d9e5a92d

Эриксоновский гипноз и гипнотерапия


Второе противоречие порождается почти столетней традицией изучения реализации различных внушений в гипнозе в зависимости от различных привходящих обстоятельств. В большинстве случаев гипноз воспринимается исследователями как пустая сцена, наполняющаяся смыслом и значением благодаря различным суггестивным воздействиям, своего рода "ноль-состояние". Однако даже поверхностное ознакомление с результатами исследований, в которых авторами гипноз понимается подобным образом, выявляет отчетливые указания на наличие у гипнотического состояния собственного набора психологических, физиологических, биологических проявлений.
Следующее противоречие, по нашему мнению, проистекает из стереотипного отношения к гипнозу и гипнотерапии общества в целом, врачей и психологов в частности как к чему-то устаревшему и одновременно запредельному, мистическому, околонаучному. Это обстоятельство, безусловно, ограничивает интерес к гипнозу со стороны представителей фундаментальных естественных и клинических наук: физиологии, нейрофизиологии, патофизиологии, терапии, биологии, лишая исследования гипноза комплексности, системности, целостности.
Глава 2
Эриксоновский гипноз и гипнотерапия:
история, теория, методология, анализ
2.1. Введение
Читателю может показаться необычным отдельное рассмотрение Эриксоновского гипноза и гипнотерапии (или Эриксонианства) за пределами главы, посвященной теориям гипноза XX в. Однако подобный подход к изложению материала определяется самой исторической логикой возникновения и развития данной формы психотерапии. Эриксо-новская гипнотерапия с момента своего возникновения встала в активную и амбициозную оппозицию "классическому" гипнозу, претендуя на качественно новый, эффективный подход к пониманию, формированию и применению гипнотического транса, не внеся ничего принципиально нового в теорию гипноза.
Мы не располагаем всеми фактами и материалами истории Эриксонианства, поэтому наше изложение будет неизбежно неполным и, возможно, деформированным. Тем не менее мы обязаны включить Эриксоновскую гипнотерапию в поле нашего рассмотрения, поскольку без этого анализ проблемы современных гипноза и гипнотерапии будет неполным.
Формальная история Эриксонианства в эриксонианской литературе представлена следующим образом [34, 81, 149, 155, 198, 199, 200, 201, 211, 255, 256, 286,]. С конца 1920-х гг. и по 1980-й г. продолжалась профессиональная деятельность Милтона Эриксона, американского психиатра и психотерапевта, доктора медицины, занимавшегося научными исследованиями, преподаванием и практикой гипнотерапии. Он является автором более 140 научных статей и книг.

В 1940-х гг., основываясь на своей клинической практике и исследованиях в области психиатрии и психотерапии, М. Эриксон Разработал новаторское направление в гипнотерапии, недиректив-нУю гипнотерапию. На протяжении многих лет он творчески разви-вал свое направление и добился высочайшей эффективности психо-
терапии. Великолепные практические результаты М. Эриксона в 1960-1970-х гг. привлекали внимание все большего количества психотерапевтов, первоначально в Америке, а затем и во всем мире. Наиболее заинтересованные и последовательные из его учеников и почитателей собрали, проанализировали и систематизировали и воспроизвели опыт клинической практики учителя. Так возникло Эриксонианство.

Ученики, воспринявшие Эриксоновский гипноз наиболее полно, изложили свое понимание доктрины недирективной гипнотерапии, основанное на личном контакте с М. Эриксоном и его личных комментариях, в виде руководств, книг по Эриксонов-ской гипнотерапии. Первые ученики передали доктрину Эриксони-анства своим ученикам по всему миру, а те в свою очередь создают общества эриксонианцев.
Формальное изложение истории Эриксонианства вызывает отчетливые ассоциации с появлением и развитием раннего христианства, Иисусом Христом, его Апостолами и их Евангелиями. Возможно, подобное развитие нового направления в психотерапии является универсальной закономерностью, возможно, оно обусловлено личностью самого М. Эриксона или какими-либо иными факторами.


К числу учеников первого круга, вероятно, следует отнести Дж. К. Зейга (J. К. Zeig) [286, 287], Э. Л. Росси (Е.

L Rossi) [255, 256], С. Г. Гиллигена(Э. G. Gilligan) [34, 211], а также занимающих особое положение Р. Бендлера (R. Bendler) и Д. Гриндера (D. Grinder) [37]. Родоначальники НЛП одними из первых описали принципы наведения и утилизации транса М. Эриксоном, в Эриксонианстве приняты их положения о сенсорных системах ввода и вывода информации вкупе с лингвистическими подходами.

Однако отцы-основатели НЛП построили собственное направление в психотерапии, формально и организационно различающееся с Эриксонианством.
2.2. Эриксоновская гипнотерапия
в изложении учеников первого круга
2.2.1. Эриксоновская гипнотерапия. Позиция Дж. К. Зейга
Дж. К. Зейг [286], президент Фонда Милтона Эриксона в Фениксе, штат Аризона, определяет Эриксоновскую гипнотерапию как эмпирический недирективный метод повышения личностной эффективности пациентов. По его мнению, проблемы, предъявляемые пациентами в психотерапии, обусловлены жизненными тупиками, порождающими дефицит адаптивных способностей. Структурно симп-

томы могут считаться непрямыми сообщениями, обозначающими утрату эффективной силы, энергии. С эриксонианской позиции пациент обладает достаточными ресурсами для более эффективной жизни. Задача психотерапии заключается в определении, использовании, развитии данного существенного, но часто неосознаваемого ресурсного потенциала.

Терапевт способствует формированию связей, стимуляции энергетических действий в пациенте, актуализирующем теперь ранее недоступные ресурсы и нераспознанные способности.
Эриксонианский терапевт создает полнозначный и драматический терапевтический опыт, используя пять факторов.
1. Позиция терапевта
Каждый терапевт имеет личностную и профессиональную позиции, обусловленные характеристиками сострадания, восприимчивости, клинических навыков, интеллекта и любопытства. Позиции терапевта неизменно проецируются на процесс психотерапии, влияя на остальные четыре фактора и исход терапии.
2. Постановка цели
Основная цель терапии основывается на запросах пациента, может быть модифицирована, разделена на более простые и достижимые связанные подцели, в совокупности развивающие пациента и его социальную систему.
3. Недирективное предъявление пациенту цели и подцелей "за -вертывание подарка".
Терапевт определяет техническую форму сообщения цели и подцелей пациенту в виде гипноза, метафор, символов, создания замешательства. Цель, поданная в недирективной технике, лучше постигается пациентом, способствуя его доступу к нераспознанным потенциалам и личностной силе. Техники всего лишь недирективная форма подачи информации "завертывание подарка".

Пациент "завертывает подарок" своей проблемы в оболочку симптома. Терапевт возвращает "завернутый подарок" решения в техническую оболочку.
4. Распознавание и использование значений индивидуального языка и занимаемой позиции пациента "шитье одежды по мерке"
Терапевт распознает и использует значения индивидуального языка и занимаемой позиции пациента для того, чтобы говорить языком пациента. В этом сущность метода "шитья одежды по мерке" пациента. Например, если терапевт намерен активировать цель "Расслабиться", сообщение может быть "завернуто в оболочку" анекдота.
5. Переработка "процессинг"
Терапевт предъявляет "сшитую по мерке" и "упакованную" цель терапии посредством драматического процесса, который влечет за
собой трехступенчатую процедуру: Продвижение малыми стратегическими Шагами; Вмешательство; Последующее (аббревиатура ПШВП). Недостаточно просто предъявить "примеренную и упакованную" цель терапии. Внушение должно быть последовательным.

Терапевт начинает со стимуляции пациента, затем работает над прерыванием ригидных установок и сопротивления, что позволяет повысить реактивность. Инициируя изменения посредством продвижения малыми шагами, терапевт начинает предъявлять цели и подцели и следует к их достижению.
Ступень построения реактивности может быть названа "индуцированием гипноза". Эвфемизмом гипнозу является выявление совместной реактивности. В ходе индукции эриксонианский терапевт создает ограничения пациенту и получает набор ответов пациента на подобные минимальным стимулы (так называемые недирективные внушения). В индукции терапевт затемняет сообщения и делает их недирективными.

Эффект недирективности проявляется в более автономной генерации ответной реакции. Цели недирективных методов меняются по мере продвижения от периода индукции к терапевтическому. Цель индукции заключается в повышении реактивности, тогда как целью терапии является стимулирование реализации ресурса в действии.
Если терапевт намерен использовать недирективные техники в терапии (в форме анекдотов, метафор, символов), он должен для повышения реактивности пациента использовать их и при индукции.
Дж. К. Зейг считает, что определение понятия гипноза зависит от условий его развития, выполняемой функции, этиологии и не может быть единообразным. По его словам, М. Эриксон не ограничивался единым определением гипноза.

Иногда он определял его интеракцион-но ("теплота одного человека, направленная на другого"). Иногда его определение было интрапсихическим (ответ и утилизация бессознательного обучения), иногда сугубо функциональным (гипноз это инструмент).



Содержание раздела