d9e5a92d

Психотерапевтическая стратегия



Психотерапевтическая стратегия для реакций на тяжелый ПС и их соматических эквивалентов, исходя из нашего понимания этиопатогенети-ческих механизмов и опыта клинической терапии, должна опираться на следующие положения.
1. Овладение пациентом в доступной форме знанием этиопатоге-неза и клиники реакций острого ПС и их последствий, необходимых для объективной оценки пациентом собственного состояния и ситуации.
2. Расширение оценочного диапазона "обычного", "обыденного" жизненного опыта с конечной целью отнесения пациентом травмирующего события к категории "обыденного".
3. Дистанцирование, десенсибилизация травмирующего события, снижение его актуальности.
4. Преодоление социальной изоляции.
5. Купирование имеющихся соматических нарушений.
В нашем случае психотерапия, основанная на гипнотерапии, использовалась у пациентов, имевших профессиональные контакты с продуктами нефтехимического и химического производств. Известно, что патологическое воздействие на организм человека широкого спектра продуктов нефтехимического производства и иных химических соединений, обладающих преимущественно общетоксическим и наркотическим действием, ведет к развитию токсических (токсико-дистрофических) энцефалопатии, в клинической картине которых преобладает неврозоподобная симптоматика в сочетании с дисфункциями желудочно-кишечного тракта, функциональной недостаточностью печени, лейкопенией. Клиника неврозопо-добных состояний формируется преимущественно из различных сочетаний расстройств, относящихся к астеническому и вегетодистоническому синдромам.
Мы считаем, что психотерапия неврозоподобных состояний может быть результативной, когда: 1) клиническая картина энцефалопатии ограничена синдромологией неврозоподобных расстройств, когда отсутствуют грубоорганические поражения и, прежде всего, локальные поражения головного мозга; 2) в ходе психотерапии устраняются, ослабевают конкретные неврозоподобные (астеновегетативные, астенодепрессивные, цефалгические, ипохондрические) расстройства.
Оптимальной формой психотерапии неврозов, исключая невротические развития реактивных (непсихотических) состояний, реакций острого ПС и их последствий (ПТСР, соматических расстройств), неврозоподобных расстройств экзогенно-токсического генеза, с учетом реактивацион-ного характера психотерапии психогенных расстройств и реальных условий работы психотерапевтов (значительный и слабодифференцирован-ный поток больных), является интенсивная краткосрочная психотерапия Данным требованиям, наряду с иными методами, соответствует гипн

суггестивная терапия в сочетании с индивидуальной психотерапией в бодрствовании, позволяющая добиться отчетливого клинического эффекта за 8-12 дней лечения как в стационарных, так и в амбулаторных условиях.
Мы используем групповую и индивидуальную формы гипнотерапии. Индивидуальная гипнотерапия обладает наибольшей гибкостью, однако она существенно ограничивает поток больных психотерапевта. Групповая гипнотерапия становится неизбежно унифицированной, универсальной.

Групповая гипнотерапия, с учетом наличия у гипнотерапии описанных нами собственных биологических и психологических саногенных механизмов, становится результативной при выполнении таких условий, как: 1) эффективная гипнотизация; 2) повышение роли структурированного сценария гипнотерапии; 3) стимуляция суггестией индивидуально-личностной активности пациента в процессе гипнотерапии; 4) соответствие суггестии групповому характеру терапии.
Групповая гипнотерапия может проводиться в открытой и закрытой группах. Ее особенность доступность пациенту опыта прохождения психотерапии пациентов с более ранними сроками начала лечения и положительной динамики состояния, ведет к созданию положительной терапевтической перспективы. Гипнотерапия в закрытой группе с четко определенным сроком начала работы предъявляет существенно бульшие требования к стыковочному сценарию предстоящей психотерапии.

Он должен быть предъявлен в начале терапии и отразить: 1) структуру предстоящей терапии, ее этапы; 2) содержание каждого отдельного этапа; 3) понятийный аппарат психотерапевтической методики; 4) семантическую связь с актуальной "моделью болезни и терапии".


Проведение дополняющей групповую гипнотерапию индивидуальной психотерапии в бодрствовании предполагает: 1) изучение клиники заболевания, личности, психогенеза (при его наличии); 2) работу по осознанию пациентом психологического конфликта, поиску и реализации путей его разрешения, дистанцирования психогении (преимущественно неврозы и реактивные состояния); 3) создание психотерапевтической перспективы "пути", по мере продвижения по которому будет происходить редукция, излечение заболевания. Психотерапия в бодрствовании в нашем случае формирует основу гипносуггестии, которая, в свою очередь, на глубинно-личностном уровне будет реализовывать те же цели, облегчая сознательное овладение пациентом психологической реальностью.
Представляя системный блок психотерапевтического процесса, гипнотерапия способствует решению основных, "сквозных", задач психотерапии, определяемых клиническим и психологическим содержанием состояния пациента, используя присущие ей технические формы и средст-

ва. К числу системных задач, реализуемых в том числе в гипнотерапии, относятся следующие.
1. Формирование части стыковочного сценария, относящегося к гипнотерапии, заполняющего существующие между формой и содержанием гипнотерапии и "моделью болезни и терапии" пациента семантические, логические разрывы. Напомним, что стыковочный сценарий предъявляется в начале терапии, в нем необходимо отразить: 1) структуру предстоящей гипнотизации и гипнотерапии, этапы последней (при их наличии); 2) содержание каждого отдельного этапа; 3) понятийный аппарат гипнотерапии; 4) семантическую связь с актуальной "моделью болезни и терапии".
2. Формирование сценария собственно психотерапевтического процесса (определяемого клинико-психологическими особенностями пациентов) в части гипнотерапии на основе: 1) прояснения его психотерапевтом; 2) коммуникативного взаимодействия пациентов в открытой группе, когда усвоение сценария развертывающегося психотерапевтического процесса основано на восприятии пациентами положительной динамики предшественников, создающей своего рода традицию положительной терапевтической перспективы; 3) коммуникативного взаимодействия пациентов в закрытой группе, способствующего усвоению сценария развертывающегося психотерапевтического процесса за счет опережающей положительной динамики у части из них, создающей положительную терапевтическую перспективу для остальных. Эффективность и направленность коммуникативного взаимодействия пациентов повышаются при опосредовании психотерапевтом.
Оба сценария гипнотерапии, стыковочный и гипнотерапевтический, тесно взаимосвязаны и служат единой цели успешности проводимого лечения. Однако первый предъявляется в самом начале терапии, тогда как работа над усвоением пациентом второго осуществляется на протяжении всего лечения.
Гипнотерапия состоит из последовательного курса гипнотерапевти-ческих сеансов. Ее продолжительность определяется динамикой психотерапевтического процесса производной от решаемых целей, задач, динамики состояния пациента. Каждый сеанс гипнотерапии в своей структуре содержит пять последовательно реализуемых этапов: подготовку к сеансу гипнотерапии, гипнотизацию; собственно гипнотерапию; дегипнотизацию; комплексную оценку состояния пациента в процессе проведенного сеанса гипнотерапии и период от предыдущего сеанса и от начала лечения.
Важна подготовка к первому сеансу гипнотерапии, на него ложится основная информационная нагрузка по предъявлению стыковочного сце-

нария в области структуры, этапов, понятий предстоящей гипнотерапии, ее связи с "моделью болезни и терапии" пациента.
Гипнотизация узловой момент гипнотерапии. Нами разработан и запатентован высокоэффективный способ гипнотизации, перехода в состояние транса, аутогенного погружения, медитации. Универсальность методики определяется ее применимостью как при индивидуальной, так и при групповой гипнотизации.

Применение описанной выше методики позволяет вводить в гипнотическое состояние более 95 % пациентов, обратившихся к психотерапевту.
Проведение формализованной гипнотерапии неизбежно при групповой и вполне допустимо при индивидуальной гипнотерапии, поскольку критерии выбора в конечном счете принадлежат пациенту, проистекая из его "модели болезни и терапии". Нами разработана структура сеанса формализованной групповой гипнотерапии, успешно примененной в гипнотерапии психогений и неврозоподобных состояний.
Нами разработаны проективный подход к гипнотерапии и техника индивидуальной трансформации наведенной гипнотической реальности, которая включает два этапа: 1) этап обучения наведению гипнотической реальности; 2) терапевтический этап. На этапе обучения наведению гипнотической реальности пациента вводят в гипнотическое состояние, проводят пробное наведение биографически-заданной для пациента гипнотической реальности. Работа в гипнотической реальности может осуществляться в режимах без обратной вербальной связи и в диалоговом, с обратной связью. В случае успешной реализации гипнотической реальности переходят ко второму терапевтическому этапу. Ведущий принцип проективной гипнотерапии заключается в основанном на осознании разрешения психологических конфликтов.

Техника трансформации наведенной гипнотической реальности позволяет реализовывать данный принцип на глубинном уровне, когда личность, ее проблемы и конфликты могут быть проявлены как гипнотические мифы, иносказательность и обобщенность которых не мешает человеку переживать их содержание и трансформационную динамику чувственно. В ходе терапии значимость различных составляющих психологического конфликта меняется, дезактуализа-ция одних приводит к временному усилению других. Поэтому на втором этапе терапии терапевт и пациент работают над последовательным разрешением актуализированных ходом гипнотерапии психологических проблем составляющих имеющегося психологического конфликта.

Актуальный конфликт выявляется в беседе, перед сеансом гипнотерапии. На основе выявленного конфликта, проблемы психотерапевтом в сопоставлении с природными объектами и явлениями конструируется образная метафора, отражающая актуализированный конфликт, предусматривающая его констатацию, трансформацию, разрешение. При диалоговой



Содержание раздела