d9e5a92d

Внушение


Как же происходит процесс творчества? Как рождаются новые идеи? Любой творческий акт не возникает сам по себе, нужна некая предуготовленность организма, сосредоточение и направленность всего нашего внимания и помыслов на решение какой-либо проблемы или задачи. Недаром великий английский физик и математик И. Ньютон говорил: "Гений - это внимание".

Сосредоточение, способность уйти вниманием в одно явление, в одну идею - это есть необходимая, постоянная и драгоценная черта работы мозга.
Многие творческие люди нередко упоминали, что решение той или иной мучившей их долгое время задачи подчас приходит как некое озарение. Немецкий физиолог и философ Эмиль Дюбуа-Реймон вспоминал: "В моей жизни иногда приходили в голову хорошие мысли, и я при этом наблюдал себя. Эти удачные мысли всегда приходили в голову совершенно непроизвольно, без всякого предварительного размышления о данном вопросе".

Другой ученый - ирландский математик Уильям Роуан Гамильтон так описывал этот процесс: "Однажды в 1847 году я почувствовал, что гальванический ток мысли замкнулся мгновенно: решена была задача, мучившая меня 15 лет, затем последовало чувство интеллектуального облегчения".
Известный русский невролог и психиатр В.М. Бехтерев отмечал, что ему случалось наблюдать у себя появление внезапных счастливых догадок во сне или утром тотчас по пробуждении и что при этом существенную роль играла исключительная концентрация внимания на изучаемой проблеме перед сном. Момент возникновения новой идеи пли решения задачи нельзя предвидеть. Довольно часто подобные догадки могут приходить неожиданно и в совсем, казалось бы, неподходящих условиях.

Как писал А.А. Ухтомский "Ум, беременный идеей, как темной тучей, вдруг находит механизм для ее разрешения посреди "не идущих к делу" впечатлений... Возможно, что иногда во сне человек увидит интегрирование и выпукло то, что бродило в его душе, но было смешано с прочими переживаниями и ощущениями, занимавшими его бодрствующее сознание.

Сон может помогать человеку осознать новое, нарождающееся в его душе, оттого во сне открывается подчас то, что заслонено дневною сутолокою".
Современники вспоминали, что великий русский поэт А.С. Пушкин, перед тем как лечь спать, непременно оставлял рядом с собой перо и бумагу, чтобы утром при пробуждении, а порой и ночью записать возникшие в его сознании поэтические образы. Вместе с тем открытия, сделанные во время сна - это скорее редкие исключения, чем правило. Подавляющее большинство гипотез формируется во время бодрствования. Однако анализ содержании внимания, снов, подсознательно играет немаловажную роль для определения общего состояния духа, его главенствующих интересов, его доминант.

Это сейчас находит широкое применение в психотерапевтический практике.
Приведем ряд примеров, на которые ссылался В.Л. Райков. Студенту Московского университета внушают, что он Рафаэль, или студентке Московской консерватории, что она - С. Рахманинов. Естественно, что испытуемые будут опираться на свой уровень культуры и использовать свое знание о Рафаэле и Рахманинове, и это знание станет как бы их самосознанием. Испытуемые с внушенной "вторичной личностью чувствовали себя творцами и после эксперимента у них повышался творческий потенциал.

С помощью гипноза можно не только повысить творческие способности в разных областях знаний испытуемого, но и определить новые дарования, данные субъекту от природы, вторые не были ранее развиты. Очень часто родители стараются научить своих детей тому, что умеют делать сами, забывая, что у каждой личности имеются свои дарования и способности, не зависящие от потребностей окружающих.

Тем самым автор противопоставляет свое понимание творчества марксискому. Марксисты творчество понимают как деятельность человека, в результате чего преобразуется природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности.
Хочется верить, что настанет время, когда центры профориентации будут открывать дарования детей более точно, используя весь арсенал средств, известных науке. Если создать каждому человеку оптимальные условия для деятельности, он покажет поразительные способности.


Изложенные соображения вряд ли противоречат тому факту, что функционирование мозга строго дифференцировано. Левое полушарие мозга ответственно за словесное, логически протекающее мышление, правое - за образно-ассоциативное, интуитивное мышление. Если интуитивное мышление и локализовано в правом полушарии, то это не исключает возможности того, что сам мыслительный процесс глубоко связан с биохимическими процессами, протекающими в организме в целом. В.Л. Райков подчеркивает возможную причастность правого полушария к гипнотическому состоянию.

Сейчас представляется очевидным, что в условиях гипнотического изменения сознания или состояния постгипнотического "иносознания" (при внушении образа "вторичной личности") облегчается выход из правого полушария той или иной информации (возможно, в какой-то степени уже обработанной). Такой выход осуществляется в трансформированное по гипнотическому типу "иносознание", в большей степени локализованное в левом полушарии, где функция психологической защиты "трезвого", "аналитического" бодрствования в той или иной степени снижается.
Таким образом, творческий процесс здесь осуществляется помимо сознания своего "Я" в состоянии бодрствования. Вербальная и ассоциативная функция гипнотического "иносознания" осуществляется в условиях, лишенных штампов обычного бодрствующего мышления.
ВНУШЕНИЕ
...внушаемость есть явление, свойственное всем и каждому Оно глубоко коренится в природе человека и основано на непосредственном влиянии слова и других психических импульсов на ход ассоциации, на действия и поступки и на различные отправления организма
В.М. Бехтерев
Внушение (лат. suggestio) - подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно-психических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого (А.М.

Свядощ).
Внушение - это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта (К.И. Платонов, В.Н. Мясищев). Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер; оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность "внушенных установок" (Д.Н. Узнадзе).

Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению.
Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания и сообщения. Так, например, человеку нельзя что-либо внушать на незнакомом ему языке. Далеко не всякая информация оказывает внушающее воздействие. В зависимости от формы подачи, источника поступления и индивидуальных особенностей личности одна и та же информация может либо оказывать, либо не оказывать внушающее действие. В чем же специфика внушения?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим верификационную концепцию внушения. Согласно этой концепции, в мозгу человека происходит процесс верификации информации, т.е. определения его достоверности.

В живой организм поступает огромное количество различных, иногда противоречивых сигналов, несущих информацию о происходящем как во внешней, так и во внутренней среде. Более сложные из них подвергаются логической переработке и оценке, осуществляемой путем сознательного целенаправленного мышления. Однако большая часть поступающей информации подвергается анализу в соответствии с имеющимися алгоритмами автоматической неосознаваемой оценки с точки зрения её достоверности, а также значимости. Благодаря этому организм, не загружая сознание, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые к нему не имеют отношения, либо несут ложную или несущественную информацию. Так, оборонительная реакция не возникает, если ребенок, направив игрушечное ружье, будет выкрикивать слова угрозы.

Не возникает и ощущение запаха, если, подав палочку, сказать, что это букет цветов.
Особенностью внушения является то, что помимо основной (семантической) информации, определяющей содержание внушения, вводится ещё добавочная - верифицирующая - информация, повышающая достоверность основной. Так, например, вы можете просто сказать гипнотизируемому "Веки отяжелели". Или внушаете ему: "Веки совсем отяжелели".

Во втором случае добавочную информацию в слове "совсем" несет ваш голос - интонация , мимика и один из главных компонентов - ваш авторитет. Если этой добавочной информации не будет или окажется недостаточно, то эффект внушения не наступит.



Содержание раздела