d9e5a92d

Феноменологический анализ развития гипнотического состояния


Предположение о результирующем характере воздействия репродуцированного в гипнозе ощущения цвета должно быть справедливо и при внушении цветового образа. Но если репродукция цветового ощущения является элементарным актом, то репродукция цветового образа качественно сложна, более "энергоемка", требует большей активации мозга и соответствующего вегетативного обеспечения. В случае внушения седативного цветового образа репродукционная активация образа может превысить эффект хроматической седации, тогда результатом будет общая активация, что и получено в эксперименте.

Проанализированные выше экспериментальные данные указывают на то, что репродукция цветового образа требует более высокого уровня репродукционной активации зрительного мозга, чем репродукция цветового ощущения.
 
Ранее была показана связь обнаруженной нами ахроматической трансформации внушенного цвета (репродукции ахроматического цвета на внушение хроматического) с низким уровнем неспецифической активации мозга.
Явление ахроматической трансформации внушенного в гипнозе ощущения цвета и невозможность репродукции внушенных в гипнозе зрительных образов при успешности репродукции цветовых ощущений имеют, таким образом, единую основу в виде ограничения уровня репродукционной активации зрительной коры, недостаточной для полноценной реализации внушения.
Исследование зрительной репродукции в гипнозе свидетельствует о том, что углубление гипнотического состояния сопряжено с возрастанием активационных возможностей мозга. Очевидно, что репродукция внушенного в гипнозе зрительного образа становится возможной, если уровень репродукционной активации зрительного мозга достигает уровня зрительной активации приходящей сенсорной импульсацией бодрствования. Однако если в бодрствующем состоянии активирующая система мозга выполняет роль преимущественно регулятора активирующего влияния зрительной сенсорной активации по биологической (для человека и социальной) значимости стимула [58], то в случае зрительной репродукции в гипнозе (при закрытых глазах) на активирующую систему мозга ложится функция "энергетического", а не только регулятивного обеспечения деятельности мозга.

Следовательно, при развитии гипнотического состояния происходит интенсивная активация активирующей системы мозга, переходящей на "автономное", генеративно-активационное обеспечение, независимое от внешней сенсорной импульсации.
Рассмотрим еще раз особенности репродукции цветовых ощущений и образов в зависимости от глубины гипнотического состояния. Во второй стадии гипноза на внушение цвета репродуцируется его ощущение, на репродукцию образа образ. В третьей стадии гипноза нами описана репродукция образа на внушение ощущения цвета.

Помимо этого описана такая отличительная особенность репродукции внушенных образов, как "эффект присутствия", при котором гипнотизируемый ощущает себя находящимся "внутри" зрительного образа, т. е. репродукция зрительного образа сопровождается появлением тактильных, температурных, осязательных, звуковых и других ощущений.
При описании процесса биологического анализа сигналов Ю. Г. Кратин [48; 62] вводит понятие интегративно-анализирующей системы мозга, деятельность которой направлена на установление биологической (у человека и социальной) значимости внешних воздействий. В качестве ее структурно-функциональных составляющих выделяются:
 
высшие центры специализированных анализаторов, их проекции в ассоциативные центры мозга, сами ассоциативные центры; система активации дезактивации; высшие нервно-гуморальные центры определения контроля и потребностей организма; блоки памяти и сопоставления. Известно, что полимодальный образ формируется в процессе конвергенции мономодальной информации в ассоциативных центрах мозга.
Исходя из представлений об интегративно-анализирующей системе мозга, мы приходим к выводу, что в сомнамбулическом гипнозе происходит: 1) спонтанное формирование восстановление целостного зрительного образа из элемента-подобраза (цвета); 2) спонтанный переход от мономодального зрительного образа к полимодальному зри-тельно-тактильно-обонятельно-температурно-слуховому. Причем последний переход возможен лишь при конвергенции разномодальной информации в ассоциативных центрах мозга.


Подведем некоторые итоги. Вторая стадия гипноза характеризуется значительным повышением активности активирующей системы мозга, делающей возможной активацию высших отделов анализаторов, в нашем случае зрительного. Третья, сомнамбулическая, стадия гипноза характеризуется еще более значительным повышением активности активирующей системы мозга, в результате чего становится возможной целостная активация интегративно-анализирующей системы мозга, что, в частности, проявляется в формировании полимодальных (полисенсорных) образов на внушение мономодальных (моносенсорных), а также в построении полимодального образа на внушение отдельного элемента (ощущения цвета) мономодального образа.
Таким образом, состояние интегративно-анализирующей системы мозга в сомнамбулическом состоянии, в период репродукции зрительных внушений, по степени активации сопоставимо с ее состоянием в бодрствовании, однако механизмы такой активации принципиально различны. В бодрствовании активация происходит за счет сенсорной импульсации, когда активирующая система мозга играет роль регулятора активации по значимости стимула. В сомнамбулическом состоянии Функция активации обеспечивается непосредственно самой активирующей системой мозга.

Необходимо отметить, что общая активация интегративно-анализирующей системы в гипнозе происходит только в ответ на специальное внушение, вне которого активация охватывает преимущественно активирующую систему. Поэтому при отсутствии внушений, адресованных высшим отделам анализаторов, общий уровень активации мозга в гипнозе будет, очевидно, ниже, чем в бодрствовании.
9.1. Феноменологический
анализ развития гипнотического состояния (гипнотизации)
Основываясь на предшествующем анализе, развитие гипнотического состояния следует представить как результат нарастающей активации активирующей системы мозга, перестраивающейся с преимущественно регуляции процесса активации внешней сенсорной импуль-сацией непосредственно на генерацию активации мозга. Чтобы понять механизмы такой перестройки, обратимся к существующим в настоящее время техникам гипнотизации.
Современные классические техники гипнотизации можно подразделить на две основные группы: 1) техники "шоковой" гипнотизации; 2) техники вербально-сенсорной модуляции с вычленением в свою очередь: а) техники относительной вербально-сенсорной изоляции; б) техники избирательно-сенсорной акцентации в сочетании с относительной вербально-сенсорной изоляцией.
Первой рассмотрим группу техник "шоковой" гипнотизации, при использовании которых погружение в гипноз осуществляется быстро, само же состояние, как правило, бывает глубоким. Примеры техники "шоковой" гипнотизации многочисленны и имеют длительную историю.
9. ВТОРИЧНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГИПНОЗА
Одним из древнейших, вероятно, является прием возложения рук, ^фиксированный в древнеегипетском папирусе [цит. по 91, с. 157]. "Принеси опрятную и начищенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь ее на клин из куска лаврового дерева на стене, расположенной с внутренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон твоей рукой и зажги лампу". Аббат Фариа "экспортировал" из Индии в Европу технику фасцинации [цит. по 108, с.190].

На гипнотизируемого пристально смотрят в течение некоторого времени, затем повелительно произносят: "Спите!", после чего тот впадает в гипнотическое состояние.
Пожалуй, наиболее впечатляющи техники "шоковой" гипнотизации, использованные в клинике Ж. М. Шарко [цит. по 108, с.190]. Пациента переводили в гипнотическое состояние воздействием внезапного звука в затемненном помещении. В качестве источника звука использовались: выстрел из пистолета, звук китайского гонга или тамтама, резкий свист. Там же для перевода в гипноз применялось внезапное светозвуковое воздействие в виде разряда вольтовой дуги.

Примерами "шоковой" гипнотизации могут служить [107, с. 210]: гипнотизация с внушением падения на кресло, кушетку с одновременным переходом в гипнотическое состояние; гипнотизация с внушением наступления гипнотического состояния после прикосновения рукой ко лбу гипнотизируемого.
Анализируя процесс гипнотической активации мозга, за исходное примем положение Ю. Г. Кратина [48], согласно которому активация как процесс возбуждения многих структур и систем мозга энергоемка, требует расхода ценнейших материальных ресурсов, связанных с работоспособностью мозга, поэтому она производится лишь в той мере, в какой это необходимо для оценки ситуации, принятия того или иного решения и его исполнения, степень же активации определяется биологической и социальной (для человека) значимостью стимула.
Кора головного мозга является ведущей структурой, осуществляющей: 1) оценку значимости раздражителя; 2) запуск активирующих аппаратов в той мере, в какой это соответствует результатам анализа поступивших сигналов.



Содержание раздела