах, забота о здоровье детей, недовольство начальством и др. Раппорт помогает установить даже самую отдаленную схожесть личного опыта или условное единство целей.

При короткой деловой встрече можно, например, выразить общность личного опыта такими высказываниями, как: "Нам обоим предстоит решить множество других вопросов, поэтому давайте обсудим это без проволчек" или "От этого выиграем мы оба, поэтому я убежден, что быстро сможем добиться согласия".
Опытные журналисты, следователи, адвокаты, страховщики, торговые агенты, риэлторы, туроператоры обычно широко пользуются общностью переживаний, подмечая те признаки, которые дают им представление о стиле жизни и интересах потенциальных или реальных клиентов. Ключом к этому могут стать, например, фотографии на стенах квартиры, тематическая подборка книг на полке, видеокассеты на журнальном столике, сигареты определенной марки в руке партнера или же гири в углу комнаты.

Мы при любом удобном случае охотно пускаемся в разговор о том, что нас интересует. Острый глаз и внимание к собеседнику помогут быстро определить его увлечения и инициировать такой разговор. При этом не потребуется никакого притворства, ведь у людей всегда есть общие интересы и области единства опыта, хотя они могут проявляться и не сразу.

Косвенной связью, помогающей обнаружить единство интересов, может стать что угодно, к примеру, общий знакомый и даже невзначай увиденный по телевидению сюжет.
МАСШТАБИРОВАНИЕ ИДЕЙ
Размышляя и общаясь как в крупных, так и в мелких масштабах, каждый из нас предпочитает свой подход: любовь к деталям и частностям либо, наоборот, общий взгляд на вопросы (обобщенный, абстрактный уровень). Сознательное масштабирование идей можно с успехом использовать для подстройки к собеседнику.
Увеличив масштаб идеи, можно "представить общий вид", проанализировать вопрос с широкой точки зрения, а уменьшив, - "сосредоточиться на подробностях". Сместив масштаб в сторону, Вы сохраните ту же степень детализации.
Например, если речь идет о столе, Вы можете при увеличении масштаба иметь в виду мебель, при уменьшении - кухонный стол, а при смещении масштаба - шкаф. Дальнейшее увеличение масштаба приведет к обсуждению всех средств, создающих домашний уют, а продолжившееся уменьшение - к смакованию деталей стиля и отделки конкретного стола.
Аналогичный подход можно применить к слову "компьютер":
Увеличение масштаба Уменьшение масштаба
Техника Оргтехника Компьютер ? Персональный компьютер ? Ноутбук
При таком подходе к языку повседневное общение обязательно принесет немедленные и весьма эффективные результаты. В сфере бизнеса при переговорах очень важным считается умение перемещаться по всему пространству идей; от точных до расплывчатых, от крупных масштабов до мелких.
Почувствовав, что раппорт под угрозой, попробуйте изменить масштаб обсуждаемого вопроса; как правило, этот нехитрый прием возвращает собеседников к единодушию.
Увеличение масштаба может отвлечь внимание от сложной, но малозначащей проблемы и вернуть к единству взглядов, пусть даже на более общем уровне. Даже если сформулируете его самыми общими фразами, вероятнее всего, это приблизит Вас к единству с партнерами или клиентами: "И Вы, и мы стремимся к взаимовыгодному результату", "Со стороны видно, что обе стороны стараются вести искренний разговор", "Все мы едины в том, что стремимся найти компромисс" или "Всем нам хочется побыстрее урегулировать эту проблему".



Содержание раздела