d9e5a92d

Косвенное внушение


Например:
“Эти приятные ощущения, о которых вы вспоминаете, заменят другие”.
Упражнение 30
Возьмите книгу в правую руку, встаньте, закройте ее, затем закройте глаза и сосчитайте до 30, наблюдая за своими ощущениями. Загляните в ответ к этому упражнению.
 
Постгипнотическое внушение
Оно заключается в том, чтобы запечатлеть в разуме пациента во время гипнотической фазы виды поведения, которые реализуются в постгипнотическом периоде.
Традиционный гипноз систематически использует эти внушения. Наиболее известный пример предоставляет нам Нансийская школа: Бернгейм внушал некоторым своим пациентам назавтра в полдень, в ясную солнечную погоду, выйти на площадь Станислава и трижды раскрыть свой зонт.
Запомните, что вы не сможете заставить человека сделать все что угодно пациент всегда сохраняет определенную долю критичности.
Новый Гипноз использует такое внушение при определенных показаниях и менее директивно: для того чтобы вызвать амнезию, в практике самогипноза и чтобы гармонизировать возвращение в последней части сеанса.
КОСВЕННОЕ ВНУШЕНИЕ
 
Все искусство косвенного внушения
Косвенное внушение преследует определенную цель, даже если пациент ее и не распознает. У пациента есть выбор и возможность не принимать того, что ему внушается.

Таким образом, вы не провоцируете сопротивление и избегаете неудач.
Косвенное внушение используется особенно в фазе наведения или для того, чтобы сориентировать пациента в том направлении, которого он сам спонтанно избегает.
Косвенное внушение следует использовать с осторожностью, так как оно приближается к манипуляции.
Последовательность принятия
 
“Мама, я бегала, и сейчас жарко, и у меня во рту пересохло,
и ты разрешаешь мне выпить кока-колы”.
Последовательность принятия заключается в том, чтобы перечислить ряд истинных утверждений, с которыми пациент не может не согласиться. Их следует связать между собой соединительным союзом.

Данная последовательность заканчивается тем утверждением, которое должен принять пациент.
Упражнение 31
Представьте себе следующие три ситуации:
l рабочий просит у хозяина прибавить жалованье;
l подросток спрашивает у родителей разрешения поздно вернуться домой;
l студент, записываясь на семинар по гипнозу, просит сделать ему скидку.
Для каждой отдельной ситуации постройте последовательность принятия, которая обеспечивала бы исполнение просьбы.
Импликация
 
Не выбрасывайте этот учебник в мусорную корзину,
пока не дочитаете его до конца.
Смысл косвенного внушения (импликации) заключается в следующем: необходимо внушить то, что может произойти.
Эриксон так обращался к большинству пациентов, входивших в кабинет:
“Я прошу вас не входить в транс, пока не усядетесь удобно в этом кресле”.
“Как вы думаете, когда ваши глаза закроются? До или после того, как вы прикоснетесь рукой к своему лицу?”
“Вы войдете в легкий или в глубокий транс?”
Примечание:
Отныне вы можете отмечать в речах политических деятелей последовательности принятия и импликации.
Вопросы
 
“Мы с вами раньше не встречались?”
Это искусный способ задавать вопросы при наведении транса.
Достаточно легкий, он эффективен и может быть весьма элегантным.
“Какое время вам необходимо для того, чтобы войти в транс?”
“В какое время ваше дыхание может стать более спокойным?”
Упражнение 32
Этот тип межличностного общения очень часто используется в повседневной жизни. Вы пользуетесь им, сами не зная того, как господин Журден.2 Отмечайте те моменты, когда вы действуете подобным образом.
Негативное парадоксальное внушение
 
Оно заключается в назывании действия с одновременным указанием не совершать его.
Примеры:
“Не думайте о розовом слоне”;
“Вам нет необходимости расслабиться еще больше”;
“Я не знаю, станет ли ваше дыхание более спокойным”.
Упражнение 33
Не заглядывайте в ответ к этому упражнению.
Двойная связка3
 
Это иллюзорный выбор. Вы предлагаете два варианта, решение которых на самом деле одинаково.
Например:
“Я не знаю, появится ли чувство легкости в правой или в левой руке”.


“Вы хотите испытать легкий транс или не такой легкий?”
“Вы мне заплатите наличными или чеком?”
Упражнение 34
Сегодня вечером спросите у своего супруга или у одного из ваших детей, будут ли они мыть посуду в перчатках или без.
Контекстуальное внушение
 
Косвенное внушение заключается в том, чтобы дать пациенту услышать нечто, чего он совсем не готов услышать. Самый простой способ состоит в выделении определенных слов и произнесении их несколько различным образом (и при этом необходимо соблюдать паузу после каждого выделенного слова).

Но вполне возможно также заключить послание в весьма банальную фразу.
Например:
“Располагайтесь вот здесь удобно”. Пациент слышит предложение располагаться удобно.
“В этой простой позе легко войти в гипнотический транс”.
Упражнение 35
Во время ваших сопровождений тренируйтесь, чтобы:
l изменять звук голоса, выделяя важные слова;
l изменять положение головы, а следовательно, рта при произнесении важных фраз.
 
Составное внушение
Но где же-И-поскольку-так как?
Это связывание предложений соединительными союзами. В таком случае предложения взаимно усиливают друг друга, даже если между ними нет логической связи.
Например:
“В то время как вы меня слушаете и ваше дыхание становится более спокойным...”
“Вы легко можете дать вашему дыханию успокоиться, поскольку... может возникнуть комфорт, так как... вы сидите здесь...”
Упражнение 36
На основе каждого соединительного союза постройте составное внушение.
 
Трюизм
Дверь должна быть либо открыта, либо закрыта
Это высказывание очевидной банальности.
Многочисленные пословицы и поговорки построены именно на этом принципе.
Например:
Часто во время расслабления люди испытывают потребность закрыть глаза.
Когда удобно сидишь, можно расслабиться.
Каждый человек входит в транс по-своему.
Опыт всегда обогащает.
Надо ковать, чтобы стать кузнецом.
Дверь должна быть либо открыта, либо закрыта.
Упражнение 37
Вспомните пословицы или поговорки, основанные на трюизмах.
Внушение отсутствием упоминания
 
Если при перечислении забывают упомянуть какой-либо важный элемент, это позволяет выделить его, обозначив тем самым его наличие, а не отсутствие.
Например:
Во время сопровождения пациентки, страдающей избыточным весом (она находится на пляже) тот факт, что тело ни разу не было упомянуто, позволяет говорить об этом лишь втайне от сознания пациентки.
Вот знаменитый пример из практики Милтона Г. Эриксона: при лечении одной молодой женщины, страдающей функциональными сексуальными нарушениями, он решил осуществить сопровождение, в котором фигурировала бы спальня пациентки. Эриксон детально описал все предметы, которые обычно находятся в такой комнате, за исключением кровати.

Ее он пропустил намеренно. Не упомянув, он указывал на кровать, удовлетворяя таким образом потребность пациентки.
Упражнение 38
Вам 18 лет, вам нужна машина вашего отца, чтобы поехать на дискотеку. Как получить ключи, не спрашивая об этом прямо?
Внушение, связанное со временем
 
Ну так что, это на сегодня или на завтра?
При таком внушении делается предложение и указывается, что оно может быть принято позже (когда именно, не уточняется.)
В этой форме внушение не может быть отвергнуто пациентом и, в конечном счете, будет принято.
Пациент примет предложение лишь тогда, когда будет готов.
Например:
“Я не знаю, успокоится ли ваше дыхание через несколько мгновений или позже”;
“Ваши глаза могут закрыться сейчас или через несколько мгновений”.
Упражнение 39
Найдите три примера внушения, связанного со временем.
Намек
 
В этом случае вы намекаете, на что именно необходимо сориентировать пациента. Реакция будет непроизвольной благодаря вмешательству его бессознательного.
Поскольку такое внушение не адресовано пациенту прямо, оно не вызовет противодействия, оставляя бессознательному полную свободу выбора: принять его или не принимать.
Так, намек на еду чаще всего вызывает у пациента непроизвольное сглатывание.
Упоминание о чем-либо расслабляющем позволяет сориентировать пациента на релаксацию.
Упражнение 40
“Школьный двор”: предоставьте вашему воображению возможность пять минут блуждать и лишь затем посмотрите ответ.
ОТКРЫТОЕ ВНУШЕНИЕ
 
Мобилизующее внушение
Предложите пациенту нечто неопределенное расплывчатые мобилизующие рамки, которые он заполнит в зависимости от своей готовности и внутренних ресурсов.
Это уважительное внушение представляет собой двигатель, позволяющий бессознательному пациента осуществить работу.
Например:
“Ваше бессознательное разместит по местам... все, что необходимо”.
“Использование ваших бессознательных ресурсов позволит... осуществить... эту работу”.
В техническом плане отметьте использование паузы после мобилизующих глаголов или существительных.



Содержание раздела