d9e5a92d

Работа с психосоматикой


Таким образом вы дали пациенту способ видеть подобные ситуации с другой точки зрения. Когда его в очередной раз начинают ругать или стыдить, а он закрывает глаза и видит надпись “Ну и что?”, у него как бы прибавляются силы.

А именно этого вы с ним и хотите добиться.
На своих семинарах я часто напоминаю, что у нас есть роли, которые мы играем, костюмы, в которые мы рядимся, и привычные маски, которые мы надеваем. В этом нет ничего плохого или шизофренического. Иногда это очень полезный инструмент, который удерживает человека от того, чтобы впасть в ярость.

Например, на вас форменная одежда служащего “Макдональдса”, вы на работе, входит женщина и спрашивает: “А у вас можно купить гамбургер?” Вы смотрите на форму, на которой написано ваше имя и “Макдональдс”, и говорите: “Да, мэм!” А она продолжает: “А кетчуп к гамбургеру?” Вы опять внимательно смотрите на свою форму и говорите: “Да, мэм!” Каждый раз, когда вы можете мысленно представить себя в какой-то форме, у вас появляется возможность сделать то, что вам нужно сделать. И когда вы предлагаете этот способ пациенту, у него появляется возможность почувствовать себя в этой роли комфортно и уверенно.
Иногда транс развивается более сложно и долго. Сейчас я приведу пример более длительного и детального развития естественного транса.
Работа с психосоматикой
Наведение транса.
Работа с приступами удушья
Бетти: Я вижу, у тебя здесь горит красненький огонек. Он мне нравится. (У Константина в кармане лежит работающий диктофон.) Это значит, что ты функционируешь.

Почему бы тебе не рассказать мне, что ты в данный момент хочешь для самого себя.
Константин: Я бы хотел, чтобы дыхание было более свободным и чтобы я мог снизить дозу лекарств, которые принимаю в связи с моей астмой.
Бетти: А давно ты болен?
Константин: Лет двенадцать или пятнадцать.
Бетти: А ты куришь?
Константин: Нет.
Бетти: Скажи, пожалуйста, каким образом астма мешает тебе наслаждаться жизнью?
Константин: В первую очередь она мешает мне работать. Я не могу принимать клиентов так часто, как они этого хотят.
Бетти: Потому что тебе надо отдыхать?
Константин: Да. Кроме того, я бы хотел много бегать.
Бетти: А когда у тебя приступ, что происходит обычно?
Константин: Мне станоится тяжелее дышать, но каждый раз все происходит чуть-чуть по-другому. Иногда удушье начинается снизу, иногда на вдохе, иногда на выдохе. Это похоже на то, когда проплываешь метров двести очень быстро и касаешься стенки бассейна. Я был очень удивлен, когда спустя много лет, болея астмой, узнал это ощущение.

Невозможно вдохнуть, а иногда выдохнуть.
Бетти: Дыхание становится таким мелким, да?
Константин: Я теперь уже сам его таким делаю, потому что так быстрее проходит приступ. Раньше, когда я пытался дышать глубоко, становилось хуже.
Бетти: Это тебя пугает?
Константин: Было время, когда очень сильно пугало, но теперь страх
позади.
Бетти: Долго ты боролся с этим страхом?
Константин: Лет восемь подряд.
Бетти: Отличная работа. Для многих астматиков действует некий порочный круг: во время приступа они пугаются, приступ углубляется, они еще сильнее пугаются и так далее.

Ты когда-нибудь дышишь глубоко?
Константин: Сейчас. Но обычно я стараюсь не дышать глубоко, потому что это может быть опасно, особенно во время разговора.
Бетти: Глубокое дыхание запускает приступ, да?
Константин: Да, когда я быстро иду или говорю.
Бетти: Когда тебе легче всего дышать: в душе, в ванной, в жаркий день, в дождливый день?
Константин: Я об этом думал, но никакой системы не нашел. Только в метро очень трудно, потому что там влажно и душно.
Бетти: А в душе, например?
Константин: Я там никогда не задыхался.
Бетти: Конечно, все люди ощущают все по-разному, но многие астматики говорят, что чистая влажность душа помогает.
Константин: Может быть, но на берегу моря мне плохо.
Бетти: А ночью хорошо спишь?
Константин: Просыпаюсь раза три-четыре за ночь и, воспользовавшись ингалятором, снова засыпаю.
Бетти: Ты спишь с подушкой или нет?
Константин: На меня это не влияет, поэтому иногда с подушкой, иногда нет.


Бетти: А бывает так, что не просыпаешься ни разу?
Константин: Такого не было уже десять лет.
Бетти: Засыпать тебе трудно?
Константин: Нет.
Бетти: Ты уже достаточно хорошо поработал! А как ты понимаешь, что такое астма физиологически?
Константин: Раньше я думал, что многое понимаю, а сейчас  что не понимаю ничего.
Бетти: А где ты себя чувствуешь плохо, кроме метро?
Константин: На берегу моря. Или когда быстро двигаюсь или начинаю суетиться.

Иногда плохо бывает от пыли.
Бетти: А ты в транс погружался?
Константин: Да, регулярно. Я практиковал медитативные техники, погружался в транс, когда работал с пациентами и когда занимался собой.
Бетти: Отлично. Но теперь я не могу тебе сказать: “Вздохни глубоко и погрузись в транс!” Нет-нет, не дыши так глубоко.

Я ведь хочу, чтобы тебе было комфортно. Ты видел, как я работала с Сергеем?

Видел, как рука поднималась?
Константин: Да, я сам это очень люблю.
Бетти: Тогда давай я помогу тебе погрузиться в транс. И когда ты погрузишься в транс, ты, может быть, решишь позволить своей руке подняться, ведь это такие приятные ощущения.

Какая рука у тебя обычно поднимается  правая или левая?
Константин: Обычно обе!
Бетти: Нет уж, давай выберем одну!
Константин: Тогда правую, я ее больше люблю!
Бетти: Ты помнишь, как я работала с другими людьми, которые впадали в транс. Тебе даже не обязательно обращать внимание на то, что я говорю. Твой магнитофончик все запишет. Даже слушать не обязательно.

Тебе нужно просто погрузиться в транс и испытывать это ощущение. Не обязательно отвечать, отзываться...

И Марину (переводчицу) слушать не обязательно... И меня не обязательно слушать...

Я буду продолжать говорить, но в основном для публики... Пока ты сидишь здесь и погружаешься в транс... и даже отзываться не обязательно... Ты просто сидишь и чувствуешь себя комфортно...

И глаза твои смотрят вниз, на руки, лежащие на коленях, а спина опирается на спинку стула... И ты ведь это уже умеешь... ты знаешь, как...

Все эти шумы, которые производят люди, сидящие в комнате... похожи на слитный отдаленный гул, на звуковой фон, который бывает летом, зимой... лето и зима, которые давно прошли... все эти ерзанья и звуки, которые издают люди в комнате, и мой голос, и Маринин голос можно слушать, а можно и не слушать... И веки у тебя становятся тяжелыми...

И можно позволить им почувствовать себя тяжелыми, а руке легкой... вот так... хорошо...
И довольно скоро... можно будет погрузиться еще поглубже... Для этого достаточно позволить своей руке чувствовать себя все более и более легкой... И может быть, она станет легче и теплее... потому что ты знаешь, как позволить ей подняться. И это помогает погрузиться в транс...

Хорошо... И я хочу, чтобы тебе было комфортно... чтобы ты расслабился... пока ты тут сидишь и думаешь: “Что же будет?..” Поднимется ли левая рука сама по себе?.. Останутся ли глаза закрытыми?.. Погрузишься ли ты еще поглубже в транс?..

И этот шум в комнате... будет ли он продолжать оставаться ясным, отчетливым или сольется в неясный гул?.. Хорошо... Глаза могут продолжать оставаться закрытыми... очень хорошо... но ты остаешься в контакте со мной и в то же время погружаешься все глубже и глубже...

Вот так...
И если ты действительно хочешь испытать замечательное чувство, когда ты погружаешься все глубже, глубже, а кто-то тебе помогает, то можешь уже позволить своей левой руке начать потихоньку подниматься... Тебе ведь так нравится это чувство... (Левая рука Константина, до этого спокойно лежавшая на колене, потихоньку зашевелилась.) Вот так... хорошо... (В этот момент начинает приподниматься правая рука Константина.) Это замечательное чувство может быть и в правой руке... в сущности, это совершенно не важно... и ты, Константин, сидишь здесь... (Правая рука Константина начинает подниматься вправо и вверх.) Так, хорошо... И чем выше поднимается рука... тем глубже ты можешь погрузиться... и все-таки остаешься в контакте со мной... Хорошо... И ты остаешься со мной в контакте, а рука движется... (Рука уже поднялась до уровня груди и остановилась.) И когда рука совсем поднимется и дотронется до лица... (кисть руки разжалась, рука начинает медленно подниматься к лицу), какой же глубокий транс ты ощутишь, Константин...

Хорошо... И все ближе к лицу... И когда ты осторожно дотронешься до лица, то будешь в действительно глубоком, просто отличном трансе... (рука Константина совсем рядом с лицом) в очень хорошем трансе... (Рука Константина коснулась его усов; он слегка водит по ним рукой вверх-вниз; рука начинает подниматься выше по лицу.)
И с той самой скоростью, с которой тебе удобно... в своем темпе... (рука Константина поднялась до бровей) теперь ты можешь побыть в этом замечательном трансе... Я хочу, чтобы ты в нем оставался... хочу, чтобы ты вернулся, отлистав назад странички своей памяти... (рука поднялась до лба) на десять лет... на двенадцать лет... на пятнадцать лет... (рука медленно отодвинулась от лица; она как бы подвешена в воздухе рядом с ним) когда твое дыхание было таким простым и долгим... вспомнить...

Ты можешь вспомнить, как это ощущалось, когда можно бежать и плавать... (рука начинает двигаться вперед) и оставаться в этом трансе, оставаться в трансе (рука к концу фразы опустилась опять на колено) десять лет... двенадцать лет... пятнадцать лет назад... И ты помнишь, как это ощущалось... так быстро бежать и чувствовать прозрачный чистый воздух... отличный воздух, который наполняет легкие... (Константин плачет, по щекам бегут слезы.)



Содержание раздела