d9e5a92d

Случай 9: теннис


СЛУЧАЙ 9: теннис.
Следующий текст воспроизводит важнейшие моменты двух сеансов:
Д-р: Итак, вы уверены в своих теннисных способностях?
П: Да. Мне это действительно хорошо удается. Д-р: Это замечательно.

А что вам кажется наилучшими сторонами вашей игры?
Я: Подача, удар с задней линии и то, как я выхожу к сетке.
Д-р: Мне всегда было трудно двигаться близко у сетки, но вы, кажется, УВЕРЕНЫ, ДВИГАЯСЬ БЛИЗКО (большие буквы означают, что это произносится медленно в низкой тональности, отмечая уверенность и движение вблизи как отдельные сообщения.
Я: Для этого требуется только практика.
Д-р: Правда? (сказано с сомнением в голосе и на лице).
Я: Да, вам нужно только потренироваться. (П. теперь представляет важность практики и вынужден усилить это из-за сомнения, выраженного доктором.)
Д-р: Каким образом вы осознаете свою уверенность в теннисе?
Я: Что? Я не понимаю.
Д-р: Когда вы отправляетесь в путешествие, скажем в Лас-Вегас, вы знаете, что прибыли, когда видите яркие огни и вывески; вы знаете, что действительно закончили трапезу, когда чувствуете себя сытым; вы узнаете свою любимую музыку, когда слышите мелодии (использование всех систем - визуальной - кинестетической - аудиальной), начиная с визуальной, так как он раньше сказал: "Я не могу представить себя подходящим к женщине... Я боюсь, что буду выглядеть глупо". Эти утверждения показывали, что по крайней мере в области проблемы, его заклинило в визуальной системе, т.е. он рисовал себе картины (В) какого-то провала в будущем, возможно, основанного на каком-то предыдущем визуальном опыте, а затем он чувствует (К) реакцию на эти картины.

И в действительности оказывается, что его внутренняя реальность становится более реальной, чем внешняя.
Я: Я не уверен, что вижу, что вы имеете в виду, но полагаю, что у меня есть эти ощущения.
Д-р: (Голова слегка наклонена вправо по направлению следующего сообщения в левое ухо пациента (RH), речь медленная в низкой тональности.) (С этого момента большими буквами выделяется произносимое с наклоном головы, медленно и пониженным тоном.) ПРАВИЛЬНО! ЭТО ОЩУЩЕНИЕ! Расскажите мне побольше о вашем хорошем твердом ощущении (прибавляя, что ощущение хорошее и твердое и, конечно, вы можете ощутить что-то твердое).
П: (Глаза слегка направляются вправо вверх, пока он "ищет" свое воспоминание об этом твердом ощущении; он начинает расслабляться, заметно изменение дыхания.) Я чувствую хорошее... (точки означают паузу) что-то сильное...(глаза вправо вниз, показывая переключение в кинестетическую систему, и он, очевидно, ощущает позитивную реакцию. Это подтверждает, что источник его проблемы находится в визуальных воспоминаниях и ожиданиях)... приходит также ощущение возбуждения и хорошего самочувствия.
Д-р: Как, по-вашему, вы выглядите, когда... ЧУВСТВУЕТЕ УВЕРЕННОСТЬ? (скрытое внушение вначале, чтобы помочь пациенту в ассоциации хороших ощущений с визуальными образами).
Я: (улыбаясь) Я никогда не смотрел на себя, но мне кажется, я выгляжу немного гордо... и уверенно. (С этого момента он сидит на стуле прямо, расправив плечи, его голос набирает силу, реально показывая, как он выглядит и что чувствует.)
Д-р: ПРАВИЛЬНО!... Совсем как вы выглядите сейчас (вводя более приятные переживания в его визуальную систему)... а когда вы сыграли отличный сет и обсуждаете его, как звучит ваш голос теперь? (Смешивание прошлых переживаний "сыграли сет" с настоящим "как звучит ваш голос теперь", и начало позитивной ассоциации с его речью.)
Я: Мне кажется, так, как он звучит сейчас (признание того, что он испытывает сейчас).
Д-р: ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО... ТЕПЕРЬ... не так ли? (Доктор добавляет улыбку к тону голоса, наклону головы и т.д.)
Я: (кивая головой, улыбаясь) Да! Я хотел, чтобы так было, когда я разговариваю с женщиной (показания к тому, что он соединяет переживания и распознает потенциал).
Д-р: Но у вас не... ВСЕГДА БЫЛА УВЕРЕННОСТЬ... (бессознательное внушение), когда вы только начинали играть в теннис (усиление связи между двумя переживаниями: начало без уверенности, работа над этим и приобретение уверенности. В этот момент наклон головы и т.д. становится автоматическим толчком, настраивающим пациента на положительную реакцию. Действие бессознательного внушения).



Вы знали, что страх - это ничего кроме как ЗА...БЫВАНИЕ ВАШЕЙ УВЕРЕННОСТИ? П: (улыбаясь) Вы хотите сказать, что я знаю, как быть уверенным, но только забыл? (показывая, что он вспоминал бессознательное внушение).
Д-р: ПРАВИЛЬНО! (наклон головы, тон голоса, улыбка), и если вы забыли, то у вас это должно где-то остаться. Нельзя забыть то, чего не знал. (Слово "забывание" выше было сказано очень медленно с небольшой паузой между "ЗА" и "БЫВАНИЕ". Дополнительно к сообщению пациент сознательно воспринял, что было бессознательное внушение: СТРАХ - ЭТО ЗАБЫВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ, т.е. нужно использовать сигнал страха как толчок к воспоминаниям как быть уверенным.

Это позволяет использовать опыт его реальной жизни для того, чтобы помочь запустить новую реакцию.) Однако в прошлом вы ужасно пугались, когда пытались говорить с женщинами (сказано скучным, почти порицающим тоном, а использование прошедшего времени подразумевает, что это было только в прошлом).
П: (горбится, голос дрожит) Да, это действительно пугало меня. (Пациент начинает думать о страхе в прошедшем времени: пугало, а не пугает.)
Д-р: (наклон головы, тон голоса, улыбка) НО ВЫ ЗНАЕТЕ КАК ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ХОРОШО ВО ВРЕМЯ ЩЕЛЧКА (щелканье пальцев прерывает его паттерн или реакцию, в то время как наклон головы и остальное вызывают ассоциирующиеся с ним хорошие чувства).
П: (задерживает дыхание, затем медленно выдыхает, расслабляется и улыбается) Я не знаю, что вы делаете, но я чувствовал себя плохо и почувствовал снова хорошо. Д-р: (наклон головы, тон голоса, улыбка) ПРАВИЛЬНО! (голова в нормальном положении, нормальный тон) Какая-то часть вас знает как (пауза, наклон головы и т.д.) ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ХОРОШО... КОГДА БЫ ВЫ НЕ...

ЗАХОТЕЛИ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ХОРОШО!
В этот момент я начал рассуждать об его игре в теннис вообще, особо подчеркивая чувство неуверенности вначале, и что затем, по мере тренировок, становится все легче и легче. Эта тема повторялась несколько раз при обсуждении различных аспектов игры: обучение умению подавать подачи, обучение мягкому удару на задней линии и т.д. Так как пациент уже знал все это, была надежда, что это пробьется в сознание, и так как он знал чего он хочет,- уверенности в отношениях с женщинами,- он должен был воспринимать важнейшие части сообщения: практика ведет к умению и уверенности, а применение этого ведет к цели. (Эриксон и Росси, 1979). Во время этих кажущихся повторений я начал вводить внешнюю информацию: "Один из важных аспектов, которым вы научились автоматически, видеть мяч с интересом (намеренно неверное предложение,- прочтите его снова).

Совсем так же как вы СЕЙЧАС СМОТРИТЕ НА МЕНЯ С ИНТЕРЕСОМ, (голова и тон, без улыбки), чтобы отреагировать автоматически... на мяч без раздумий, совсем как вы НАЧИНАЕТЕ СО МНОЙ (голова, тон, неправильное предложение), держа эту ракетку (утверждается, как будто он держит ракетку: ведет к отсоединению) и ЭТА РУКА (наклон головы) научилась ДВИГАТЬСЯ АВТОМАТИЧЕСКИ, как будто с собственным мозгом (правая рука делает слабое движение). ИМЕННО ТАК, ПРАВИЛЬНО (наклон головы, соединение двух предложений вместе) и я действительно не знаю, какая рука... НАЧНЕТ ПОДНИМАТЬСЯ (наклон головы) и остается около лица (правая рука подергивается сильнее) (длинная пауза 10-15 секунд) ПРАВИЛЬНО (наклон головы) (10-15 секунд пауза) ЭТО... удовольствие испытывать это...

ОЩУЩЕНИЕ ПОДЪЕМА (двойное сообщение; то, что вместе с паузой означает движение, означает удовольствие, и все вместе означает удовольствие делать это движение). (Рука пациента дергается несколько раз, затем медленно, слегка подергиваясь начинает подниматься вверх)".
Д-р: Ваше подсознание решает, когда вы... ЗАКРОЕТЕ ГЛАЗА, в то время как РУКА ПОДНИМАЕТСЯ... ИЛИ КОГДА ОНА КОСНЕТСЯ ВАШЕГО ЛИЦА. (Сказанное подразумевает, что у него есть подсознание, и что оно может решать, плюс использование иллюзий выбора. Он закроет глаза, когда выберет сам.) Сознательно ВЫ МОЖЕТЕ УДИВИТЬСЯ, ГДЕ ВАША РУКА КОСНЕТСЯ ЛИЦА ... или Я МОГ ОШИБИТЬСЯ, И ВЫ ВОВСЕ НЕ УДИВИТЕСЬ! (это помогает ему осознать, что его сознание не знает, что может сделать подсознание, и подразумевает, что он выполнит внушение. Я дал ему шанс доказать, что я ошибаюсь.

Он вовсе не обязан удивиться).
Глаза пациента медленно мигают, затем закрываются, дыхание глубокое; лицевые мускулы расслаблены, и он переходит в обычное гипнотическое состояние. Его рука поднимается, через несколько минут касается лица и остается там.
Д-р: Если я захочу, чтобы ваша рука опускалась с какой-то скоростью, не обращайте внимание, я хочу, чтобы вы сопротивлялись этому и не позволяли ей опускаться быстрее, чем вам будет удобно, что должно быть не раньше, чем вы погрузитесь еще глубже. (Рука пациента остается около лица три-четыре минуты, и я говорю мягко два или три раза: "Правильно", в то время как явно он погружается в транс, т.е. дышит медленно, лицевые мускулы становятся еще более расслабленными. Когда рука начинает опускаться, я говорю снова.)
Пациенту в форме простого рассказа я напоминал, как он учился в детстве ездить на велосипеде, на роликовых коньках, играть в спортивные игры и т.д. Каждая история длилась около трех минут, подчеркивая вначале легкий испуг, но вместе с тем желание научиться, тренироваться, терпеть неудачи и делать новые попытки, наконец, овладеть навыками и приобрести уверенность. В конце каждой истории я говорил: "ПРАВИЛЬНО", усиливая ассоциативный фактор. Ему было сказано, что он может вернуться в сознательное состояние, когда ему понадобится, но не раньше, чем увидит конкретное событие в соей жизни, когда он научится быть уверенным, и сможет вызвать в себе эти чувства.

Примерно через десять минут он открыл глаза.
Я: Это было здорово. Я чувствую себя хорошо. Д-р: ПРАВИЛЬНО!

Обучение новому всегда интересно, но у меня есть проблема (намеренно изменяется тема и прерывается его сознательный процесс) и мне необходима ваша помощь.
Я: (мигает глазами и внимательно смотрит) Что я могу сделать?
Д-р: Ну хорошо, терапевту необходимо то, что называется данными базовой линии (дано несколько примеров таких данных). Так как я не могу влезть к вам внутрь и посмотреть, что происходит, когда вы смотрите В ПРОШЛОЕ (наклон головы, медленная речь) и нам необходимо что-нибудь, чтобы оценить ваш прогресс, у меня есть к вам поручение.
П. 0'кей.
Д-р: Я хочу, чтобы вы взяли маленький блокнот, пошли и попытались быть отвергнутым пятью женщинами за неделю. Подходите к ним любым приемлемым способом и обращайте особое внимание на свои реакции. (Пациент становится несколько нервным.) Важно увидеть (возврат к визуальной системе), как вы ощущаете и видите, что с вами происходит. Это даст нам информацию необходимую для того, чтобы помочь вам.

Конечно, вы можете отказаться, но при этом вы будете выглядеть глупо, прося помощи и отказываясь помочь. (Намеренно используется его страх "выглядеть глупо", чтобы побудить его действовать. Это, двойная связка. К тому же, выполняя поручение, ему придется встречаться с женщинами.)
П: Ладно, мне это не очень нравится, но было бы глупо заплатить вам за помощь и отказаться сотрудничать с вами.
Д-р: ПРАВИЛЬНО (наклон головы, тон голоса вызывающий его положительные ассоциации для решения новой задачи). Теперь наше время истекло. Мы встретимся через неделю и, имея данные вашей базовой линии, сможем действительно начать работать.
ВТОРОЙ СЕАНС:
Пациент входит с улыбкой и выглядит очень довольным.
П: Я не смог в точности выполнить ваше поручение и получил отказ только от двух женщин. За прошедшую неделю мне довелось встретиться с шестью дамами, и у меня было два свидания. Это нужно было видеть, я ВЫГЛЯДЕЛ ХОРОШО (голос у пациента твердый, он выглядит очень довольным, а его рассказ, что он встретился с шестью женщинами и при этом выглядел хорошо, показывает, что теперь в визуальной системе он видит положительные переживания).
Далее пациент рассказывал о своей первой попытке, о страхе, который стал уменьшаться, и о растущей уверенности. "Это становилось все проще". Каждый раз, когда он чувствовал страх, он вдруг вспоминал, что это значит, что он забыл быть уверенным. Он также уверено заявил, что его проблема решена.
Д-р: ПРАВИЛЬНО! (улыбка, наклон головы, тон голоса). Теперь вспомните, как эта рука начала подниматься на прошлой неделе (пациент смотрит на свою правую руку, которая начала подергиваться). Вы знаете, как воспроизвести те же переживания ТЕПЕРЬ! (Глаза закрываются, и пациент погружается в гипноз.)
Баланс гипнотических переживаний заключается в наложении его умения играть в теннис на встрече с женщинами. "Вы горды и уверены в своей подаче и когда чувствуете, что можете увидеть, как подаете подачу женщине, которая находится на другой стороне от сетки, вы знаете, как выйти вперед к сетке и справиться со всем, что мешает вам. Точно так же вы можете пойти на встречу с женщиной и увидеть, как справляетесь с этим." Чтобы усилить его движения к цели, было использовано много историй, сравнивающих теннис со встречей с женщиной. Можно было уверенно сказать, что он достигнет цели.
Хотя формально я за ним не следил, мне было известно, что он общался с несколькими женщинами, одна из которых сообщила мне, что его дела идут все лучше и лучше, совсем как в теннисе!



Содержание раздела