Источник http://saudar.net         d9e5a92d

Физический отклик


Вскоре вы почувствуете, как глаза начинают время от времени смаргивать слезу. Теперь используйте внушение следующего типа:
"Чем пристальнее я смотрю на пятно, тем больше устают глаза. Они начинают слезиться, и я все чаще моргаю, словно вместе со слезами я смахиваю все тревоги, заботы и беспокойства.

Мое тело расслаблено, и такими же расслабленными и спокойными могут стать мои глаза и ум".
Во время первых нескольких сеансов, возможно, вы останетесь с открытыми глазами минут 10"15. А может случиться, что веки отяжелеют и закроются уже через несколько минут.

Вы сами поймете, когда вам захочется закрыть глаза без всякого принуждения.
Продолжайте внушать себе:
"Я продолжаю пристально смотреть на пятно. Я сам (сама) решу, когда мне закрыть глаза.

Точно так же, как я решаю, когда ложиться спать, я выберу наиболее удобный момент, чтобы закрыть глаза".
Старайтесь не прерывать поток подобных внушений, можете несколько раз повторять одно и то же. И все же старайтесь разнообразить словесное оформление своих внушений, целью которых является фиксация взгляда на определенном предмете, расслабление и желание смежить веки.
Постоянное повторение внушений и неизменная направленность взгляда вскоре приведут к тому, что вам захочется закрыть глаза. Не тревожьтесь, если они остаются открытыми по прошествии 10"15 минут, тихонько прикройте их сами.
Когда глаза закроются, продолжайте внушать себе состояние покоя и расслабленности. Можете использовать технику постепенной релаксации, образность действия и образность результата при формулировке своих внушений.
Используйте для вхождения в транс ваше напряжение или тревогу
До сих пор мы говорили о расслаблении как главном условии для вхождения в транс. Однако в гипнотическое состояние можно войти и без расслабления.

Если физическая усталость и нервное напряжение не дают вам расслабиться, можно войти в транс, отталкиваясь от вашей тревоги.
В своей книге "Работа в трансе" (1990) психолог Майкл Япко предлагает использовать тревожное состояние для вхождения в транс. Вы принимаете как данность ваше внутреннее состояние, будь то тревога, опасение или даже скепсис.



Главное "не критикуйте и не упрекайте себя.
Попробуйте вспомнить какой-нибудь момент в вашей жизни, когда вам было как никогда покойно и хорошо, и ничто вокруг не могло испортить вашего настроения.
С помощью этой техники самогипноза ваше обостренное внимание отвлекается на какое-то прошлое ощущение комфорта, покоя и отрешенности от всего окружающего. Ваш организм с помощью своих физиологических средств постарается воссоздать это пережитое когда-то состояние.
Другую методику предлагает Эрнест Росси (1976), который описывает, как Милтон Эриксон использовал возбужденное состояние клиента для введения его в транс. В своей книге "Реальности гипноза" (1976) Росси описывает, как Эриксон предложил крайне нервозному пациенту сосредоточить внимание на циферблате часов:
"Пристально следите за секундной стрелкой. Следуйте глазами за ее движением, пусть оно поглотит все ваше внимание.

Глядя на стрелку, ощутите, как напряжение трепещет во всем вашем теле, как оно кружится и вертится, словно колесики в механизме часов, или переливается по всем жилам, как электрический ток.
"Заведите себя до полной сосредоточенности и, пристально глядя на часы, приветствуйте любую постороннюю мысль, что навестит вас. Ваше сердце бьется в ускоренном ритме, возможно, даже совпадающем с движением секундной стрелки.

Прислушайтесь к этому ритму и, возможно, он заворожит вас".
Образное въдение и самогипноз
Внушения легче проникают в подсознание, если придать им живую образность. Воображение и образное мышление тесно связаны с подсознанием, и их по праву можно назвать языком подсознания.

Дайте себе полностью погрузиться в свои воображаемые картины и ощущения. Чем дальше вы отойдете от осознанных, рациональных и логических мыслей, тем скорее почувствуете благотворное воздействие самогипноза.
Приведенные ниже метафоры и ассоциации являются лишь примерными направлениями, в которых вам следует развивать свое воображение. Начав с внушения закрыть глаза и расслабиться, вы перейдете к образному видению по типу того, что мы предлагаем ниже. В качестве материала для внушений вы можете использовать свой жизненный опыт, воспоминания, прочитанные книги, картинки из журналов или кадры из телепередач, с которыми ассоциируется состояние расслабления.

Можете подготовить образные внушения заранее, до сеанса. Например:
"Недавно вы проходили по многолюдному центру города и случайно заглянули в тихий уютный магазинчик. Так и сеансы самогипноза могут стать для вас пребыванием в таком же спокойном, несуетном месте.
"Представьте, как ребенок запускает с помощью резинки игрушечный самолет, вам даже может показаться, что этот ребенок "вы сами. Глядя на длинную разматывающуюся резиновую ленту, вообразите, что это высвобождается напряжение из вашего организма.
"Вот вы видите, как по течению реки плывет упавший осенний лист. Провожая его глазами, медленно посчитайте назад от тридцати до единицы.

Представьте, как река уносит лист к своему устью или в тихую заводь, а вместе с ним и вы оказываетесь в тихом убежище, где вас никто не потревожит.
"По мере того, как вы медленно считаете, провожая глазами уплывающий лист, ваши мышцы постепенно освобождаются от накопившегося за день напряжения. Почувствуйте, как ваше тело наполняется покоем, который сохранится не только во время гипноза, но и впредь, стоит только сделать несколько глубоких, спокойных вдохов и выдохов".
Вплетайте в эти картины свой личный опыт, включите в работу все свои чувства. Представьте в своем воображении живописные пейзажи, запахи реки, моря, воздуха, звуки бегущей воды, шум ветра, крики птиц.

Ощутите прохладу речной воды, солнечное тепло и ласковый ветерок на своем лице.
Можем предложить запись гипнотического внушения, которое мы назвали ступенчатой релаксацией. Вспомните место, где вы когда-то побывали: дачу, деревенский домик или хижину в горах.

Вы стоите на верхней площадке спиральной лестницы, которая спускается с вершины окутанных туманом гор к воображаемому вами месту, самому уютному и заповедному из всех, что вы когда-либо встречали. Произносите следующие внушения:
"Я делаю глубокий вдох и начинаю спускаться по ступенькам. Из тумана и туч беспокойного дня я медленно спускаюсь в более спокойное, отрадное место.

С каждым шагом приближаясь к незнакомому месту, к новым ощущениям, я с нарастающим интересом думаю, что же ожидает меня в конце лестницы.
"Для моего путешествия не нужен ни поезд, ни самолет, ни автомобиль. Никаких хлопот с билетами, расходами и багажом.

Нужно лишь воображение, чтобы привести меня к новому и все более узнаваемому ощущению полного расслабления".
Представляя все это себе, вы можете одновременно вести отсчет ступенек. Пусть их будет, скажем, пятьдесят.

Неважно, будете ли вы просто смотреть под ноги и видеть каждую воображаемую ступеньку или станете их считать по одной, в обоих случаях вы почувствуете постепенное расслабление.
Не старайтесь анализировать свои внушения, пусть они свободно текут. Если вам покажется, что вы произнесли какую-то бессмыслицу, не обращайте внимания и продолжайте дальше. Если вам не удается воссоздать в уме какой-то образ, попробуйте что-нибудь другое.

Главное "чтобы целенаправленный поток слов и образов не прерывался.
Физический отклик
Чтобы еще более сконцентрировать свое внимание, научитесь вызывать физические изменения в организме: ощущение тепла или холода в конечностях, потерю чувствительности в руках, ногах или других частях тела. Когда вы со временем добьетесь таких результатов, считайте, что вы в определенной степени владеете самогипнозом.
Ощутив, что вы достаточно "размагнитились", расслабились, сосредоточьте внимание на своей руке, неважно, правой или левой. Мысленно представьте ее с все еще закрытыми глазами. Ощутите, как она становится все холоднее, или теплее, или все больше немеет.

В зависимости от того, чего вы хотите, все время повторяйте соответствующие внушения. Постепенно в руке появится желаемое ощущение. Даем примеры подходящих внушений:
"Моей руке удобно лежать, я замечаю в ней новое ощущение. У меня начинает покалывать в кончиках пальцев, словно они дотронулись до холодного металла.

Возможно, напротив, я ощущаю тепло, словно моя рука погрузилась в нагретый солнцем песок на пляже или в барханах.
"Не имеет значения, что я ощущаю. Рука может вовсе потерять чувствительность.

А вот она тяжелеет, как будто на тыльную сторону кисти положили груз и он пригибает всю руку книзу.
"Вполне вероятно, что я, наоборот, испытываю необычную легкость в руке, словно к каждому пальцу привязали по воздушному шарику, и к запястью, и локтю тоже. Шарики поднимают мою руку.
"Вот моя рука потеряла чувствительность и становится все легче и легче, ей хочется подняться в воздух со своего места. Это приятная легкость, она совсем не зависит от вас, как будто рука хочет подняться по собственной воле, как воздушный шарик".



Содержание раздела