d9e5a92d

Можно мыслить переживая и переживать осмысляя.


    Общеизвестно, что основой материалистического понимания сознания является представление об определенном взаимодействии между явлениями сознания и окружающим миром, то есть о связи сознания с функцией мозга и его способностью отражать действительность. Философская категория при этом является направляющей, выполняющей интегрирующую функцию по отношению ко всем понятиям о сознании в более узких специальных областях, например, психологии, психиатрии, неврологии, кибернетике и т.д.
    Чтобы оценить гипнотическое состояли сознания (гипноз) , нужно разобраться в самой структуре сознания. Сознательная деятельность человека представлена совокупностью чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых и мнестических компонентов, каждый из которых выполняет собственною функцию.
    Перцепция и мышление, согласно теории отражения, является первым блоком сознания, основным "поставщиком" и преобразователем информации о мире в структуре сознания и является системой "ощущение - восприятие - представление - мышление", которая описана выше.
    Эмоциональный компонент (эмоции). Можно положительно или отрицательно относиться к событиям, судить о вкусной пище или запахе, убеждать, спорить, переживать, находиться в состоянии ревности, испытывать радость.

Этими и другими эмоциями насыщена вся жизнь человека. Как и первый компонент сознания, второй блок (эмоции) выражает очень сложную гамму отношений личности к миру, к другим людям и к самому себе.
    Волевая регуляция (воля) деятельности необходима в том случае, когда человек должен сделать выбор или принять решение Воля ориентирует человека в экстремальных и критических ситуациях, регулирует его поведение.
    Мнестические процессы (память), будучи четвертым блоком сознания, обеспечивают успешную работу, содержат информацию о прошлом опыте.
         Из всего многообразия взаимосвязей четырех компонентов сознания можно выделить наиболее часто встречающиеся.
    
    1. Взаимодействие компонентов сознания по типу отношений "фигура - фон", говорили гештальтпсихологи (от нем. Gestalt - образ), можно спорить друг с другом, одновременно осмысляя предмет, а также рассуждая и вспоминая о нем что-либо.

В таком соотношении "фигурой" может быть память, а "фоном" - мышление, и наоборот, они могут меняться местами. Подобные отношения наблюдаются и между другими компонентами сознания.

Мыслительные процессы могут развертываться на фоне переживаний, и эмоциональные состояния оказываются в положении "фигуры", т.е. возникает необходимость обращения к прошлому опыту, образующему их фон. (В.Г.Иванов, 1989 г.).
    2. Взаимодействие компонентов сознания по тип у интерференции, т.е. отношений "наложения - столкновения - наползания". Например, в конфликтных, стрессовых ситуациях при общении эмоциональные состояния, переживания просто "накладываются" на другие компоненты сознания. В таких случаях говорят, что сознание "захлестнули" эмоции'. В отличие от взаимодействия по типу "фигура - фон", когда, например, мышление отделено от эмоций, интерференция предполагает слияние разных процессов сознания.

Можно мыслить переживая и переживать осмысляя. Эффект взаимопроникновения и "наложения" сознательных процессов друг на друга порой влечет за собой негативные последствия.

Например, интерференция эмоций на мышление может прервать последовательность рассуждений, блокировать связи сознания с прошлым опытом, хранящимся в памяти, и т.п. Явление интерференции известно не только своими негативными значениями.

Так, творческое исполнение роли актера обусловлено его способностью интерферировать, собственное сознание проецировать на создаваемый им образ персонажа. Проникновение актера в образ, создание образа регулируется полнотой, мерой адекватности совпадения или наложения компонентов сознания (мыслей, чувств, эмоциональных, волевых и мнестических качеств) на образ мышления, чувств, эмоциональные, волевые и мнестические особенности, присущие исполняемому им персонажу. Полнота и адекватность интерференции сознания .актера и созданного им образа оказывается мерой его способности к перевоплощению и творчеству (К.С. Станиславский, В.И.



Немирович-Данченко, 1989г.).
    3. Взаимодействие компонентов сознания по типу взаимной "нагруженности" друг другом. Факты "нагруженности" восприятия элементами мышления, эмоциями, а мышления - памятью, чувствами свидетельствуют, что в структуре сознания "чистые" восприятия, представления, мышление, эмоции, воля, память отсутствует.

Это происходит из-за системного взаимодействия всех компонентов сознания. Такой эффект "нагруженности" всех компонентов сознания необходим для сознательной деятельности человека.
    4. В зависимости от конкретных ситуаций сознательной деятельности человека каждый компонент сознания может оказывать интегративное воздействие на все остальные. Например, в творческой деятельности по получению нового знания основной тон задает мышление, оно как бы является ведущим фактором.
    5. Взаимодействие компонентов сознания по типу "обеспечения" друг друга. Например, возможности мышления лишь тогда смогут реализоваться, когда будут обеспечены памятью (прошлым опытом, знаниями, другой информацией, традициями и т.п.), эмоциональными и регулятивно-волевыми действиями.
Приведенная структура сознания ставит несколько тезисов. Коль имеется сознание, как механизм психического отражении, можно говорить о его сужении и расширении (т.е. переход на иной энергетический уровень) и о формах нарушения сознания и его составляющих.

Так, например, временное расширение с ознания возникает во время инсайта (внезапное "озарение"), а длительное - в период творческой деятельности. Временное сужение сознания возникает во время гипноза, а длительное сужение во время сна.
    Если мы говорим о сознании, значит, имеется и самосознание. Этот механизм психического отражения зависит от направленности внимания. Если внимание направлено на окружающий нас мир, то говорим о сознании; если внимание направлено на себя, то возникает самосознание (концепция "я"). При патологически суженном сознании возникает разная степень угнетения его составляющих: от оглушенности, сопора до комы. Для возникновения оглушенности или комы необходимо, чтобы были повреждены или угнетены функции, либо коры головного мозга (передний мозг), либо структур, расположенных парамедиально диэнцефальной области (средний мозг), и верхних отделов ствола мозга (задний мозг), либо ретикулирной формации - либо имеет место совокупное повреждение как (полушарий, так и ствола мозга (Ф.

Плам, Дж.Б. Познер, 1986 г.).
    При патологическом расширении сознания возникает определенная степень его изменения, которая проявляется (патологической продукцией личности) следующими синдромами: делирий, онейроид, аменция, сумеречное состояние сознания.
    При оценке степени сужения и расширения сознания, его нарушения можно пользоваться таблицей.

Ощущение - Восприятие
- боль
- температура
- шум
- свет и др.
Представления
- воображение
- фантазирование
- сон
- бормотание и стон
Стереотипные ------ движения
- защитные рефлексы
- синкинезии
- поза (положение рук, ног, всего тела)
Осознанные и неосознанные движения
- открывание глаз
- ходьба и др. движения
- глотание
- облизывание губ
Потребность ------
- дышать
- пить
- мочеиспускание
- дефекация и др.
Мотивация (осознанная потребность)
- желание есть
- проглатывание слюны
- контроль за физиологическими отправлениями
Функция вегетативной и эндокринной систем
- слюноотделение
- потоотделение
- сердцебиение
- перистальтика
- артериальное давление и др
Центральные механизмы вегетативной нервной системы эндокринной системы
- выражение лица
- мимика
- гримаса
- блеск глаз
- цвет лица и др.
сужение ---------------

    Хотя в (экстремальных условиях проще шкала комы Глазго (1974), где используются только 3 клинических признака: открывание глаз, двигательная активность и словесные ответы. (Признаки разбиты на градации, получившие балльную оценку.
    Много неизученного и таинственного остается в структуре сознания. Однако, используя таблицу суженного и расширенного сознания, симптомы выпадения высших корковых функций (афазия, апараксия, агнозия), можно сказать, что взрослый человек при выходе из состояния (клинической смерти на самом деле видит белый свет. Однако этот феномен связан не с потусторонним миром, а с (отеком мозга и раздражением коркового конца зрительного анализатора. При раздражении клеток зрительного анализатора человек всегда видит свет, будь то удар по глазу или по голове или отек мозга.

Все это воспринимается как вспышка света. Но этот феномен описывается взрослыми людьми, вышедшими из состояния клинической смерти, как отрыв души от тела, душа как бы движется по туннелю. Все время повторяя это, в такое толкование начинает вешить и сам взрослый человек, так как оно объясняет сам феномен общения души человека с потусторонним миром.

У ребенка еще нет понятий о душе, о боге, так как о нем рассказывают взрослые, эти понятия, знания прививаются в процессе научения, воспитания. Ребенок при выходе из состояния клинической смерти может видеть и рассказывать только о чем-то белом, ярком.



Содержание раздела