d9e5a92d

Способы и этапы гипнотизации


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЧЕСКОГО ГИПНОЗА
Уже в начале изучения гипноза как естественнонаучного явления встал вопрос, кто может быть гипнотизером и его пациентом. Большинство исследователей к сегодняшнему дню согласны с положением: Любой человек может быть подвержен гипнозу в той или иной степени.

В основе этого заявления лежит идея, ведущая свой отсчет от Нансийской школы: Гипноз - естественное явление, в основе которого лежит внушение.
Гипноз - форма человеческого существования, основанная на концентрации внимания и обращении во внутренний мир. При наличии желания и мотивации любой пациент подвержен действию гипносуггестивной терапии.

Основным условием являются его добровольное согласие и психотерапевтический смысл. Использование гипноза в зрелищных мероприятиях не дает ничего, кроме пищи для слухов и материальных выгод исполнителям и организаторам зрелища.
Техника гипнотического наведения основывается на использовании ряда вербальных и невербальных приемов, эффективность которых в большинстве случаев зависит от внушаемости пациента.
Для облегчения и проведения гипнотизации следует предусмотреть несколько условий: уменьшение активности пациента, снижение интенсивности внешних воздействий, кроме тех, что используются для погружения в гипноз; фиксация внимания.
ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ И ВНУШАЕМОСТЬ
Гипнабельность - свойство индивида, определяющее способность достижения гипнотического транса определенной
глубины, определяемое по субъективным и объективным признакам.
Внушаемость - это степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию, или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, которое исходит от другого лица или группы людей (С. Ю. Мыш-ляев).

Внушаемость зависит от личностных психологических и физиологических характеристик человека и факторов окружающего мира. Пациент часто не осознает своей подчиняемости и считает свой образ действий субъективнообусловленным, основанным на свободе выбора, и, при необходимости, объясняет свое поведение.

Пациент, снявший в результате внушения ботинки и носки, при соответствующем вопросе скажет, что сделал это из-за жары.
Одним из постгипнотических внушения Бернгейма было: на следующий день в полдень пациент должен был выйти на площадь Станислава в центре Нанси и трижды открыть зонтик. И когда горожане видели человека в солнечный день открывающего зонтик, они знали, что это пациент Бернгейма.

При необходимости он мог пояснить свое поведение желанием проверить, работает ли зонтик, или другими причинами.
К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстра-вертированность, повышенная эмоциональность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности (Карпенко Л. А.). Лучше внушаемы внешнереферент-ные люди, привыкшие опираться на внешние авторитеты, чужое мнение.

Ситуативно внушаемость может повыситься при соматическом заболевании, усталости, стрессе, в безвыходном положении.
В большинстве случаев внушение, исходящее от группы людей, эффективнее внушения, исходящего от одного человека, но группа не должна вызывать негативных эмоций. Од-
нако случается, что внушение, произнесенное одним авторитетным лицом, сильнее для человека, нежели внушение группы. Люди более внушаемы в областях, где их компетентность ограничена. Уровень доверия и соответственно внушаемость слесарю из автосервиса может быть выше, чем психотерапевту.

Для внушаемого человека мнение авторитетных людей, средств массовой информации, опросов общественного мнения и т. п. становится основой для принятия соответствующих решений.
Внушаемость - обычное социальное явление, и каждый человек обладает ею в определенной степени. Можно говорить о лицах с большей или меньшей внушаемостью, причем последние часто бывают источником внушений для первых.



На внушаемости основаны обучение и воспитание растущего человека, его позиционирование в коллективе. В медицине с восприимчивостью пациентов связан ряд заболеваний и синдромов, носящих общее название ятрогении
Часто внушаемость зависит не только от источника внушений, но и от характера внушений и способа их предъявления. Одна и та же фраза, сказанная грозным или мягким голосом, будет иметь разный эффект.

Люди могут отвергать внушения со стороны посторонних, но зато легко поддаются влиянию близких и родных.
Для определения внушаемости и для психотерапии в целом может иметь значение возраст пациента: хорошо поддаются внушениям молодые люди с податливостью мыслительных процессов, люди пожилого возраста внушаемы в гораздо меньшей степени.
Гипнабельность может соотноситься с внушаемостью, но не является отдельным свойством организма, имеющим физиологическую основу. Она может быть определена только в ходе гипноза, опираясь на гипнотические тесты и результаты наблюдения.

Способностью достигать глубокой степени гипноза (быть высоко гипнабельными) обладают около 20 - 30% людей. Примерно в равных долях по 30 -35% распределились люди, имеющие среднюю и незначительную гипнабельность.
Существует мнение, что здоровые соматически и психически люди более гипнабельны, чем больные.
Возможно, гипнабельность в некоторой мере обусловлена генетически, но этот вопрос находится в стадии исследования. Восприимчивость к гипнозу может увеличиваться по мере приобретения опыта погружения в транс. Незначительная глубина погружения в первых сеансах может увеличиваться в последующих.

Это явление может быть связано с устранением негативизма, напряженности, страха перед сеансами, что затрудняет дифференцировку. было ли это усиление гипнабельности либо гипнотизируемый не смог достичь индивидуальной глубины гипноза в первые сеансы по описанным выше субъективным причинам.
На восприимчивость к гипнозу немалое влияние оказывают окружающая обстановка, атмосфера, в которой проводится сеанс. Несомненно, субъекта, который видит, что другие без всяких колебаний подвергаются гипнозу и легко засыпают, легче гипнотизировать. В этом случае действует атмосфера внушения, не только облегчающая усыпление, но и значительно способствующая достижению лечебного успеха (А.

П. Слобо-дяник).
Личность гипнотерапевта
Действительно, любой человек может быть загипнотизирован, но не любым гипнотерапевтом и не в любое время. При этом не существует критериев, кто может быть гипнотизером, легенды о необходимости серых стальных глаз и о большей эффективности специалистов брюнетов ушли в прошлое. Гипнозом может овладеть практически каждый, но обычно он должен обладать в глазах пациента некоторым набором качеств, поскольку личность гипнотерапевта воспринимается субъективно. Велико значение доверия, которое пациент питает к терапевту и к его способностям.

Один гипнотизер будет погружать субъекта движением руки в глубочайший транс, другому это не удастся ни при каких условиях. Следует выделить возможные качества, необходимые для формирования веры паци-
ента в гипнотерапевта, исходя из тезиса Бернгейма: Вера
чит. I
Качества, которые желательны для гипнотерапевта
Уверенное поведение
Поведение гипнотерапевта должно говорить об уверенности в своих силах, в силе метода, которым он владеет, о готовности справиться с проблемой пациента. Если терапевт с дрожью в голосе говорит гипнотизируемому: Давайте попробуем, правда, у меня редко что получается, - он может быть уверен, не получится и в этот раз.

Внутреннее спокойствие и отсутствие напряженности в теле и в словах так же полезны для создания образа успешного терапевта. Часто образ терапевта складывается у пациента заранее из отзывов других пациентов, из разговора по телефону, из рекламной информации, и он приходит уже в частичном гипнозе от созданного им самим образа гипнотизера, и задача терапевта состоит в том, чтобы не разочаровать гипнотизируемого.
Речь терапевта должна быть четкой и хорошо слышимой для пациента. При обращении к нему смотрите в глаза спокойно, без напряженности. В речи будьте уверены, используйте местоимение Я, подчеркивая свой авторитет.

Бывали случаи, когда уверенность психотерапевта компенсировала его иные недостатки, и пациент, зачарованный силой и могуществом, был успешен в терапии.
Опрятная внешность
Условия, предъявляемые к внешности, не имеют четких критериев, терапевт может опираться на свои предпочтения. Для врача, работающего в поликлинике или стационаре, может быть естественен белый халат, который должен быть чистым и све-жевыглаженным. Частнопрактикующие специалисты обычно предпочитают работать без халата, и тогда требования опрятности будут предъявляться к костюму.

Гипнотерапевт в строгом деловом костюме имеет больше шансов на успех, нежели одетый в джинсы и майку. Важно помнить, что одежда несет в себе невербальное послание пациенту о нас, в зависимости от
этого бессознательно человек определяет, можно ли нам доверять и верить в успех.



Содержание раздела