d9e5a92d

СПОСОБЫ ВОЗВРАТА БЕЖАВШИХ КАПИТАЛОВ

Экономическая контрабанда влечет наказание в границах от лишения свободы на срок до трех лет со штрафом, или более мягкое наказание (ч. 1 - преступление средней тяжести), до лишения свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества (ч. 3 -преступление тяжкое), если совершается в крупном размере (стоимость перемещенных товаров превышает 1000 месячных расчетных показателей). Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте преступно для руководителя организации при совершении этого деяния в крупном размере (5000 месячных расчетных показателей).

Максимальное наказание за это преступление средней тяжести - лишение свободы на срок до трех лет.

Китайская Народная Республика.


По уголовному кодексу КНР возможно преследование контрабандного вывоза наличной валюты, соединенного с неуплатой налогов ( ст. 153), и нарушения государственного законодательства о хранении валюты за рубежом или переводе валюты за рубеж (ст.

190 УК). Минимальное наказание за контрабанду определено в том случае, если сумма неуплаченных налогов составляет от 50 до 150 тысяч юаней ( лишение свободы на срок до трех лет или более мягкое наказание); максимальное - при сумме неуплаченных налогов с превышением 500 тысяч юаней (лишение свободы на срок свыше десяти лет или бессрочное лишение свободы, а также штраф от 2- до 6- кратного размера неуплаченных налогов или конфискация имущества).

Нарушение государственного законодательства о хранении валюты за рубежом или переводе валюты за рубеж есть в случаях самовольного хранения валюты на счетах за рубежом или незаконного перевода ее за рубеж. Наказание предусмотрено для государственных компаний, предприятий или иных государственных организаций - в виде штрафа при наличии отягчающих обстоятельств; для руководителей организации и других лиц, несущих непосредственную ответственность, - в виде лишения свободы на срок до пяти лет или краткосрочного ареста.

Латвийская Республика.


По УК Латвии преступным является только один вид бегства капиталов за границу,
- контрабанда наличной валюты (ст. 190).

Контрабанда преступна, если осуществлена в крупном размере, или организованной группой. Рамки возможного наказания: лишение свободы на срок до пяти лет, или арест, или более мягкое наказание (ч.

1 - менее тяжкое преступление) - лишение свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества (ч. 3- тяжкое преступление).

Республика Таджикистан.


В уголовном кодексе Таджикистана предусмотрены несколько составов, направленных в той или иной степени на противодействие бегству капиталов за пределы государства: незаконная сделка с иностранной валютой (ст. 286 УК), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте ( ст. 287 УК), нарушение правил внешнеэкономической деятельности (ст.

288 УК), контрабанда (ст. 289 УК). Незаконная сделка с иностранной валютой заключается, кроме ее покупки, продажи, обмена, использовании в качестве иных средств платежа, еще и в иных незаконных операциях с иностранной валютой. Уголовная ответственность наступает: по ч. 1 - если ранее лицо привлекалось к ответственности административной (максимальное наказание - два года лишения свободы); по ч. 2 - если стоимость предмета превышает 50 МРОТ (максимальное наказание - лишение свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией имущества); по ч. 3 - если деяния, предусмотренные ч. 2, совершены повторно, группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере - с превышением 2 тысяч МРОТ (наказание - лишение свободы на срок от шести до десяти лет с конфискацией имущества).

Ч. 3 ст. 286 УК отнесена законом к тяжким преступлениям. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте преступно в том случае, если совершено в крупном размере ( свыше 5 тысяч МРОТ) руководителем организации. Максимальное наказание, которое может быть назначено за это преступление, - лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на пять лет.

Нарушение правил внешнеэкономической деятельности представляет собой сокрытие всей или части валютной выручки, полученной от проведения валютной или экспортной операции, совершение коммерческих сделок за валюту, минуя уполномоченные банки, и иное грубое нарушение законов о внешнеэкономической деятельности, если эти деяния причинили крупный ущерб ( свыше 1 тысячи МРОТ) интересам граждан, общества или государства (наказание штраф или лишение свободы на срок до двух лет). При наличии квалифицирующих признаков ( повторность, организованная группа, особо крупный размер - свыше 5 тысяч МРОТ) наказание возрастает: лишение свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на пять лет. Контрабанда понимается традиционно; она преступна, если совершается в крупном размере (свыше 1 тысячи МРОТ), и наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. При наличии квалифицирующих и особо квалифицирующих обстоятельств наказание ужесточается (максимум по ч. 4, при совершении преступления организованной группой, - лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет или без такового).



Преступления, предусмотренные в ч. 3 и ч. 4 ст. 289 УК, являются особо тяжкими.

Республика Узбекистан.


Узбекский законодатель установил достаточно жесткое наказание за два вида посягательств, связанных, в той или иной степени, с бегством капиталов за границу - за сокрытие иностранной валюты (ст. 178 УК) и нарушение таможенного законодательства (ст. 182).

Сокрытие иностранной валюты заключается в умышленном сокрытии иностранной валюты, подлежащей зачислению на счета в уполномоченных банках Республики Узбекистан, лицами, осуществляющими валютные операции (среди них вывоз и пересылка за границу валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов) на предприятиях, в учреждениях или организациях. Оно влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 178 УК в виде штрафа или лишения определенного права от трех до пяти лет, или лишение свободы до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой (менее тяжкое преступление); если же деяние совершено из корысти, повторно, по предварительному сговору группой лиц (ч.

2), наказание состоит в лишении свободы от пяти до восьми лет с конфискацией имущества (тяжкое преступление), при совершении деяния организованной группой или в ее интересах (ч. 3) - лишением свободы от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества (особо тяжкое преступление).

Нарушение таможенного законодательства (по сути, традиционная контрабанда) преступно, если совершено в крупном размере (от 100 до 300 МРОТ) или с использованием служебного положения (ч. 1 ст. 182 УК), и является тяжким преступлением (наказание - лишение свободы от пяти до восьми лет с конфискацией имущества).

При совершении этого деяния в особо крупном размере (300 и более МРОТ), путем прорыва, организованной группой или в ее интересах, преступление отнесено к особо тяжким (наказание - лишение свободы от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества).

Украина.


Украинское уголовное законодательство предусматривает три состава преступления, направленных на борьбу с преступным бегством капиталов за границу. К ним относятся контрабанда (ст. 201 УК), уклонение от возврата выручки в иностранной валюте ( ст. 207 УК) и незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов ( ст.

208 УК). Контрабанда преступна, если совершена в крупных размерах (стоимость в тысячу и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан), и влечет наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией предметов контрабанды (ч. 1 - тяжкое преступление); при совершении преступления по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее судимым за контрабанду - лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией предметов контрабанды и с конфискацией имущества (ч.

2 - особо тяжкое преступление). Уклонение от возврата выручки в иностранной валюте представляет собой умышленное уклонение должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности или лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность без создания юридического лица, от возврата в Украину в предусмотренные законом сроки выручки в иностранной валюте от реализации на экспорт товаров (работ, услуг) или других материальных ценностей, полученных от этой выручки, а равно умышленное сокрытие любым способом такой выручки, товаров либо других материальных ценностей.

Преступление наказывается: по ч. 1 - штрафом или исправительными работами до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет (преступление небольшой тяжести); по ч. 2, при наличии таких отягчающих обстоятельств, как повторность, предварительный сговор группы лиц, крупный размер ( выручка в тысячу и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан), - ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок до трех лет (преступление средней тяжести); по ч. 3, при совершении преступления в особо крупных размерах (выручка в три тысячи и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан), - лишением свободы на срок от трех до семи лет (преступление тяжкое). Незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов состоит в незаконном, с нарушением установленного законом порядка, открытии или использовании за пределами Украины валютных счетов физических лиц, совершенном гражданином Украины, постоянно проживающим не ее территории, а равно валютных счетов юридических лиц, действующих на территории Украины, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения либо организации или по его поручению другим лицом, а равно в совершении указанных действий лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица. Преступление отнесено законом к преступлениям небольшой тяжести по ч. 1 ст.

208 УК (наказание - штраф или исправительные работы на срок до двух лет, или ограничение свободы на срок от двух до четырех лет, с конфискацией валютных ценностей, находящихся на счетах); по ч. 2 - к преступлениям средней тяжести (наказание - лишение свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и с конфискацией валютных ценностей, находящихся на счетах).

Эстонская Республика.


Уголовному законодательству Эстонии известны два состава преступления, с помощью которых в определенной степени можно бороться с бегством капиталов за границу, - контрабанда (ст. 76 УК) и нарушение порядка совершения валютных сделок (ст. 86 УК). Контрабанда признается преступлением второй степени; она наказуема при совершении ее в крупных размерах штрафом или арестом, или лишением свободы на срок до трех лет (ч.

1), при совершении ее должностным лицом с использованием своего служебного положения или группой лиц - лишением свободы на срок от трех до восьми лет (ч. 3).

Нарушение порядка совершения валютных сделок преступно, если совершается в значительных размерах, и влечет наказание в виде штрафа или лишения свободы на срок до пяти лет; это также преступление второй степени.

Основные выводы проведенного исследования сводятся к следующим:

1/ борьба с бегством капиталов за границу может осуществляться, в том числе, и уголовно-правовыми методами;
2/ уголовно-правовые методы борьбы с бегством капиталов за границу используются, в основном, государствами с формирующейся рыночной экономикой или государствами с неразвитой или нестабильной экономической системой;
3/ традиционным уголовно-правовым методом борьбы с бегством капиталов является установление уголовной ответственности за контрабанду, которая в отношении наличной валюты или других капиталов наказуема, как правило, если осуществляется в крупных размерах;
4/ кроме контрабанды, к уголовно-правовым методам борьбы с бегством капиталов за границу относятся:
- сокрытие (невозвращение) валютной выручки ( см., например, УК Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, России, Таджикистана, Украины, Узбекистана);
- незаконное открытие валютных счетов за пределами государства (см., например, УК Беларуси, Украины);
- занятие внешнеторговой деятельностью без разрешения или в нарушение такого разрешения (УК Болгарии);
- перевод за границу через финансовое учреждение денежных средств с использованием поддельного, фальсифицированного документа или документа с неправильным содержанием (УК Болгарии);
- нарушение положений законодательных актов относительно режима сделок ввоза и вывоза, других операций с валютными ценностями или обязанностей по их декларированию (УК Болгарии, Китая);
- нарушение порядка совершения валютных сделок или незаконная сделка с иностранной валютой (УК Эстонии, Таджикистана);
5/ все названные преступления влекут достаточно строгое уголовное наказание (в среднем, лишение свободы на срок три года - пять лет) и считаются, в основном, преступлениями средней тяжести. Самое жесткое уголовное законодательство в сфере борьбы с бегством капиталов за границу - это уголовное законодательство Китая, Таджикистана и Узбекистана;
6/ как правило, уголовное законодательство за совершение преступлений в сфере бегства капиталов за границу не предусматривает специальных видов освобождения от уголовной ответственности, т.е. не использует институт поощрительных норм уголовного закона.

СПОСОБЫ ВОЗВРАТА БЕЖАВШИХ КАПИТАЛОВ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АМНИСТИЯ.

Следует оговориться, что способы противодействия бегству капиталов за границу России включают в себя, прежде всего, и в основном, способы предотвращения оттока капитала из страны в дальнейшем, способы сокращения размеров оттока. Они далеко не всегда действуют как способы возвращения убежавших капиталов в свою страну. Вернуть беглые капиталы административными мерами практически невозможно.

Только финансовая, экономическая привлекательность государства способна частично положительно повлиять на возврат капиталов, размещенных за границей.
Проблему возврата убежавших капиталов в определенной степени, по мнению некоторых экспертов, способна решить экономическая амнистия. Попробуем разобраться, насколько это соответствует действительности.

§ 1. Об отношении к экономической амнистии.

Ярыми и известными поборниками экономической амнистии в стране являются губернатор Свердловской области Э. Россель и руководитель ЛДПР В. Жириновский. Последовательно, вплоть до разработки соответствующего законопроекта, поддерживала необходимость экономической амнистии партия Единство. По сути, о ней же, о ее необходимости, говорил и председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А. Шохин в 2000 г.: ...

Держателям иностранных счетов нужно предложить более либеральный режим, а именно: те, кто вывез свои капиталы за рубеж и чья вина состоит лишь в том, что он недоплачивал налоги, должны купить за 13 процентов от вывезенной суммы лицензию Центрального банка на вывоз уже вывезенных капиталов. Это позволит нам в первую очередь легализовать серые капиталы за пределами России, избавить их от клейма мафиозных российских денег.

Безусловно, по каждому случаю приобретения лицензии нужно проводить расследование нет ли там преступных денег, связанных с наркобизнесом, подпольной торговлей оружием, проституцией, бандитизмом. ... Но одновременно нужно и кнут употребить: скажем, с 1 января 2001 года все счета, открытые за рубежом без лицензии Центрального банка, должны считаться преступными деньгами, к ним надо применять самые жесткие санкции.

Подобное предложение, однако, на мой взгляд, вывезенных капиталов в Россию не вернет, только придаст им определенный -преступный или непреступный - статус. Соответственно, в деле возврата бежавших капиталов за границу предложенная мера окажется бесполезной.
В то же время многие политики, экономисты, юристы, представители средств массовой информации относятся к экономической амнистии настороженно, а иногда и просто негативно.
Так, например, А. Аксаков в прямом эфире радиостанции Эхо Москвы 7 февраля 2001 года заявлял: В принципе, сама идея неплохая, - экономическая амнистия, но я боюсь, что эта экономическая амнистия позволит легализоваться нелегальному, криминальному капиталу. И в то же время он не останется в России, он придет в Россию и так же уйдет из России. Пока не будет соответствующего инвестиционного климата по стране, бесполезно объявлять эту амнистию , потому что этот капитал не застрянет у нас в стране.

Он опять уйдет туда, где ему интереснее и комфортнее.
По мнению А. Е. Лебедева, президента Национального инвестиционногосовета, президента Национального резервного банка России, амнистии не должноподлежать ни одно из правонарушений, подпадающих под статьи о мошенничестве,лжебанкротстве, хищении государственных средств. ... Исключение можно сделатьлишь для случаев уклонения от налогообложения до введения единого 13- процентного 128подоходного налога .
По представлению заместителя руководителя Межведомственного центра по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, А. Бабичева, необходимо четко разделять понятие теневой капитал. С одной стороны, это средства, добытые незаконным путем как в сфере уголовной (наркотики, оружие), так и в сфере экономической - ложные банкротства и т.д.

Легализовывать их ни в коем случае нельзя, так как это может серьезно повредить внутренней стабильности государства. Но существует также немалая доля средств, заработанных гражданами при проведении внешне легальной деятельности, но сопряженной с уклонением от уплаты налогов.

Возврат таких капиталов не только возможен, но ... просто необходим, так как речь идет о довольно крупных суммах, которые смогут работать на экономику России. Однако и в этом случае, по мнению автора, объявлять о какой-либо амнистии не нужно, поскольку уголовно-процессуальный кодекс уже предусматривает в ст. 7 своеобразную амнистию граждан за деятельное раскаяние, каковым в данном случае может быть добровольныйвозврат в страну денежных средств, утаенных от налогов .
В ходе социологического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 20 25 июля 2000 г., выяснялось отношение граждан к проведению в стране возможной финансовой реформы. На вопрос Что, с вашей точки зрения, было бы сейчас правильнее:
объявить финансовую амнистию и закрепить собственность за ее нынешними владельцами, закрыв глаза на способы ее приобретения положительно ответили 18 процентов от общего числа опрошенных; 70 процентов предпочли постараться вскрыть все прошлые нарушения, связанные с приватизацией государственной собственности, и вернуть ее государству, и 12 процентов затруднились ответить на этот вопрос .
Думаю, что с достаточно высокой степенью достоверности можно прогнозировать подобные же ответы и в настоящее время, если респондентами не являются только лица, занимающиеся предпринимательством. Отношение последних к экономической амнистии будет, на мой взгляд, определяться такими обстоятельствами, как: 1/ размер бизнеса; 2/ время создания основных капиталов; 3/ легальность бизнеса (наличие официальной государственной регистрации, лицензирования, когда оно необходимо, состояние уплаты налогов, и т.д.); и др.

В любом случае, однако, процент лиц, положительно относящихся к экономической амнистии, будет в предпринимательской среде неизмеримо выше.
Таким образом, отношение к экономической амнистии далеко не является однозначным. Среди политиков, юристов, экономистов, ученых есть как приверженцы, так и противники проведения экономической амнистии в стране. Отношение населения ( без выборки определенной его категории) к ней в большинстве случаев крайне негативное.

Можно прогнозировать достаточно высокий уровень позитивного отношения к экономической амнистии представителей предпринимательских кругов.

§ 2. Мировой опыт экономических амнистий.

Хотя мировому опыту управления экономикой известно проведение экономических амнистий, тем не менее, этот опыт не является богатым. Разные источники приоритет в использовании этого метода решения некоторых хозяйственных проблем отводят различным государствам.
Так, по одним утверждениям, термин экономическая амнистия появился в послевоенные годы в Западной Европе. Впервые она была реализована в Швейцарии, когда были амнистированы банковские депозиты и капиталы Третьего рейха.

Результатом амнистии стало укрепление банковской системы Швейцарии; косвенно она позитивно повлияла на увеличение уровня производства, улучшение инвестиционного климата и макроэкономических показателей страны в целом.
По другим источникам, прецедент экономической амнистии был создан в Китае. После официальной декларации своих капиталов и уплаты с них налогов, люди стали распоряжаться ими по своему усмотрению, не опасаясь введения в действие фискальных механизмов налоговых органов.

Государство при этом получило в бюджет несколько миллиардов долларов США.
Экономические амнистии проводились также в 1987 году в Аргентине (в целом, она, по мнению многих экспертов, провалилась); в 1982 и 1986 годах во Франции (обе тоже не особенно удачные); в 1997 году в Индии (однако и здесь результаты не оправдали ожидания, поскольку зарубежные активы почти не были продекларированы; в основном было легализовано только имущество: золотые и серебряные слитки, в которых индийское население традиционно хранит свои сбережения). Опыт экономической амнистии имеется также у некоторых других стран Латинской Америки, у Ирландии и Турции.

§ 3. Экономическая амнистия в Казахстане: история подготовки и осуществления, некоторые результаты и уроки.

Наибольший интерес для нас представляет опыт проведения экономической амнистии в Казахстане, поскольку он последний по времени, и наши государства исторически близки.
Казахстан до проведения экономической амнистии постарался изучить весь имеющийся подобный опыт: как позитивный, так и неудачный. Основной вывод из этого опыта, по заявлению премьер-министра Республики Казахстан Касымжомарта Токаева, заключается в том, что эффективность экономических амнистий во многом зависит от условий, на которых государство предлагает людям легализовать деньги.

На разработку таких условий, которые обеспечили бы высокий положительный эффект реформы, и было обращено особое внимание.
Широкое обсуждение необходимости проведения экономической амнистии началось в Казахстане в начале 2000 года. Оно было инициировано президентом Республики Н. Назарбаевым.

Основными причинами, побудившими к рассмотрению вопроса о проведении амнистии, послужили значительный отток капитала за пределы Казахстана, наличие большого теневого сектора в экономике страны, потребность в дополнительных инвестициях для укрепления и развития национальной экономики.
Так, по экспертным оценкам, в год за пределы Казахстана нелегально вывозится от 1,2 до 2 млрд. долларов США, по другим данным - почти столько же, сколько составляет весь годовой государственный бюджет. Теневой сектор экономики в Казахстане занимает, в лучшем случае, от 15 до 25% , в худшем - до 40% ВВП.

Размер казахстанского " грязного" капитала, осевшего в оффшорных зонах и в зарубежных банках, колеблется от 3 до 40 миллиардов долларов.
Идея экономической амнистии далеко не всеми была встречена в Казахстане на ура. Она имела своих сторонников и своих непримиримых противников.

Осторожно поддерживали идею коммунисты. Более правые фракции опасались, чтореабилитированные " новые казахи" станут на языке автоматического оружия диктовать свои условия нынешней политической элите Казахстана.

Некоторые казахстанские предприниматели полагали, что амнистия станет трагедией для экономики страны: доллары, не обеспеченные местной валютой, похоронят финансовую систему республики.



Содержание раздела