d9e5a92d

Афферентный синтез


При лечении внушением, как прямым, так и косвенным, важно учитывать клиническую картину заболевания (диагноз) и опыт больного (имеющиеся у него представления). Следует строить внушение так, чтобы представление встретило с его стороны как можно меньше противодействия и как можно больше поддержки, т.е. делать его рациональным и мотивированным.

Например, у больных неврозами и неврозоподобной симптоматикой, этого нередко можно достигнуть и путем предварительной разъяснительной беседы, ослабляющей или устраняющей действие представлений, которые могли бы противодействовать внушению.
С позиции учения о ВИД плацебо следует понимать как условно-рефлекторное влияние лекарственных веществ на организм человека. Известно, что микстура Бехтерева оказывала значительное лечебное действие особенно тогда, когда ее прописывал сам В.М.

Бехтерев, в руках же других врачей эта микстура теряла свою эффективность. Поэтому назначение лекарства без разъяснения его действия, выписывание рецепта молча значительно снижают эффективность самых хороших медикаментов.
И.П. Павлов в речи, посвященной памяти С.П.

Боткина, сказал: "Сколько раз приходилось слышать от его учеников-клиницистов печальные признания, что те же рецепты и, по-видимому , при подобных же случаях оказались не действенными у них, делая чудеса в руках учителя".
При плацеботерапии важное значение имеет действие таких раздражителей, как вид, вкус и запах лекарства, эффектная упаковка, сложное название, необычность реакции после его приема. Но еще большее значение имеют вторично-сигнальные раздражители: внушение врача, связанное с приемом лекарств, мнение о нем больных, авторитет врача, назвавшего этот медикамент.

Важное значение при плацеботерапии имеет эмоция ожидания: ожидание является одним из условий, соответствующих внушению.
Прежде чем использовать плацеботерапию, необходимо психологически подготовить 6ольного, чтобы он не заподозрил "обмана". Методика разрабатывается до мельчайших деталей.

Обследование, наблюдение за больным в ходе лечении должны носить суггестивный характер.
Плацеботерапия - это опосредованный медикаментозный или иной способ лечения с психологическим воздействием на больного, при котором он не знает, что подвернется внушению
Также необходимо остановиться на таком феномене как мнительность человека. Самый обыкновенный и известный врачам пример - это болезнь студентов медицинского вуза на 3 курсе. Будучи совершенно здоровыми, занимаясь изучением какой-либо дисциплины (например, гельминтологии) , они представляют перемещение аскарид у себя в кишечнике и нередко начинают считать себя страдающими определенными болезнями.

Считается, что между мнительностью, суеверием и внушением вообще нет большой разницы. Чтобы стать действенным, внушающий импульс должен быть не только воспринят, но и переработан лицом, получившим информацию, причем процесс переработки образов не остается пассивным, а осуществляется благодаря соответствующей установке этого лица. В то же время в момент снижения притока внешних раздражителей (сенсорная депривация) в сознании человека осуществляются более быстрые реакции с образами. "Мечтать образами, как известно, всего лучше в темноте и совершенной тишине, - писал И.М. Сеченов. - В шумной, ярко освещенной комнате мечтать образами может разве только помешанный, да человек, страдающий зрительными галлюцинациями, болезнью нервных аппаратов".

Внушение и восприятие образа, чтобы стать действенными, должны сопровождаться самовнушением. Чистого самовнушения, без воздействия на личность извне, не бывает (пример с черной кошкой, переходящей дорогу). Источниками процесса самовнушения в конце концов всегда являются те или иные находящиеся вне личности причины и факторы.

Можно сказать, что в широком понимании мнительность и суеверие сильно детерминированы, причинно обусловлены.
В заключение разговора о внушении необходимо остановиться на роли различных видов внушений в организации поведения человека. П.К. Анохиным была предложена принципиальная схема функциональной системы для саморегуляции структуры поведенческих реакций.



В соответствии с этой схемой любой целенаправленной деятельности предшествует принятие решения путем "афферентного синтеза", т.е. анализа и синтеза афферентной информации, имеющей четыре источника и неодинаковые значения: биологическую мотивацию (инстинктивные потребности пищевые, половые, оборонительные и т.п.), обстановочную афферентацию (условия окружающей среды), пусковую афферентацию (непосредственный стимул реакции) и память (информация, возникающая в результате жизненного опыта).
Афферентный синтез заканчивается формированием программы действия, которая, по мнению П.К. Анохина, состоит из двух принципиально различных элементов: эфферентной программы действия (ЭПД), т.е. определенной последовательности набора нервных команд, поступающих на исполнительные приборы - эффекторы (скелетные мышцы, железы, внутренние органы); акцептора результата действия (АРД), т.е. нейронной модели предлагаемого результата, к которому должно привести данное действие.
Осуществление программы действия приводит к результату, который оценивается организмом с помощью обратной афферентации (ОА), т.е. обратной связи. Это звено замыкает сложную разомкнутую дугу в кольцо. Информация о реально полученном результате сравнивается с прогнозом, закодированном в АРД.

В случае, если полученный результат соответствует ожидаемому, данная "функциональная система" прекращает свое существование, так как это значит, что цель, стоявшая перед организмом, достигнута.
Согласно концепции функциональных систем внушение представляет собой вмешательство в афферентный синтез. Модель психического состояния, формируемая в гипнозе - это функциональная система, временно стабилизированная для получения "фокусированного полезного результата" с точки зрения внушенного образа или мотива (Л.П.

Гримак, 1988 г.). Афферентный синтез идет в следующих направлениях:
- последствиями внушения затормаживается реальная импульсация и деактуализация;
- целенаправленно активируются энграммы того или иного состояния, которые могут быть как результатом непосредственного опыта, так и итогом опыта других.
Вмешательство в сферу мотивации может быть непрямым, когда формируется психическое состояние и естественно включается тот или иной мотив, или же прямым - при специальном внушении.
На основе активированных энграмм и мотивов создается соответствующий АРД и программа действия, которая включает подготовку внутренней среды организма и систем, формирующих внешнюю активность.
При этом следует учитывать возможное влияние остаточной реальной импульсации и мотивации. Оно может быть особенно значительным в недостаточно глубоких стадиях гипноза, а также в тех случаях, когда реальная импульсация почему-либо является чрезвычайно сильной. Чаще всего влияние в определенной степени складывается на функциональном обеспечении программы действия. В этих случаях имеется нечто среднее между внушенным и реальным воздействием.

С этой точки зрения внушаемый эффект может быть тем больше, чем меньше противоречивой импульсации поступает из окружающей среды.
ВНУШАЕМОСТЬ И ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ГИПНОЗУ
Внушаемоcть - это степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию, или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, которое исходит от другого лица или группы людей. При этом сам человек не отдает себе ясного отчета в такой ситуации. Подчиняясь, он продолжает считать свой образ действия как бы результатом собственной инициативы и самостоятельного выбора.

Противоположное внушаемости свойство - критичность. Внушаемость является характеристикой индивида, зависимой от ситуативных и личностных факторов.

К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности. Выделяют следующие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости: психофизиологическое состояние субъекта (при покое и релаксации внушаемость возрастает, так же как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, стрессе, максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе); низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности, малая степень его значимости для личности; дефицит времени для принятия решения.

Внушаемость под влиянием "группового давления" зависит от уровня группового развития.
Экспериментально показано, что субъекты, характеризуемые по тестам внушаемости как внушаемые, в коллективе в результате опосредования межличностных отношений целями и ценностями совместной деятельности оказываются способными осуществлять коллективное самоопределение. Современная психология рассматривает внушаемость как неоднородное явление, она по-разному обнаруживает себя в различных сферах личности, применительно к тому или иному содержанию в виде деятельности. Каждый человек в определенных ситуациях в какой-то степени может оказаться внушаемым. С помощью факторного анализа выявлено два типа внушаемости.

Первичная внушаемость лежит в основе восприимчивости к аутосуггестии (самовнушению), гипнозу. Вторичная внушаемость связана с отношениями подчинения, их мотивацией и низкой самооценкой субъекта. Внушаемость не является, как считали представители школы Шарко, психическим предрасположением свойственным только известного рода больным (истеричным), это нормальное свойство человеческой психики.

Этого мнения придерживаются все ведущие ученые, изучающие эту проблему, и оно было подтверждено нансийской школой. Однако чрезмерная внушаемость может дезорганизовать поведение человека и расценивается как отрицательное качество.



Содержание раздела